12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Ольга Александровна1271
Учитель русского языка и литературы
Россия, Кировская обл., Луза
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »
3

Статья «Использование технологии модерации и активных методов обучения в системе внеклассной работы по литературе»

Доклад "Использование технологии модерации и активных методов обучения в системе внеклассной работы по литературе".

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Древнекитайская мудрость.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

С этой целью необходимо системное и целенаправленное применение активных методов и современных технологий во внеклассной работе, например технологии модерации, позволяющей работать в команде, заниматься совместной проектной и исследовательской деятельностью, отстаивать свою позицию и проявлять толерантное отношение к чужому мнению, принимать ответственность за себя и команду.

Методы модерации отличаются от классических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. В ходе их совместной работы достигается совместный результат. Ученик перестает быть объектом обучения, он становиться активным участником образовательного процесса.

Одним из приоритетных направлений внеклассной работы с обучающимися является в нашей школе проведение мероприятий, цель которых — нравственно-патриотическое воспитание. Технология модерации позволяет достигнуть данной цели, путем разделения всего содержания планируемой внеклассной работы на виды деятельности, каждый из которых имеет свою четкую цель, задачи и методы.

1. Сухомлинский говорил, что красота нравственных ценностей человека становится богатством души ребёнка тогда, когда её смысл раскрывается на ярких примерах, волнующих сердце. Учитывая огромные возможности художественной литературы, я вовлекаю учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя. Моя задача заключается в том, чтобы создать ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, об его ответственности за своё поведение. Хорошими помощниками стали для меня книги А. Лиханова. Сквозная тема его повестей и романов – тема становления детской души, её источников, её взросления, приобретения главных нравственных ценностей, патриотизма. Особая заслуга писателя – серия видеофильмов «Уроки нравственности с Альбертом Лихановым». Он выстроил диалоги о смысле жизни, о милосердии, о сострадании, о патриотизме, об упорстве, о совестливости, профессии, воспитании, образовании с лучшими людьми эпохи – своими современниками. Обсуждение этих фильмов помогает моим вдумчивым читателям и зрителям воспитать в себе интеллигентного человека, которым, с точки зрения Д.С. Лихачёва, притвориться нельзя.

Ребятам нравится, когда я рассказываю о своей встрече с писателем на Х и XII областных Лихановских общественно-педагогических чтениях. Альберт Анатольевич коммуникабельный человек, у него приятная речь, чувствуется, что он искренне болеет за всех детей.

С удовольствием делюсь своими разработками по творчеству А. Лиханова не только с коллегами в районе, но и на страницах СМИ «Педагогический мир».

2. Очень кропотливо работаю над обучением выразительному чтению. Эмоциональный рассказ учителя в сочетании с выразительным чтением художественного текста и создаёт бесценную ситуацию сопереживания героям, без которого нет воспитания литературой. Приобретённые на занятиях кружка «Живое слово» знания и умения ребята показывают на конкурсах чтецов, концертах, митингах к 9 Мая, в День памяти и скорби. В школе стало традицией проводить конкурсы чтецов. У нас большой опыт успешного участия в районных конкурсах чтецов, в областном конкурсе художественного слова «Моя любовь – моя Россия», всероссийском «Живая классика».

3. С желанием учащиеся выступают краеведческих, читательских конференциях, где имеют возможность рассуждать, доказывать, спорить. А предшествует этому большая краеведческая работа по сбору местного материала во время походов, бесед со старожилами, работа с газетными публикациями, книгами писателей-земляков, встречи с поэтами-земляками, библиотечные уроки.

Поэтические гостиные, фестивали, литературные вечера, поэтические прогулки и многие другие виды внеклассной деятельности приобщают детей нашей школы к книге.

4. Активно занимаемся исследовательской работой по краеведению. Собрали интересный материал о местных говорах, об обрядах и праздниках, традициях хлебопечения, малых жанрах фольклора.

5. Интернет, как когда-то телефон и прочие чудеса техники, входит в нашу жизнь, изменяя ее качественно. Используя Интернет, создаются буклеты о детских писателях, брошюры, листовки для детей и родителей о чтении, заочные экскурсии.

6. В последнее время стали часто проводить встречи со своим земляками-поэтами: В.Лалетиной, Л.Злобиной, Л.Назимовой, поэтами из литературного объединения «Родник» соседнего Подосиновского района. Знакомимся с их публикациями на страницах газеты «Северная правда», со сборниками стихов.

7. А походы, поездки на родину героев-земляков: И.С.Конева, В.Ф.Козлова, С.А.Лычакова позволяют глубже прочувствовать то, что прочитано в книгах о людях, беззаветно преданных своей Родине.

8. Совсем недавно в школе был разработан и реализован мини-проект «За Астафьевской строкой», посвящённый 90-летию со дня рождения В.П. Астафьева.

Наша внеклассная работа не останавливается ни на минуту. Для этого подойдёт перемена – во время неё любой желающий может получить консультацию по интересующему его вопросу. На каникулах проводим такие мероприятия, которые сложно провести в обычные дни.

Таким образом, выстраивается определенная система занятий, тесно взаимосвязанных и логически следующих друг за другом, создавая полноценное содержание внеклассной работы. Эффективность технологии модерации заключается в том, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует повышению коммуникативной активности, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. По своей сути, процесс модерации является технологией управления классом, который базируется на трех принципах: структурированность, системность и прозрачность.

Следует сказать, что активные методы в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков. Например, способность принимать решения и умение решать проблемы (организация акции, классного мероприятия), коммуникативные умения и качества (распределение обязанностей, разработка совместных решений), умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи (план действий, пошаговое решение проблемы), умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей (обсуждение на классном собрании), лидерские умения и качества (формирование инициативной группы учащихся), умение работать в команде и др.

Активные методы позволяют применять игровые формы внеклассной работы, дающие возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, плакатов, стенгазет, соревнование команд, азарт, развитие навыков самостоятельности, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Внеклассные мероприятия перестают быть чем-то навязанным извне, они становятся органичной частью жизни обучающегося как дома, при разработке и подготовке (которая может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя.

Примером использования игровой формы внеклассной работы являются мероприятия: «Игра по рассказам Драгунского», «Мамули-лапули», «Посиделки у самовара». Важно отметить, что данные мероприятия предусматривали передачу обучающимся части полномочий по организации, что способствует признанию их значимой роли в воспитательном процессе, а также смене в положительную сторону отношения к учителю и к образовательному процессу. Таким образом, использование активных методов и технологии модерации во внеклассной работе позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление воспитательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся.

Немаловажным фактором организации внеклассной работы является педагог, его интересы, склонности и установки, поэтому стараюсь быть для своих учеников современным педагогом, генерирующим идеи. Чтобы всегда оставаться интересным ребёнку и являться авторитетным наставником, продолжаю овладевать современными технологиями, изучаю методическую литературу, совершенствую систему организации работы, применяя новые методы. К подготовке и проведению внеклассных мероприятий привлекаю заинтересованных, талантливых, влюблённых в идею людей: учителей, библиотекарей, родителей.

Конечно, всё это отнимает у меня много личного времени, но я люблю эту работу и вижу в ней большую пользу.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали могут не прорасти совсем. Но если после моих уроков и мероприятий учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, патриотизм не останутся для многих фразой из книги, то я могу считать свою задачу выполненной.

Список литературы:

1. Базовый электронный курс «Активные методы обучения» // Образовательный портал «Мой университет», факультет «Реформа образования» www.edu-reforma.ru2 . Луков В. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 217-219. 

(Презентация к статье)5

 

 
Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.