12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баргова Светлана Алексеевна336
Работаю учителем английского и немецкого языков в МБОУ "Называевская Гимназия".Стаж работы-26 лет. Имею I квалификационную категорию. Являюсь классным руководителем 5 класса.
Россия, Омская обл., Называевск
1

Проектирование урока иностранного языка в условиях ФГОС

Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую и социокультурную компетенцию. Для достижения заявленной цели обучения, учителю в первую очередь необходимо понимать специфику самого учебного предмета «иностранный язык», которая заключается в том, что: 1) иностранный язык служит средством общения в типичных ситуациях; 2) изучая иностранный язык, учащиеся овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах, явлениях посредством нового для них языка; 3) при изучении иностранного языка учащиеся не ставят своей целью узнавать что-то новое об окружающей их действительности, как это происходит при изучении ими других школьных предметов, а формируют свое представление о культуре других стран через язык.

Как только учитель осознает то, что его главной задачей является научить школьников общаться на иностранном языке, говорить о том, что их окружает и волнует, он сможет создать такие условия обучения, в которых дети начнут действительно говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Остановлюсь на некоторых основополагающих принципах, которыми, должен руководствоваться учитель при подготовке современного урока иностранного языка.

1. Объявление темы урока – формулируют сами учащиеся(учитель подводит учащихся к осознанию темы). Идеально, когда учащиеся сами выводят тему урока из предложенной учебной ситуации. Например, я читаю стихотворение (желательно с музыкальным сопровождением) и прошу учащихся описать их чувства, ассоциации и предположить о чём пойдёт речь на уроке. Можно использовать естественное любопытство ребят, нарисовать что-то интересное на ватмане или оформленное в презентации, спрятать за страничками заданий, выполнив которые можно увидеть сюрприз. Этот сюрприз, раскрывшийся только в конце урока, может быть темой следующего занятия. Также что-то можно спрятать в «волшебный» или «чёрный ящик».

2. Постановка цели урока – начальный этап проектирования урока. От умения правильно формулировать цель зависит как урок, так и весь процесс обучения иностранному языку в целом. Желательно чтобы цель урока сформулировали сами учащиеся (учитель только подводит учащихся к осознанию целей и задач) и таким образом, чтобы она была бы диагностируема, легко проверяема в конце урока. Приведу пример:

На доске зашифровано слово BRIEF. Играем в «Поле чудес», отгадываем слово. Дети , называя буквы, слово угадали. Это слово «письмо» Учитель: Вы умеете писать письма? Хотите научиться? А для этого нам нужно повторить слова и вспомнить форму написания письма.

На доске анаграммы слов, изученных раннее.

Wnid- wind; snneo-sonne; blttaer-blatter и.т.д.(так мы повторили слова по теме «Осень»). Учитель: О чём мы можем написать в письме? Подсказка- наводящие вопросы, только нужно расставить все слова в нужном порядке.(так мы повторили порядок слов вопросительном предложении). Учитель: Что мы можем рассказать о осени? Монологическое высказывание с опорой на вопросы). Стук в дверь….Нам принесли письмо от……Прочитали и решили сразу дать ответ, тем более что всё повторили.

3. Практическая деятельность учащихся.

Учащиеся совместно с учителем планируют способы достижения намеченной цели. Затем учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, парный, индивидуальный режимы работы),учитель консультирует.

Обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, т.к. только опыт, пропущенный через личную призму ценностей, восприятий, умений может быть усвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы, способы работы.

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время нахождение такого материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с иностранцами. Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера самой языковой проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Как и в жизни, учащиеся должны иметь возможность выпускать свои газеты, организовывать праздники, переписываться с иностранцами, сочинять песни и стихи, решать исследовательские задачи и т.п., только все это посредством иностранного языка.

4. Контроль выполненных заданий осуществляется учащимися разными формами (самоконтроль, взаимоконтроль),учитель консультирует.

В процессе проверки учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель советует, помогает.

5. Оценивание учащихся.

Учащиеся сами дают оценку своей деятельности по её результатам(лист-самооценки, по количеству набранных баллов, по разработанным критериям, оценивание результатов деятельности товарищами), учитель консультирует.

6. В конце урока проводится рефлексия. Учитель беседует с учащимися, задаёт вопросы, например: Как переводится глагол-связка на русский язык? Изменяется ли он по лицам? Как? С какими новыми словами мы сегодня познакомились? и.т.д. Можно попросить их оценить урок словесно ,что им понравилось или не понравилось на уроке или показать смайлики ,или нарисовать своё настроение после урока.

7. Домашнее задание учащиеся должны иметь возможность выбрать из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, а не одно задание для всех.

Ну и конечно, для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения уроков. Это :урок-игра, урок-сказка, урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа, интернет-уроки, урок-экскурсия, урок-праздник, интегрированные уроки и.т.д.

Таким образом, правильно построенный урок, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.

Литература

1. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Текст] / О. Н. Мангутова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 / http://eidos.ru ; e-mail: info@eidos.ru.

2. Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В. П. Сафонова. - М. : Учитель, 2011.

3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] : базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М. : Просвещение, 2005

4. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Электронный ресурс] : Версия 1.0 / А. В. Хуторской. - М. : Центр дистанционного образования "Эйдос" / http://eidos.ru ;e-mail:info@eidos.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.