Тяжелый и длинный путь проходит ребёнок за школьные годы в своём развитии, освоение даже несложных определений и понятий требует от учащегося в известной степени развития познавательных процессов. Те умственные знания и умения, которые он получает вначале школьной жизни, могут оказаться действительно бесценными, если только учитель сумеем открыть ученику полную меру его возможностей.
Ребёнка необходимо учить овладению приёмами умственных действий. Для этого нужно создать в начальных классах такие условия, которые обеспечили бы полноценное всестороннее развитие детей, которое связанно с вырабатыванием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной работы, творческой инициативы и самостоятельности.
Среди учащихся всегда находятся такие, которые хотели бы больше узнать об изучаемом предмете, которые сами заинтересованы в развитии своих способностей. Они хотят решать более сложные задачи и упражнения, заниматься в кружках, участвовать в олимпиадах. Поэтому использование в уроках активных методов обучения представляет большой интерес как для учителей, так и для учащихся.
Под активными методами обучения понимаются методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, которые строятся в основном на диалоге, предполагающий свободный обмен мнениями, пути разрешения той или иной проблемы.
Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерствапедагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Действительно, при помощи активных методов можно результативно находить решение проблемы. На этом цели и задачи активных методов обучения не заканчиваются. Потенциалы активных методов разнообразны не только как «активизация учебной и учебно-производственной деятельности», но и как многообразные достигаемые образовательные эффекты и результаты. Кроме диалога, активные методы также могут использовать и полилог, обеспечивая разностороннее и многоуровневое общение всех участников образовательного процесса. Заметим, активным метод остается не зависимо от того, кто его применяет, но для достижения видимых и ощутимых результатов использования данных методов обучения нужна надлежащая подготовка учителя. Наиболее подходящим считаю следующее определение активных методов обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Вопросы, стоящие перед каждым учителем:
Как сообщить учебный материал учащимся?
Как возбудить их активную познавательную предприимчивость?
Как обучить всех: и тех, кто учится с увлечением, и тех, у кого его нет?
Эти вопросы педагогу требуется решать каждый раз при подготовке урока. Именно поэтому целесообразно включать в различные этапы урока активные методы обучения.
Выделим несколько особенностей активных методов обучения:
- Успешность ученика (способствует продуктивности процесса обучения).
- Задействованы все (или большая часть) участники образовательного процесса, они имеют возможность постигать и рефлектировать.
- Атмосфера взаимоподдержки (позволяет как получать новое знание, так и развивает познавательную деятельность, модернизирует ее на более высокие формы объединенности и сотрудничества).
- Критичность мысли (решаются сложные проблемы на основе анализа ситуаций и соответствующей информации, взвешиваются альтернативные суждения, принимаются обдуманные решения, участвуют в дискуссиях, общаться с другими людьми).
- Развитие коммуникативных умений и навыков (помогают определению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, так как приучают работать в команде, прислушиваться к суждению своих товарищей).
- Интерактив (снимает нервную нагрузку учащихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на стержневые вопросы темы занятий).
Приведем примеры АМО, используемых в практике при проектировании уроков:
АМО «Хоровод звуков» используется при закрепление знаний о делении звуков на гласные и согласные; звонкие и глухие. Количество участников - ориентировочно 20 человек. Продолжительность проведения - 7 мин. Материалы, которые необходимые для успешного проведения метода - листы с буквами (подготавливаются учителем заранее). Предварительная подготовка заключается в повторении звуковой характеристики изученных букв. Технология проведения: детям раздаются изображения с буквами, под песню дети должны водить хоровод и при остановке музыки разойтись отдельно согласные и гласные, а согласные в своей группе делятся еще и на звонкие и глухие. Дети, не учувствовавшие в делении на группы, проверяют правильность распределения звуков на гласные и согласные, звонкие и глухие.
АМО «Дружба букв». Количество участников - ориентировочно 20-25 учеников. Цели задачи использования метода - чтение слогов слияния и называние мягкого и твердого согласного, повторение правописания Жи-Ши. Продолжительность проведения - 10 мин. Материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода – листы с буквами. Технология проведения: 5-15 ученикам даются согласные, и 10 ученикам гласные, среди согласных должны быть Ж или Ш, среди гласных Ы. гласные подходят к согласным и кружатся вдвоем на месте, но когда подходит Ы к Ж/Ш согласные от нее отворачиваются, показывая правило ЖИ-ШИ. Листы с согласными двухсторонние(зеленые-мягкие и синие-твердые). Когда подходит гласный и придает твердость – буква синего цвета, а когда гласный придает мягкость – то согласный меняет цвет на зеленый, кроме букв, которые обозначают всегда твердый или всегда мягкий звук. Так дети закрепляют наглядно звуковую характеристику букв и правило правописания Жи-Ши.
АМО «Мультличность». Количество участников – класс. Цели задачи использования метода – эмоциональная разрядка. Продолжительность проведения – 5 мин. Технология проведения – детям предлагается изобразить мультгероя в имени, которого есть новая буква, а остальные дети отгадывают эту личность.
Из выше написанного делаем вывод, что каждый из этапов урока (или по крайней мере большую часть) необходимо наполнить активным методом обучения с учетом конкретных целей этапа, всего урока. Все, используемые в процессе урока активные методы обучения, должны отвечать общей логике образовательного мероприятия, соответствовать целям и задачам урока и его образующих, образовывать полноценную и завершенную картину процесса обучения. Активные методы обучения можно применять на любом этапе уроке – это влечет за собой постоянную активность и заинтересованность учащихся процессом обучения.
Тихомирова Екатерина Витальевна