12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мухина Елена Владимировна20

На правах рукописи

                             Использование интерактивных методов при обучении

русскому языку умственно отсталых детей

 

 

Выполнила: учитель русского языка

Мухина Елена Владимировна

Рецензент:

Оксана Константиновна Юрьева председатель Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

г. Барнаул

 

 

Кемерово 2017

   

Актуальность исследования. Проблема обучения детей с различными особенностями психического и физического здоровья для педагогики в целом далеко не новая.

В исследованиях Л.Н.Вавиловой, В.А.Вакуленко, Ю.Е.Водопьяновой и многих других нашла отражение проблема освоения и использования интерактивных методов обучения. В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, накопленным за весь период существования педагогики.

Остаются мало исследованными вопросы применения интерактивных методов обучения в практической деятельности школ для обучающихся с умственной отсталостью и вопросы эффективности их использования.

Именно этим обусловливается актуальность данной темы на сегодняшний день.

В своей работе мы рассматриваем интерактивные методы работы с умственно отсталыми обучающимися легкой степени (интеллектуальными нарушениями) на примере учебного предмета – русский язык в IX классах общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки № 27 г. Кемерово.

Объект исследования – процесс обучения русскому языку обучающихся с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями) в IX классах. 

Предмет исследования – интерактивные методы изучения русского языка как средство активизации познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени ( интеллектуальными нарушениями).

Цель исследования – определить эффективность интерактивных методов обучения в старших классах общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки как способ наиболее адаптированный для восприятия учебной информации умственно отсталыми обучающимися легкой степени (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с поставленной целью были определены следующие

задачи

- разработать методы интерактивного обучения русскому языку с учетом психологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями);

- провести комплексное психолого-педагогическое обследование познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, отклонений в психофизическом развитии в процессе обучения грамоте, правописанию, связной письменной речи; 

- проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;

- определить условия повышения эффективности развития обучающихся посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;

- разработать условия организации технологии интерактивного обучения русскому языку;

- апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством включения в целостный педагогический процесс.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что активизация познавательного процесса на уроках русского языка будет эффективной при условии, если:

- обеспечить активную познавательную деятельность учащихся с помощью интерактивных методов обучения;

- изменить форму предъявления дидактического материала (ориентировав его на интерактивные методы обучения);

- разработать типологию упражнений, направленную на формирование умений делать самостоятельный выбор лексических средств, самостоятельно приобретать знания в области лексики;

- с помощью интерактивных средств усилить деятельностную направленность образовательного процесса.

Степень изученности проблемы

Следует отметить, что на сегодняшний день нет фундаментальных работ, посвященных интерактивным методам работы на уроках русского языка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Научная новизна заключается в том, мы впервые проверяем эффективность интерактивных методов обучения при работе с детьми с умственной отсталостью.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных нами интерактивных методов учителями русского языка при работе с умственно отсталыми детьми.

Для решения данной важной задачи в области применения интерактивных методов обучения необходимо знать особенности развития умственно-отсталых детей, их специфические и сохранные возможности.

Исходя из собственного опыта работы, нами было выделено (дифференцировано) 3 условные группы обучающихся в школе-интернате психолого-педагогической поддержки для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями):

- слабоуспевающие

- среднеуспевающие

- сильные обучающиеся.

Именно с таким делением на группы внутри каждого класса проводились эксперименты обучающего характера, связанные с влиянием интерактивных методов обучения на познавательную деятельность умственно отсталых детей с интеллектуальными нарушениями.

К первой категории мы можем отнести обучающихся, с ярко выраженным рассеянным вниманием, отсутствием абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения. Для таких обучающихся на уроках русского языка мы даем минимальный объем работы, с постоянным контролем и коррекцией. Как правило, такие дети на уроках не в состоянии самостоятельно работать, поэтому здесь требуется постоянная координация деятельности ученика учителем.

Ко второй группе (их большинство) относятся дети с умеренной недостаточностью познавательной деятельности. Такие обучающиеся в состоянии самостоятельно выполнять небольшие упражнения, делать незначительные выводы, но, как правило, в большинстве своем они не видят своих ошибок и не в состоянии анализировать выполнение своей работы. Для них любая работа выполнена хорошо, они не понимают своих неудач и вполне довольны своей учебной деятельности.

И последняя, третья категория детей отличается от предыдущей уже выраженной в небольшой степени познавательной активностью, усидчивостью, высокими показателями объема памяти (могут заучивать наизусть по несколько страниц печатного текста), но спустя некоторое время полностью забывают выученный текст. Такие обучающиеся практически всегда активны на уроках, не требуют постоянного многократного повторения учебного материала (как в группе №1, и группе №2). Эмоциональное состояние у таких детей более устойчивое, они в адекватно реагируют на замечания, не конфликтуют на уроке и во внеурочной деятельности и в некоторых случаях могут контролировать работу на уроке более слабых обучающихся.

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания материалов урока. В своей практике при проведении интерактивного урока мы используем следующие этапы: [70]

Мотивационный этап.

Этап доведения цели урока.

Этап предоставления новых знаний обучающимся.

Практические упражнения, основанные на интерактивном методе обучения.

Рефлексия.

Этап оценивания работы группы на уроке.

Исходя из собственного педагогического опыта работы с умственно отсталыми детьми (интеллектуальными нарушениями), мы определили самое оптимальное время в учебном процессе для проведения интерактивных уроков: 3 или 4 урок в первой половине дня (11.00-12.00). Дело в том, что умственно отсталые дети значительно быстрее утомляются, чем здоровые дети, поэтому не рекомендуется проводить занятия с высокой активностью мыслительных и психических процессов у детей в утренние часы, когда активность всех познавательных процессов низкая, и в часы, когда у ребенка наступает утомляемость (после 4 урока).

На сегодняшний день меняется система оценивания результатов, не знаний обучающихся, а именно подхода к допущенным ошибкам. Учитель оценивает не конечный результат (правильно или неправильно ответил обучающийся), а действия ученика при решении учебной проблемы. Ошибки умственно отсталых обучающихся учитель использует в качестве части учебного процесса, вместе с учениками анализирует логическое построение ответа, которое и привело к неверному решению учебной проблемы.

Среди наиболее продуктивных методов изучения учебного материала для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) в старших классах, исходя из собственного опыта, получили такие методы, как: метод-погружение в тему, дискуссия, мозговой штурм, работа в малых группах.

Для анализа эффективности использования интерактивных методов обучения для умственно отсталых обучающихся нами были изучены 2 группы детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

1 группа – экспериментальная, 9 «Б» класс (12 человек), изучение программного учебного материала с использованием интерактивных методов обучения.

2 группа – контрольная, 9 «А» класс (12 человек), изучение того же учебного материала , но уже в традиционной форме, без использования интерактивных методов обучения.

Рабочая программа, на базе которой проводился эксперимент, составлена на основе авторской программы В.В. Воронковой и имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной и познавательной деятельности во время всего образовательного процесса.

Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативные документы:

- Конституция РФ;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конвенция ООН о правах инвалидов;

- Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями);

-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 03.02.2015г. № 35850);

- Региональные рекомендации Кемеровской области «Проектирование основной образовательной программы специального начального общего образования детей с ОВЗ»;

-Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологическое содержание и организации режима работы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.4.3259-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 09.02.2015г. №8;

-Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.06.2015г. №26;

-Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. №481 «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Целью любого образовательного процесса является овладение обучающимися учебным предметом, независимо от методов и форм обучения. Поэтому в своих исследованиях мы ориентировались на личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения предмета, которые продиктованы требованиями ФГОС.

На начальном этапе нашей работы был проведен входящий контрольный диктант с грамматическим заданием, в двух группах: в экспериментальной 9”Б” и контрольной 9 “А”.

В экспериментальной группе: справились с контрольным диктантом 10 обучающихся, 2 не справились.

Из 10 обучающихся написали контрольный диктант на

“отлично” – 0;

«хорошо» – 4 человека;

«удовлетворительно» – 6 человек.

Двое обучающихся написали контрольный диктант на «неудовлетворительно»

На втором этапе нашего исследования в экспериментальном классе были проведены учебные уроки, соответствующие рабочей программе по русскому языку для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), но с применением интерактивных методов обучения.

Во второй группе были проведены те же учебные уроки по русскому языку для 9 класса в традиционной форме, где обучающиеся занимают пассивную роль во время образовательного процесса.

На третьем этапе нашего исследования мы провели повторную диагностику успеваемости обучающихся, после проведения экспериментальных уроков с применением интерактивных методов обучения.

За основу исследования мы взяли тот же характер ошибок: орфография, фонетика, грамматика, синтаксис.

Комплексное применение нестандартных уроков, обеспечивающих педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в экспериментальном классе дало прекрасную возможность для активизации познавательных процессов обучающихся, их мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов.

Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Были выявлены наиболее эффективные педагогические условия подготовки и проведения уроков с помощью интерактивных методов обучения для оптимизации учебного процесса при изучении русского языка в общеобразовательной школе психолого-педагогической поддержки при работе с умственно отсталыми обучающимися (интеллектуальными нарушениями):

1. Использование игровых технологий.

2. Использование исследовательских технологий.

3. Решение нестандартных лингвистических задач.

4. Использование информационных технологий.

5. Метод проектов.

6. Межпредметная интеграция.

7. Использование блок-схем, схем-опор.

Комплексное применение их на практике позволило повысить качество знаний по русскому языку в экспериментальной группе, в данной группе значительно возросла интеллектуальная активность, вербальная память, избирательность внимания.

Были разработаны:

1) Дидактический материал по русскому языку для 5-9 класса умственно отсталых обучающихся легкой степени (интеллектуальными нарушениями) (150 разрезных карточек: "Русский язык в устном народном творчестве").

2) Игры, викторины, открытые уроки по русскому языку, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.

3) Разработан комплекс разноуровневых заданий для 5-9 классов по основным темам учебной программы по русскому языку.

4) Разработаны нетрадиционные, интегрированные уроки русского языка для 5-9 классов.

5) Разработана программа внеурочной деятельности по занимательным часам “ Путешествие в страну увлекательной грамматики” для 5-9 классов с применением интерактивных методов обучения.

Обучающиеся экспериментального класса имеют хорошие знания, являются активными участниками процесса обучения, то есть работа по оптимизации образовательной деятельности на уроках русского языка вышла за рамки одного предмета и позволила сформировать способность обучающегося с умственной отсталостью быть востребованным в обществе, заниматься развитием своих творческих и познавательных способностей.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что разработанная методика интерактивного обучения доступна обучающимся с интеллектуальной недостаточностью и обеспечивает формирование практических умений и навыков в усвоении полученного материала или обобщении знаний.

Считаем, что введение интерактивных методов обучения, создание нового и адаптация существующего программного обеспечения к условиям коррекционной педагогики способствуют оптимизации усвоения обучающимися с умственной отсталостью легкой степени необходимых навыков. 

Анализ проделанной работы позволил выявить не только возможность использования интерактивных методов обучения для умственно отсталых обучающихся на уроках русского языка, но и подтвердил необходимость в использовании этих методов в образовательном процессе в школах психолого-педагогической поддержки.

Нами доказано, что интерактивные методы работы повышают мотивацию умственно отсталых обучающихся в образовательном процессе, в решении совместно обсуждаемых проблем, что является отправной точкой к последующей поисковой деятельности умственно отсталых обучающихся, побуждает их к конкретным действиям, учит терпению, вниманию и самостоятельной работе.

Кроме того, интерактивные методы обучения формируют способность у умственно отсталых обучающихся мыслить и обобщать свои высказывания, предположения или идеи; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом терпимость по отношению к своим одноклассникам, и взаимное уважение друг к другу.

На первом этапе исследования проводилось изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме самореализации умственно отсталых обучающихся и интерактивных методов обучения, применимых к данной категории детей.

В рамках второго этапа разрабатывалась программа педагогического эксперимента, предполагающая поэтапное применение интерактивных методов обучения, осуществлялись сбор и обработка экспериментальных данных, проводилось практическое исследование активизации познавательной деятельности при использовании интерактивных методов обучения в учебной деятельности при изучении русского языка для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).

Третий этап был посвящен систематизации и обобщению накопленного материала, уточнению гипотезы исследования, теоретическому обоснованию и математической обработке полученных результатов, производился сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной части работы, оформлялись результаты исследования и педагогического эксперимента. 

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными положениями работы, связанными с гуманно-личностным, системным, личностно-деятельностным, ценностным подходами, с основными направлениями модернизации образования, соответствием методики исследования гипотезе и задачам, опорой на труды известных философов, психологов, педагогов, многолетней педагогической деятельностью и личным участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента.

Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс происходило в три этапа: 1) традиционные уроки с оптимальным сочетанием традиционных и интерактивных методов обучения; 

2) уроки с комплексным использованием интерактивных методов обучения; 

3) уроки - проекты, предполагающие творческое применение знаний на основе осмысленного опыта, а также курс дополнительного (факультативного) изучения русского языка. В ходе разработки интерактивных уроков мы ориентировались на следующую его структуру: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия. 

На контрольном этапе педагогического эксперимента отмечается достоверно более высокая и положительная динамика показателей активизации познавательной деятельности. Анализ усвоения содержания предметной дисциплины « Русский язык» показал положительную динамику по критериям: качество знаний (от 68% к 73%); степень обученности  умственно отсталых обучающихся (от 56% к 71%); активность участия старшеклассников в учебных мероприятиях по русскому языку и литературному чтению ( от 35%-44%).

Определены психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего школьного возраста.

Обобщая результаты педагогического эксперимента, мы делаем вывод о подтверждении гипотезы нашего исследования, в процессе использования интерактивных методов обучения возможна активизация познавательного процесса обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Проведенное нами исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение данной проблемы на сегодняшний день.

Список опубликованных работ Мухиной Е.В.

Сборник статей

 1. Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления : материалы научно-практической конференции, статья" Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования" г. Барнаул, 15-16 апреля 2016 г./ под ред. С.А. Ан.-Барнаул: АлтГПУ,2016.-383 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.