Использование элементов кейс-технологии в дистанционном обучении биологии на тему «Общий обзор организма человека» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 28 June

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Из опыта работы учителя биологии

ГБОУ «Донецкая СШИ №17» Трусовой Т.С.

 

Современная ситуация, которая сложилась в ДНР, привела к тому, что школьное обучение продолжать стало возможным только дистанционно.

Одним из наиболее известных вариантов интерактивной технологии дистанционного обучения является кейс-технология. Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае становится самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя.

Данный материал по теме «Общий обзор организма человека», позволяет организовать совместную работу учителя и учащегося на уроке и самостоятельную работу учащихся дома. Поможет учащимся, овладев знаниями по теме, сформировать умения и навыки, использовать знания на практике. Для этого предложены пути и способы, какими можно это сделать: даны типовые алгоритмы, тренировочные упражнения, дополнительный разъяснительный материал, контрольные вопросы.

В работе учтены требования Федеральной рабочей программы основного общего образования (биология) по формированию основных умений распознавать, характеризовать, объяснять, сравнивать различные биологические объекты, использовать знания, делать выводы.

Материал доступен каждому учащемуся с ОВЗ, так как учитывает индивидуальные способности и уровень подготовки: содержит подсказки, напоминания, дополнительные ссылки и др.; развивает самостоятельность мышления.

 

ТЕМА: СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

Урок 6. Типы тканей организма человека.

 

Изучив тему, вы получили знания. На базе этих знаний будем учиться формировать умения, то есть применять полученные знания.

В этой теме научимся:

Характеризовать:

эпителиальную ткань;

соединительную ткань;

мышечную ткань.

Сравнивать:

растительную и животную клетки;

эпителиальную и соединительную ткани.

Делать выводы.

Чтобы сформировать эти умения, необходимо знать:

уровни организации организма человека;

строение животной клетки;

строение различных видов тканей;

какое место эти ткани занимают в организме.

Формирование умений

Учимся характеризовать эпителиальную ткань.

Помни! Характеризовать – это значит описать характерные отличительные качества, свойства, черты кого- чего-нибудь.

Для этого используем следующий порядок действий (алгоритм ответа).

Сначала даем определение понятия «эпителиальная ткань».

Эпителиальная тканьслой тесно расположенных клеток с небольшим количеством межклеточного вещества.

После этого опишем, где находится эта ткань в организме.

Эпителиальная ткань покрывает поверхность тела, выстилает полости внутренних органов, образует многие железы.

Далее определяем соотношение в ткани клеток и межклеточного вещества.

Эпителиальная ткань образована клетками разнообразной формы, которые плотно расположены в один или несколько рядов. Межклеточного вещества мало.

Перечисляем разновидности эпителиальной ткани: а)…, б)…, в)… и т.д. и их функции (используйте для этого рисунок).


 

ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ


 

Многослойный

плоский эпителий

а)

Кубический однослойный

б)

Железистый

Эпителий

в)

t1719554954aa.gif

t1719554954ab.gif

t1719554954ac.gif

 

 

Разновидность эпителия

Функции

а) Кожный (покровный). Многослойный

Защитная

б) Однослойный (кубический)

Всасывающая

в) Железистый

Секреторная

Называем отличительные свойства эпителиальной ткани.

В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным воздействиям, его клетки часто погибают и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток к быстрому размножению.

Вывод-обобщение. Многообразие функций привело к значительному разнообразию эпителиальных тканей. Однако все они имеют ряд общих свойств: их клетки располагаются тесными рядами в один или несколько слоев, имеют незначительное количество межклеточного вещества, могут слущиваться и заменяться новыми.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

а) Охарактеризуйте соединительную ткань (используй при этом рисунок).

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Костная

Кровь

Жировая

 

Хрящевая

t1719554954ad.gifа)

t1719554954ae.gifб)

t1719554954af.gifв)

t1719554954ag.gifг)

 

Определение соединительной ткани.

 

 

 

 

 

 

Место этой ткани в организме.

 

 

 

 

 

 

Соотношение клеток и межклеточного вещества.

 

 

 

 

 

 

Разновидности соединительной ткани:

а)_______________________________

_________________________________

_________________________________


 


 

б)_______________________________

_________________________________

_________________________________


 


 

в)_______________________________

_________________________________

_________________________________


 


 

г)_______________________________

_________________________________

_________________________________


 

 

Функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свойства ткани.

 

 

 

Вывод-обобщение ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если в ходе работы возникли затруднения, повтори тему «Типы тканей организма человека» (презентация), §4 «Строение организма человека».


 

б) Охарактеризуй мышечную ткань (используй при этом рисунок).

1. Определение мышечной ткани.

 

 

 

 

2. Место этой ткани в организме.

 

 

 

3. Особенности клеток.

 

 

4. Разновидности ткани:

а)

б)

в)

t1719554954ah.png
 


 


 

 

Функции

 

 

 

 

 

 

 

5. Свойства ткани.

 

 


 


 


 

в) Охарактеризуй нервную ткань (используй при этом рисунок).


 

1. Определение нервной ткани.

 

 

 

 

2. Место этой ткани в организме.

 

 

 

3. Особенности клеток.

 

 

t1719554954ai.png

Функции

 

 

 

 

 

 

 

5. Свойства ткани.

 

 

 

6. Вывод-обобщение. Докажите на одном примере, что строение тканей действительно связано с их функциями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если в ходе работы возникли трудности, повтори тему «Типы тканей организма человека» (презентация), §4 «Строение организма человека».

 

Проверь себя! Самостоятельно (без алгоритма) охарактеризуй нервную ткань (устно).

Если ты смог это сделать, значит, у тебя выработался навык! Если испытываешь затруднения, обратись к алгоритму, повторив перед этим тему «Ткани».

 

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Учимся сравнивать. Сравни эпителиальную и соединительную ткани.

Помни! Сравнить – это значит, поставив рядом, сопоставить для установления сходства или различия.

Для этого используем следующий алгоритм ответа.

1.Даем определение понятия «ткани».

Ткань – _________________________________________________

Заполни таблицу.


 

Признаки для сравнения

Эпителиальная ткань

Соединительная ткань

Выводы

Общее

Различия

а) Чем образована ткань

 

 

 

 

б) Соотношение клеток и межклеточного вещества

 

 

 

 

в) Свойства ткани

 

 

 

 

г) Функции

 

 

 

 

 

5.Вывод-обобщение

Сходство (чем объясняется) ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различия (чем объясняется) ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Проверь себя! Можешь ли ты самостоятельно, без алгоритма ответа, сравнивать ткани?

Сравни мышечную и нервную ткани (устно).

Если сумел это сделать, у тебя выработался навык! Если возникли затруднения, обратись к алгоритму, повторив перед этим тему: «Строение и химический состав клетки» (презентация), §4 «Строение организма человека».

 

6. Ответьте на вопрос, добавляя тип ткани буквами: А - нервная, Б-эпителиальная, В - мышечная, Г- соединительная

Какая ткань способна к сокращениям? ...

Сухожилия образованы из ткани

Ткань образует поверхностный слой кожи ....

Ткань, которая состоит из волокон с большим количеством ядер ....

Ткань хорошо проводит возбуждение ...

Ткань выстилает желудок и кишечник ....

Межклеточного вещества много, оно насыщено солями ...

Ткань, которая образует головной и спинной мозг ...

Ткань состоит из нескольких плотно расположенных слоев клеток ...

Кровь

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации