Применение технологий «Использование фрагментов художественных фильмов на уроках»
Использование фрагментов художественных фильмов на уроках
В эпоху глобальной информатизации и цифровизации стандартные школьные уроки стремительно меняются, появляются интересные приемы, методики, с применением компьютерной техники. В современном мире стало проще подкрепить свои слова иллюстративным материалом, анимацией, видеорядом и различными интерактивными пособиями. Последнее время объяснительно-иллюстрированный или мультимедийный метод стал наиболее актуальным, удобным и интересным. Компьютеры, планшеты, интерактивные панели позволяют ярко и наглядно демонстрировать изучаемый материал. Визуализация позволяет лучше понять объясняемый материал, так как люди получают с помощью зрения большую часть информации.
На смену презентациям приходит видеоматериал. Короткие обучающие видеоролики позволяют емко и наглядно продемонстрировать изучаемую тему, увлечь и заинтересовать. Сейчас существует огромное количество различных учебных и познавательных видеороликов: художественные и документальные фильмы, мультипликационные фильмы, видеосюжеты, клипы, обучающие видеоролики. В огромном потоке становится все труднее найти нужный фильм. Приходиться пересмотреть и проанализировать немалое количество видеоматериала, чтобы использовать максимально продуктивно каждую минуту урока, а не тратить его на просмотр скучного и неинформативного ролика. Подготовка таких уроков требует много времени. Нужно позаботиться о том, чтобы видеоматериал вписался в нужный момент урока, дополнял его, не выбиваясь из темы, и помогал в решении поставленных на уроке задач.
Если педагог принимает решение, что в структуру урока должен быть включен просмотр фрагмента видеофильма, то исходя из этого должен быть составлен план проведения занятия. При организации такого урока важна хорошая подготовка и четкая структура.
Выбор правильного видеоматериала – один из самых существенных пунктов подготовки. Необходимо предварительно просмотреть выбранный материал не менее одного раза. Предварительный просмотр позволит определить правильное использование и ограничить продолжительность демонстрации всего фильма или отдельных эпизодов. Все это помогает разработать методику наиболее целесообразного использования видеоматериала для решения поставленных учебных и воспитательных задач. Выбор видеоматериала должен учитывать возраст аудитории.
После предварительных просмотров преподаватель должен определить цели и методы использования видеоматериала на уроке:
- для передачи нового материала или для обобщения ранее полученных знаний;
- определить время трансляции фильма на уроке: в начале, середине или конце;
- сделать акцент на моментах фильма, которые нуждаются в комментариях;
- подготовить вопросы, которые необходимо задать по окончанию демонстрации.
Работу с видеоматериалами делят на следующие этапы:
- выявление связи изучаемого материала с содержанием видеосюжета;
- проведение работы с видеороликом в процессе проказа;
- проведение работы с видеофильмом после показа.
Для хорошего усвоения материала, необходимо подготовить учеников к просмотру сюжета. Этому может способствовать вступительное слово преподавателя, где рекомендуется:
- сделать акцент на наиболее основные моменты фильма и их связь с преподаваемой темой;
- дать объяснения для наиболее трудных моментов кино;
- вызвать интерес к просмотру;
- обозначить ряд вопросов, на которые необходимо будет ответить после просмотра видеофильма.
Для более качественного усвоения материала видеофильма преподавателю необходимо объяснять некоторые отдельные моменты, транслирующиеся на экране и связывать их с темой урока. Время трансляции - один из важнейших элементов методики.
Если просмотр сюжета приурочен к изучению нового материала, то лучше всего транслировать фильм фрагментами, хронометражем от 4 до 10 минут. Если фильм показывают для повторения или закрепления ранее изученных тем, то его можно транслировать целиком, охватывая все темы раздела. После просмотра преподаватель должен прокомментировать просмотренный фильм, напомнить наиболее важные аспекты, повторить их, тем самым усвоив полученный материал.
По окончании показа видеоматериала или его фрагментов, преподаватель подводит итоги, отвечает на вопросы учеников по просмотренному материалу, спрашивает мнение учащихся по транслируемому фильму и анализирует отдельные моменты показанного сюжета.
Кинофильмы – с детства любимый путь получения информации. В кино различные сведения и знания ученик получает свободно, без принуждения, охотно и с интересом. Кино позволяет проиллюстрировать абстрактные понятия. Поэтому часто то, на что раньше учащиеся не обращали внимания, что казалось им трудным для понимания на уроке, теперь привлекает их интерес, вызывает желание узнать об увиденном намного больше, понять, почему так происходит.
При использовании фрагментов художественных фильмов на уроках нужно учитывать, как плюсы, так и минусы данного приёма. Среди плюсов выделяют: яркость, запоминаемость, эмоциональность, правдивость. Из минусов заметим: субъективность фильмов и трактовок в них различных событий, время, которое затрачивается на просмотр видеофрагмента, художественный вымысел, который нередко присутствует в фильме.
В наше время современные школьники живут в пространстве «экранной культуры», где самым привычным способом получения информации является просмотр видеороликов на экране телефона или компьютера. Использование видеоматериалов на уроках должно способствовать не только развитию образного восприятия информации, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках.
При всем многообразии и вариативности различных учебных пособий, особенно для старших классов, все они имеют один серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала, что сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится крайне скудным. Учебники в полной мере отражают содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков, но не помогают формированию абстрактного мышления.
Учащиеся не достигли того уровня развития навыков абстрактного мышления, которым владеет учитель, поэтому и возникает ощущение, что учитель и учащиеся говорят на разных языках. Именно поэтому конкретно-образное познание в развитии учащихся является не просто самостоятельным процессом, но и средством формирования абстрактного мышления.
Самые сложные абстракции базируются на эмоциональном материале, на фактах наблюдения, что придает огромное значение для развития фантазии и воображения. При формировании знаний необходимо обеспечить учащихся материалом, абстракциями, создать условия для развития образного мышления. Эту задачу и решают видеоматериалы, учебные кинофильмы или фрагменты художественных фильмов. Но не стоит забывать, что фильм не является полноценным источником знания об объекте, а является лишь способом, передающим информацию для размышления и воображения.
Таким образом, использование на уроках фрагментов из художественных фильмов помогает реализовать следующие задачи:
Замотивировать учащихся на изучение конкретной темы или на выполнение определенной работы.
Развить необходимые умения, навыки и компетенции учащихся.
Привлечь внимание учащихся к той или иной теме или проблеме.
Превратить продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного процесса.
Расширить кругозор и увеличить познавательную активность учащихся.
Литература
При написании данной статьи, опиралась на собственный опыт и на статью Николая Быданова (факультет истории и права) ссылка на источник https://si-sv.com/publ/metodika/14-1-0-557?_utl_t=vk