Урок биологии на тему «Окружающая среда и организм человека» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемное обучение
Основные понятия
окружающая среда, факторы окружающей среды; функционирование/обмен веществ, вредные привычки, токсикомания, наркомания.
Изучение нового материала
Организм человека может, функционировать только при условии тесной связи с окружающей средой. Из окружающей среды в организм поступают кислород, вода и питательные вещества. Они необходимы для протекания процессов обмена веществ, благодаря которым организм получает возможность расти, развиваться, поддерживать нормальную температуру тела, мышечную и умственную деятельность. При этом организм выделяет во внешнюю среду углекислый газ, избыток пищи, воды и тепла, а также вредные вещества, продукты распада, которые образуются в процессе обменных реакций.
На организм действуют различные факторы окружающей среды: солнечный свет, состав воздуха, его температура и скорость движения, степень влажности, атмосферное давление, уровень радиации, магнитные поля, растения и животные. Организм приспособлен к их естественному воздействию. Под влиянием деятельности человека многие факторы окружающей среды изменяются. Загрязняются вредными химическими веществами вода и почва, изменяется состав воздуха, повышается уровень радиации. Вредные вещества поступают в растения, в организмы животных. Вместе с продуктами питания они попадают и в организм человека. К изменившимся факторам окружающей среды организм человека, как и любой другой, не может быстро приспособиться.
К факторам повышенного риска для здоровья человека относится малоподвижный образ жизни, тяжелая физическая нагрузка, нарушение режима питания, самолечение и др. Некоторые люди подвергают риску свое здоровье из-за курения и употребления алкогольных напитков. Разрушающее действие на организм оказывают токсикомания и наркомания. Наркотические средства называют «белой смертью», так как эти химические вещества являются ядами и постепенно отравляют организм, даже если их применяют очень малыми дозами. Вредные, вещества, проникающие в наш организм в виде табачного дыма/алкоголя, так же как и другие токсические и наркотические вещества, вызывают отклонения от нормы в процессах жизнедеятельности. Они отрицательно влияют не только на функционирование различных систем органов человека, но и на организм в целом, так как все системы органов тесно взаимосвязаны в процессе обмена веществ.
Осмысление и понимание полученных знаний
Какое влияние конкретно оказывают факторы окружающей среды на организм человека? Через какие «ворота» они поступают в организм? Какие последствия вызывает их действие? Как защитить организм от их влияния? Как сохранить и укрепить здоровье? Чтобы ответить на эти и другие вопросы взаимодействия организма с окружающей средой, необходимо познакомиться со строением и функционированием его систем
Самостоятельное применение знаний
Подумайте и ответьте.