12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина Кузьменюк (Тейцис)228
С 2013 года работаю в КГКОУ ШИ 16 учителем профессионально-трудового обучения по профилю "штукатурно-малярное дело". В 2019 году закончила ДВГГУ по специальности - логопедия. И сейчас работаю в той же школе учителем-логопедом.
Россия, николаевск-на-амуре
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
7

Использование элементов сказкотерапии в работе логопеда с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Использование элементов сказкотерапии

в работе логопеда с детьми с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Нарушения речи детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют системный характер и распространяются на все функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Дети быстро утомляются, отвлекаются, не проявляют познавательную активность, поэтому логопеду, часто очень трудно привлечь внимание ребенка, мотивировать на произношение звуков, слогов. Вследствие чего необходимо использовать массу разнообразных приемов, методов, технологий. Одной из таких технологий является сказкотерапия.

В нашей логопедической работе мы не только ставим, исправляем, дифференцируем звуки, но и обогащаем, расширяем речь детей.

На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых расстройств.

Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи, автоматизации и дифференциации звуков. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Выделяют следующие виды логосказок:

1. Артикуляционные

2. Пальчиковые

3. Фонетические

4. Сказки-шумелки

5. Лексико-грамматические

6. Сказки, способствующие формированию связной речи.

7. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).


Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми из них.


Артикуляционные сказки.

Чтобы привлечь ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики, можно разложить перед ребёнком карточки с картинками, можно дать куб, на гранях которого изображены картинки - символы упражнений, интереснее и эффективнее всего будет погружение ребёнка в сказку

Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Так же детям можно предложить артикуляционные сказки на основе русских народных сказок, так на примере сказки

«Репка» :

Жил – был дед.  Посадил дед репку за высокий забор.( « Заборчик»)

 Дед ходил в огород то открывал, то закрывал калитку. ( «Окошко»)

Пришло время, выросла репка. ( Надуваем щеки).

Принес дед лопатку. ( «Лопатка»)

 Копал – копал и вдруг у лопаты края загнулись – превратилась в дудочку. Принес дед снова лопату – опять загнулись края. Стал он распрямлять лопатку. (та – та – та)

Стал дед тянуть руками репку тянет – потянет – никак не вытянет.

А бабка тесто месила ( «Месим тесто»). Все бросила, прибежала на помощь. Тянут вдвоем, вытянуть не могут.

А внучка зубки чистила. Прибежала внучка. Тянут потянут, вытянуть не могут.

А жучка сидела на высокой горке («Горка»)

Прибежала Жучка. Тянут потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. А кошка сидела на окошке и виляла хвостиком («Часики»). Тянут потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. А мышка под забором спряталась. (язык лежит спокойно упершись за нижние зубки, вдох). Прибежала.

Стали они все вместе тянуть и вытянули репку.


Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков. После чтения сказки детям задаю вопросы по тексту и предлагаю выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Ответы детей могут быть полными и краткими. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, напоминаю ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

Использую в своей работе «Тетради – фонетические рассказы и сказки» под редакцией Н.Созоновой, Е.Куциной, Н.Хрушковой. Это пособие содержит серию авторских рассказов по сюжетным картинкам. В тетрадях размещены задания на словобразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом, подбор слов, противоположных и близких по значению. Каждый рассказ направлен на работу с определенным звуком по следующим направлениям: выделение слов с заданным звуком, определение позиции звука в слове, характеристика звука, подбор слов к звуковой и слоговой схемам, звуковой анализ. Задания распечатываю и раздаю детям на индивидуальных занятиях, использую в 3-5 классах.

Первоклассникам интересно слушать сказки о звуках и буквах. Так они легче запоминают звуки, его артикуляцию. Также эти сказки читаю детям с ТМНР при знакомстве со звуками. У детей со сложными речевыми нарушениями, безречевых детей может наблюдаться речевой негативизм, отсутствие подражательной речевой деятельности. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок.




Лексико-грамматические сказки

Занимают важное место среди других видов. Они направлены на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса, формирование грамматических категорий.

Основная цель работы при их использовании: развитие и закрепление лексико-грамматических умений и навыков у обучающихся.

Эти сказки собраны в картотеку по лексическим темам. Они помогают правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в единственном и множественном числе. Использую их на занятиях с детьми 3-5 классов.

Так по лексической теме «Посуда», читаем сказку «Чаепитие». Отрабатываем употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и образование относительных прилагательных. Дети читают, отвечают на вопросы. По теме: «Зима», читаем сказку «Снеговик» - изменяем существительные по падежам, отрабатываем употребление предлогов. В конце отвечают на вопросы.


Сказки, способствующие формированию связной речи

- это самые любимые сказки.

Виды работ со сказками:

На индивидуальных занятиях один ребенок разыгрывает знакомые сказки.

Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.

Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно персонажей (это и пальчиковый театр, сказки на липучках, на прищепках, просто персонажи). При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

На подгрупповых и групповых занятиях несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку, также используя персонажей.

При работе с детьми с ТМНР, например, при чтении сказки «Репка», обращаем внимание и показываем, как мы зовем бабку, внучку, жучку, кошку, мышку – АУ, ИДИ, ребенок, увлеченный сюжетом, без принуждения и повторения, начинает звукоподражать, подражать эмоциям, действиям. Что позволяет снизить речевой негативизм, повысить познавательную активность, развивать общие речевые навыки.

Использование логопедических сказок в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний, совершенствовать психические процессы, развивать все стороны речи.

Данный педагогический опыт позволяет разнообразить педагогический процесс, поддержать интерес детей к выполнению коррекционно-развивающих заданий, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

«Через сказку – верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка - это ключик, с помощью которого можно открыть истоки, и они забьют

животворными ключами»                                                                 В. А. Сухомлинский




Используемые материалы:

- https://edu-time.ru/pub/124271

- https://mdou185.edu.yar.ru/artikulyatsionnie_skazki.pdf

- https://vk.com/wall-206099412_264

- https://zarechenskaya.ucoz.net/skazki_o_zvukakh_i_bukvakh.pdf












Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Валентина Кузьменюк (Тейцис)
Комментарий был удалён пользователем 18 фев 2024 в 08:27
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.