Статья на тему «Применение активных методов обучения при изучении раздела «Начало программирования» в 8 классе»

0
0
Материал опубликован 1 January 2019
УДК 37.022 Бужинская Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры информационных технологий Нижнетагильский государственный

социально-педагогический институт

Россия, г. Нижний Тагил

Коротков Д.А.

студент 5 курс, факультет естествознания, математики и информатики

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт

Россия, г. Нижний Тагил

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ» В ВОСЬМОМ КЛАССЕ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы активных методов обучения, применяемых в образовательном процессе; аспекты изучения программирования в средней школе и методы преподавания программирования с помощью активных методов обучения.

Ключевые слова: программирование, активный метод, информационно-коммуникационные технологии, информатика.

Annotation: the article deals with the main problems of active teaching methods used in the educational process; aspects of the study of programming in high school and methods of teaching programming using active teaching methods.

Key words: programming, active method, information and communication technologies, Informatics.

Понятие как «активные методы обучения» возник в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом. Активный метод обучения – это форма взаимодействия обучающихся и педагога, при которой педагог и обучающийся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающееся не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Рисунок 1. Схема взаимодействия учителя и ученика при активном методе обучения

После внедрения ИКТ в обучение взаимосвязь субъектов учебного процесса изменилась (рис. 2). Учитель и учащиеся в равной степени обращаются к различным видам возможностям, предоставляемые ИКТ. Кроме того, некоторая связь между учащимися и учителем происходит посредством использования компьютера, чего не было ранее. Выдача материала и проверка заданий возможна с использованием компьютеров. Еще одним важным элементом внедрения ИКТ в обучение является прямая связь между учеником и учителем, возможность построить диалог или создать группу для обмена информацией.

Рисунок 2. Схема взаимодействия учителя и ученика при активном методе обучения с внедрением ИКТ

Современные компьютерные технологии предоставляют большие возможности для развития образовательного хода.

При использовании ИКТ происходят следующие процессы:

развитие мотивации;

развитие коммуникативных способностей;

получение навыков;

накопление фактических знаний;

развитие информационной грамотности.

Если рассматривать стандартные технические средства обучения, то ИКТ позволяет не только дать обучающимся готовые, строго отобранные, должным образом знания, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся (рис. 3).

Рисунок 3. Дополнительные возможности ИКТ в образовании

Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования является обеспечение развития информационных компетенций обучающегося, в будущем готового к работе в условиях информационного общества и растущей конкуренции на рынке труда.

Целью изучения данного раздела является обучение их приемам создания элементарных алгоритмов вычисления и программированию алгоритмов на языке высокого уровня, первичным навыкам работы с системой программирования.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя [17]:

формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся

и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Рассмотрим на конкретном примере, применение активных методов обучения.

Тема «Организация ввода и вывода данных». Цель урока: сформировать умения применять операторы ввода/вывода данных, записывать простые последовательности действий на формальном языке.

Активные методы обучения: игровой на этапе актуализации знаний и метод ребусов на изучение нового материала для того, чтобы ученики самостоятельно пришли к теме урока. За основу игрового метода было взято популярное интеллектуальное шоу «Поле чудес». Ученикам необходимо разгадать три слова, касающееся предыдущей темы урока, буквы которых также зашифрованы в вопросах, которые имеют тесную связь с другими школьными предметами.

В методе ребусов даны два изображения, в которых зашифрована тема урока. Ученики, разгадав каждое слово или набор слов, соединяют их между собой, получая тему урока.

Фрагмент применения активных методов из конспекта урока:

Повторение (10 минут)

Объединитесь в три группы, мы с вами сыграем в игру поле чудес. Вам будут даны вопросы, на которые необходимо ответить одним словом, первая буква которого будет содержаться в загаданном слове. Всего будет 2 задуманных слова и 1 словосочетание. (Француз, алфавит, тип данных).

Француз – кем бы изобретатель программы Паскаль АВС? (ее ходят по игровому полю, берет свое начало у истоков и впадает в море, очень жаркий континент, очень опасные и объемные животные, профессия которая заключается в работе с детьми, что кушают лошади?)

Алфавит- чем являются данные слова для Паскаля: буквы, цифры, знаки препинания? (древнегреческий философ ученик Платона, есть мнения, что если засунуть ее в рот обратно не вытащить, комнатное растение с большими толстыми листьями, профессия которая лечит людей, обман зрения или чувств, хищное кошачье животное)

Тип данных- как назвать одним словом (целый, вещественный, символьные, строковый, логический)? (распространенное дерево на Урале, предмет на котором изучаются причины войн, документ удостоверяющий личность, очень большое летающее средство, вкусный и рыжий, в космосе она повсюду, как улыбается самый лучший класс, раньше они подчинялись своим подданным.)

Изучение нового материала (12 минут)

Сегодня мы с вами должны изучить кое-что новое относящееся к Паскалю. Разгадав ребус (рис. 9, 10), узнаем тему сегодняшнего урока.

Рисунок 4. Ребус «Организация»


 

Рисунок 5. Ребус «Ввод и вывод»

Да, верно тема урока организация вывода и ввода данных.

Использованные источники:
  1. Бабанский, Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе/ Ю. К. Бабанский.— М.: Юрайт, 2010.— 282 с.

    Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 8 класса /Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.— 2-е изд., исправленное. — М.: БИНОМ, 2014. - 160с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.— М.: Просвещение, 2010

Информация о себе: +79961852643, dmitrii_korotkov@bk.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.