Использование элементов кейс-технологии в дистанционном обучении биологии на тему «Общий обзор организма человека» (9 класс)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Из опыта работы учителя биологии
ГБОУ «Донецкая СШИ №17» Трусовой Т.С.
Современная ситуация, которая сложилась в ДНР, привела к тому, что школьное обучение продолжать стало возможным только дистанционно.
Одним из наиболее известных вариантов интерактивной технологии дистанционного обучения является кейс-технология. Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае становится самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя.
Данный материал по теме «Общий обзор организма человека», позволяет организовать совместную работу учителя и учащегося на уроке и самостоятельную работу учащихся дома. Поможет учащимся, овладев знаниями по теме, сформировать умения и навыки, использовать знания на практике. Для этого предложены пути и способы, какими можно это сделать: даны типовые алгоритмы, тренировочные упражнения, дополнительный разъяснительный материал, контрольные вопросы.
В работе учтены требования Федеральной рабочей программы основного общего образования (биология) по формированию основных умений распознавать, характеризовать, объяснять, сравнивать различные биологические объекты, использовать знания, делать выводы.
Материал доступен каждому учащемуся с ОВЗ, так как учитывает индивидуальные способности и уровень подготовки: содержит подсказки, напоминания, дополнительные ссылки и др.; развивает самостоятельность мышления.
ТЕМА: СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
Урок 6. Типы тканей организма человека.
Изучив тему, вы получили знания. На базе этих знаний будем учиться формировать умения, то есть применять полученные знания.
В этой теме научимся:
Характеризовать:
эпителиальную ткань;
соединительную ткань;
мышечную ткань.
Сравнивать:
растительную и животную клетки;
эпителиальную и соединительную ткани.
Делать выводы.
Чтобы сформировать эти умения, необходимо знать:
уровни организации организма человека;
строение животной клетки;
строение различных видов тканей;
какое место эти ткани занимают в организме.
Формирование умений
Учимся характеризовать эпителиальную ткань.
Помни! Характеризовать – это значит описать характерные отличительные качества, свойства, черты кого- чего-нибудь.
Для этого используем следующий порядок действий (алгоритм ответа).
Сначала даем определение понятия «эпителиальная ткань».
Эпителиальная ткань – слой тесно расположенных клеток с небольшим количеством межклеточного вещества.
После этого опишем, где находится эта ткань в организме.
Эпителиальная ткань покрывает поверхность тела, выстилает полости внутренних органов, образует многие железы.
Далее определяем соотношение в ткани клеток и межклеточного вещества.
Эпителиальная ткань образована клетками разнообразной формы, которые плотно расположены в один или несколько рядов. Межклеточного вещества мало.
Перечисляем разновидности эпителиальной ткани: а)…, б)…, в)… и т.д. и их функции (используйте для этого рисунок).
ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ
Многослойный плоский эпителий а) |
Кубический однослойный б) |
Железистый Эпителий в) |
|
Разновидность эпителия |
Функции |
а) Кожный (покровный). Многослойный |
Защитная |
б) Однослойный (кубический) |
Всасывающая |
в) Железистый |
Секреторная |
Называем отличительные свойства эпителиальной ткани.
В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным воздействиям, его клетки часто погибают и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток к быстрому размножению.
Вывод-обобщение. Многообразие функций привело к значительному разнообразию эпителиальных тканей. Однако все они имеют ряд общих свойств: их клетки располагаются тесными рядами в один или несколько слоев, имеют незначительное количество межклеточного вещества, могут слущиваться и заменяться новыми.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
а) Охарактеризуйте соединительную ткань (используй при этом рисунок).
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
Костная |
Кровь |
Жировая
|
Хрящевая |
а) |
б) |
в) |
г) |
Определение соединительной ткани. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Место этой ткани в организме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соотношение клеток и межклеточного вещества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разновидности соединительной ткани: а)_______________________________ _________________________________ _________________________________
б)_______________________________ _________________________________ _________________________________
в)_______________________________ _________________________________ _________________________________
г)_______________________________ _________________________________ _________________________________
|
Функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свойства ткани. |
|
|
|
|
Вывод-обобщение ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если в ходе работы возникли затруднения, повтори тему «Типы тканей организма человека» (презентация), §4 «Строение организма человека».
б) Охарактеризуй мышечную ткань (используй при этом рисунок).
1. Определение мышечной ткани. |
|
|
|
|
|
|
|
2. Место этой ткани в организме. |
|
|
|
|
|
3. Особенности клеток. |
|
|
|
4. Разновидности ткани: а) б) в)
|
Функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Свойства ткани. |
|
|
в) Охарактеризуй нервную ткань (используй при этом рисунок).
1. Определение нервной ткани. |
|
|
|
|
|
|
|
2. Место этой ткани в организме. |
|
|
|
|
|
3. Особенности клеток. |
|
|
|
Функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Свойства ткани. |
|
|
6. Вывод-обобщение. Докажите на одном примере, что строение тканей действительно связано с их функциями.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если в ходе работы возникли трудности, повтори тему «Типы тканей организма человека» (презентация), §4 «Строение организма человека».
Проверь себя! Самостоятельно (без алгоритма) охарактеризуй нервную ткань (устно).
Если ты смог это сделать, значит, у тебя выработался навык! Если испытываешь затруднения, обратись к алгоритму, повторив перед этим тему «Ткани».
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Учимся сравнивать. Сравни эпителиальную и соединительную ткани.
Помни! Сравнить – это значит, поставив рядом, сопоставить для установления сходства или различия.
Для этого используем следующий алгоритм ответа.
1.Даем определение понятия «ткани».
Ткань – _________________________________________________
Заполни таблицу.
Признаки для сравнения |
Эпителиальная ткань |
Соединительная ткань |
Выводы |
|
Общее |
Различия |
|||
а) Чем образована ткань |
|
|
|
|
б) Соотношение клеток и межклеточного вещества |
|
|
|
|
в) Свойства ткани |
|
|
|
|
г) Функции |
|
|
|
|
5.Вывод-обобщение
Сходство (чем объясняется) ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различия (чем объясняется) ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя! Можешь ли ты самостоятельно, без алгоритма ответа, сравнивать ткани?
Сравни мышечную и нервную ткани (устно).
Если сумел это сделать, у тебя выработался навык! Если возникли затруднения, обратись к алгоритму, повторив перед этим тему: «Строение и химический состав клетки» (презентация), §4 «Строение организма человека».
6. Ответьте на вопрос, добавляя тип ткани буквами: А - нервная, Б-эпителиальная, В - мышечная, Г- соединительная
Какая ткань способна к сокращениям? ...
Сухожилия образованы из ткани
Ткань образует поверхностный слой кожи ....
Ткань, которая состоит из волокон с большим количеством ядер ....
Ткань хорошо проводит возбуждение ...
Ткань выстилает желудок и кишечник ....
Межклеточного вещества много, оно насыщено солями ...
Ткань, которая образует головной и спинной мозг ...
Ткань состоит из нескольких плотно расположенных слоев клеток ...
Кровь