Применение технологий «Игровые моменты на уроках»

3
0
Материал опубликован 13 May 2018
Игровые моменты на уроках

Трубочкина С.В.,

преподаватель физики

ГАПОУ ПО «Пензенский

агропромышленный колледж»



Игры активно используются в обучении. Это методика с очень хорошими обучающими возможностями, поэтому ее часто применяют не только для детей, но и для взрослых. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. 

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.

Игра на уроке – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к предмету. Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

игры с правилами;

ролевые игры;

комплексные игровые системы (КВН);

игры для изучения нового материала;

игры для закрепления;

игры для проверки знаний;

обобщающие игры.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры.

1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм.

2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

Введение в игру.

1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в: (Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:". Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

Вашему вниманию я предлагаю игры, которые часто применяю на своих занятиях по физике, преподавателем которой являюсь. Но эти игры носят универсальный характер, т.е. их можно использовать на занятиях по любому учебному предмету.

В соответствии с требованиям к современному уроку тему занятия учащиеся должны сформулировать сами. С этой целью перед изучением новой темы урока можно провести игру «Устами младенца».

Правила игры.

Учащиеся с помощью ответов на наводящие вопросы должны отгадать о каких понятиях, величинах, законах будет идти речь на уроке. Ответы даются в письменной форме. Победителем считается тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов. В случае если учащиеся не смогут сразу ответить, то учитель дает 1-2 подсказки.

Например, перед изучением темы «Уравнение состояния идеального газа» (физика, 10 класс) учитель говорит, что состояние любого газа можно охарактеризовать 3 величинами. Эти величины учащиеся определят сами, если ответят на вопросы:

1.Что это такое, если она сохраняется неизменной, когда кастрюлю со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой?

Подсказка: у всех здоровых людей она почти одинакова. (Температура).

2. Что это такое, если оно влияет на наше самочувствие - когда оно поднимается, то болит голова, когда оно опускается, то голова начинает кружиться?

Подсказка: на очень большой глубине, оно может раздавить человека. (Давление)

3.Что это такое, если он есть у всех тел - у больших тел он больше, у маленьких-меньше?

Подсказка 1. Когда шарик сдувается, то он становится меньше.

Подсказка 2. В геометрии есть специальные формулы по которым он вычисляется. (Объем)

На этапе проверки и обобщения знаний можно провести ролевую игру «Физбол»

Правила игры.

1.В игре участвуют 2 команды.

В обеих командах по 6 игроков:1 вратарь, 2 защитника и 3 нападающих.

Нападающий задает вопросы команде противника, он должен правильно уметь ответить на свой же вопрос. Имеет право консультироваться с нападающим своей команды. Не имеет права консультироваться с вратарем.

Вратарь отвечает на вопрос, заданный команде, в случае, если никто из команды не сможет ответить. Слово вратаря-последнее слово команды.

2.Игра начинается после команды судьи. Перед началом игры капитаны разыгрывают очередность задавания вопросов. Команды задают друг другу вопросы.

3. После этого команды обдумывают ответы на вопросы (не более 1мин). Отвечает первая подготовившаяся команда. Сначала на вопрос отвечают защитники. Если защитник не может ответить, им помогают нападающие, если и нападающие не в состоянии ответить, то отвечает вратарь.

4.Гол будет засчитан, если нападающий, бросивший мяч, сам сможет правильно ответить на вопрос. Если же он не в состоянии этого сделать, то мяч не засчитывается, а нападающий, задавший вопрос удаляется с поля.

5.Нападающий не смог ответить на свой же вопрос-удаление на 2 мин.

Игрок команды некорректно ведет себя на поле-от 2 до 5 мин.

Игрок мешает отвечать сопернику-от 2 до 10 мин.

Нападающий задал некорректный вопрос-3 мин.

Игрок опасен для окружающих-удаление до конца игры.

6. Игра проходит в 3 периода с перерывами. Каждый период -20 мин.

Например, при изучении темы «Тепловые двигатели. Преимущества и недостатки» (физика 10 класс) можно предложить следующие вопросы:

1.Происхождение слова «автомобиль».

2. Краткая история создания автомобиля.

3. Положительные стороны автомобилизации населения.

4. Доля автотранспорта в загрязнении природной среды.

5.Доля автотранспорта в загрязнении атмосферы.

6. Назовите вредные соединения, находящиеся в выхлопных газах.

7.Как расходовать меньше топлива, при произведении одной и той же работы?

8.Назовите альтернативные источники энергии.

9. Почему ночлег в автомобиле в холодное время опасен для водителя?

10. Сколько кислорода расходуется при 8-ми часовой работе двигателя автомобиля?

11.Как можно снизить содержание вредных веществ, выделяемых транспортным средством?

12. Какое физическое явление лежит в основе работы автомобильных фильтров?

13. Рассказать о принципах работы каталитических фильтров.

14..Какие существуют экологически чистые средства передвижения.

15.Назовите альтернативные источники энергии.

16.Причины возникновения шума при движении автотранспорта.

17.Как снизить шумовое загрязнение атмосферы?

18. Что происходит с дорожным покрытием при движении транспорта?

19. Какие заболевания человечества связаны с загрязнением окружающей среды?

20. Расскажите о парниковом эффекте.

При изучении темы «Инерция» (физика 7 класс) на уроке вместо физкультминутки

была предложена игра «Поездка в автобусе».

Правила игры.

Учитель говорит: «А теперь все присутствующие должны представить себя пассажирами автобуса. Поднимите руки вверх. С помощью рук надо показать, как меняется положение тела пассажира относительно сидения автобуса, т.е. относительно земли, в разных ситуациях, возникающих при движении автобуса. Например, если автобус резко отъезжает от остановки, то все падают назад; если плавно тормозит, то вы слегка наклоняетесь вперед, если же резко тормозит, то вы падаете вперед; если на большой скорости делает левый поворот, то вы резко наклоняетесь вправо, если правый поворот-то наклоняетесь влево; если же автобус двигается по шоссе равномерно и прямолинейно, то вы сидите спокойно, а если шоссе неровное-с кочками и ухабами, то вы подпрыгиваете».

Задание. С помощью рук показать как ведет себя тело пассажира в автобусе во время поездки.

Учитель читает, например, такой рассказ:

«Водитель опаздывал и автобус резко тронулся с места, на большой скорости автобус делает правый поворот, левый поворот, потом снова левый поворот, левый поворот, правый поворот. Фу, ну и дорога! Наконец-то она стала ровной и прямой. Впереди высокий холм-автобус резво поднимается в гору, теперь опускается с горы. Дорога неровная как стиральная доска. Наконец остановка, автобус плавно тормозит. Приехавшие пассажиры покидают автобус. Затем он плавно отъезжает от остановки и снова резко набирает скорость, кто-то-из пассажиров даже упал. Вдруг резко тормозит-кошка едва не угодила под колеса. Резкий поворот налево, направо. Опять кочки. Ура, наконец-то, приехали!»

Литература:

1. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г. А.В.

2. Журнал «Физика в школе» № 4,5,6/1989.

3. Журнал «Физика в школе» № 6/1993.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.