Статья «Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении темы «Символика натюрморта в голландской живописи XVII века»»
Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении темы "Символика натюрморта в голландской живописи XVII века".
Использование активных и интерактивных методов обучения в преподавании дисциплин гуманитарного цикла – одно из важных условий подготовки специалистов художественного профиля. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания; идет обмен знаниями, способами деятельности, идеями.
Интерактивное обучение способствует установлению эмоциональных контактов между студентами, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Включение активных и интерактивных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность студентов, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению. [1, с. 38]
Использование активных и интерактивных методов обучения предусматривает творческие задания, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, использование ролевых игр, моделирование ситуаций, совместное решение проблем. Студент из объекта воздействия превращается в субъект взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения. При изучении дисциплины «История изобразительного искусства» используются различные интерактивные методы с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций. Например, моделирование жизненных ситуаций, дискуссии, обучающие игры, метод проектов, исследовательский метод, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и др.
В рамках изучения дисциплины «История изобразительного искусства» проводится практическое занятие по теме: "Символика натюрморта в голландской живописи XVII века". В своей учебной и практической деятельности студенты Омского филиала ВШНИ неоднократно встречаются с натюрмортом, например, в рамках изучения таких дисциплин как «Живопись», «Рисунок», «Композиция». Натюрморт составлен из бытовых вещей, не несет в себе смысловой нагрузки, главное в такой постановке композиционное и цветовое равновесие, порядок предметов, их расположение, правильный ракурс, цветовые и световые соотношения.
Рассматривая натюрморт, чаще всего осознают лишь живописный эффект произведения. «Секрет чтения» натюрмортов заключается в сложной системе знаков, символов и эмблем, использованных художниками. В качестве целей практического занятия по данной теме могут выступать следующие: обобщение и систематизация знаний о голландском натюрморте и его символическом значении, раскрытие содержания этого жанра, демонстрация связи искусства с изменениями мировоззрения и мировосприятия людей и др.
Занятие проходит в игровой форме, с использованием интерактивной доски, презентаций, а также различных предметов «натюрмортного фонда», что позволяет вовлечь в творческий процесс всех обучающихся. Студенты делятся на подгруппы. На начальном этапе необходимо повторить и обобщить некоторые теоретические знания. Обучающимся предлагается ответить на вопросы викторины (повторение темы прошлого урока «Западноевропейское искусство XVII века»). За каждый правильный ответ студенты выбирают предмет из «натюрмортного фонда». Вопросы могут быть такими: Что такое символ? В чем отличие символа от знака? Что Вы знаете о символике в религиозном искусстве? Что такое натюрморт? Какие виды натюрмортов Вы знаете? В чем проблема интерпретации старинного натюрморта?
На этапе актуализации знаний обучающихся целесообразно, на наш взгляд,
продемонстрировать презентации с сообщением информации о символике предметов в голландском натюрморте XVII века и предложить студентам в группах выполнить такое задание: используя энциклопедии символов, сопоставить предметы и их символическое значение (дефиниции), озвучить полученные результаты. Следующим заданием для групп станет анализ голландских натюрмортов XVII века Vanitas Жака Андре Жозефа Аведа и Адриана ван Утрехта у доски и обсуждение возможных скрытых смыслов, попытка интерпретации произведений.
Практическое применение полученных знаний на этом этапе урока, на наш взгляд, возможно при выполнении следующего группового задания: из полученных предметов «натюрмортного фонда» составить композицию в стиле Vanitas, объяснить, «прочитать» натюрморт другой группы. Это задание студенты выполняют с живым интересом, стремясь максимально усложнить композицию, учитывая форму, размер, цвет и символическое значение предметов. Интерпретация постановок другой группы проходит весело, не всегда авторы вкладывают тот смысл, который зрители считывают.
Произведения искусства в знаках и символах, цвете, композиции, образах воплощают картину мира. На этапе обобщения и рефлексии предлагаю студентам всем вместе составить современный натюрморт из подручных материалов, который отражал бы, на их взгляд, картину мира XXI века. В качестве подручных материалов студенты использовали не только предметы «натюрмортного фонда», но и собственные вещи: планшеты, телефоны, плееры, банки от газированной воды, очки, пластиковые карты и т. д. В результате интерпретации полученной композиции, получилось, что современный человек закрыт от окружающего мира, глух, слеп, одинок (темные очки на черепе, наушники и т. д.). На вопрос можно ли с помощью каких-то предметов (убрать-добавить) изменить общий смысл композиции, студенты отвечают, что если вместо планшета положить книги, снять наушники и очки, то поменяется и общая идея данного натюрморта. Заканчивается практическое занятие общим итоговым обсуждением, рефлексией. В качестве творческого домашнего задания предлагается написать натюрморт в любой технике и вложить в него личностный смысл.
На наш взгляд, при систематическом использовании на уроках истории изобразительного искусства активных и интерактивных методов у студентов формируются следующие профессиональные навыки:
- умение определять стилевые особенности в искусстве разных эпох и направлений; - применять знания истории изобразительного искусства в художественно - проектной практике;
- умение анализировать конкретные произведения искусства и явления художественной практики;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- пользоваться различными источниками информации.
Грустно слышать от заслуженных художников выражения: «Мы эти смыслы в свои произведения не вкладывали». Хотелось бы, чтобы наши будущие специалисты обладали необходимыми компетенциями и несли в своем творчестве не внутреннюю опустошенность, а новые идеи, смыслы, желания, настроения, ведя за собой зрителя, занимая его интересной игрой.
Библиографические примечания:
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
Верижникова Т.Ф. Малые голландцы. - СПб.: Аврора, 2004 – 256 с.
Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. - М.: Наука, 1997 – с. 37-89
Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - СПб.: Академический Проект, 1999 - 455 с.
Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-классика, 2005 – С.384
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин: «Александра»,1992. – с. 12 -21.
Якушева Г. И. Использование интерактивных методов обучения на уроках дисциплины «История искусств» как фактор формирования профессиональных компетенций будущего специалиста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 469–473. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76568.htm. (дата обращения: 20.03.2017)