Использование генеративного искусственного интеллекта для развития гибких навыков обучающихся в образовательном процессе

2
0
Материал опубликован 19 November

Использование генеративного искусственного интеллекта для развития гибких навыков обучающихся в образовательном процессе

Аннотация. В статье рассматриваются потенциальные возможности применения генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в качестве инструмента для развития гибких навыков (4К: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация) у обучающихся. Анализируются проблемы традиционного подхода к формированию учебных заданий, такие как шаблонность, репродуктивность и низкая персонализация, которые препятствуют эффективному развитию метапредметных компетенций. На конкретных примерах из педагогической практики (уроки английского языка, классные часы, проектирование учебных материалов) демонстрируется методика использования промптов для трансформации стандартных упражнений в проблемные и творческие сценарии, способствующие развитию гибких навыков. Делается вывод о том, что грамотное интеграция ГИИ в образовательный процесс позволяет преодолеть разрыв между предметным обучением и требованиями ФГОС к личностным и метапредметным результатам.

Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, гибкие навыки, 4К, метапредметные результаты, педагогическое проектирование, промпт, персонализация обучения, ФГОС.

Введение
Современные вызовы системе образования актуализируют задачу формирования у обучающихся комплекса гибких навыков (soft skills), обеспечивающих успешную адаптацию в быстро меняющемся мире. К ним относятся критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация (4К). Несмотря на декларируемую важность этих компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), их практическое формирование часто остается проблемой. Традиционные методы обучения, основанные на репродуктивных заданиях, не создают условий для развития сложных надпредметных умений. В данной связи представляет интерес изучение потенциала генеративного искусственного интеллекта как катализатора педагогической деятельности, направленной на развитие гибких навыков.

Проблема шаблонности в обучении как барьер для развития 4К
Анализ распространенной учебной практики, например, в рамках УМК по английскому языку для 6 класса, выявляет ряд системных проблем. Задания типа «Составь диалог по образцу» или «Опиши картинку», будучи полезными для отработки лексики и грамматики, носят репродуктивный характер и не ставят ученика в ситуацию интеллектуального вызова. Они не учитывают личный контекст обучающегося, что снижает мотивацию к коммуникации, и с трудом поддаются трансформации в формат, требующий кооперации. В результате происходит формальное усвоение материала без развития способности к анализу, синтезу и творческому применению знаний.

Методика использования генеративного ИИ для развития гибких навыков
Решение указанной проблемы видится в методически выверенном применении генеративного ИИ. Ключевым инструментом становится не сам ИИ, а педагогически грамотно составленный промпт (запрос), который задает искусственному интеллекту определенную роль, контекст и целевую задачу.

  1. Развитие критического мышления и креативности. Вместо задания «Опиши человека на картинке» используется промпт, превращающий упражнение в детективную задачу от имени Скотленд-Ярда. Ученик анализирует два схожих описания подозреваемых, выявляя ключевые различия. Это требует от него анализа и синтеза информации, а игровой контекст повышает вовлеченность.
  2. Развитие кооперации и коммуникации. Традиционный диалог «Знакомство на вечеринке» трансформируется через промпт, создающий ролевую карточку для инопланетянина. Такой сценарий вынуждает учеников к импровизации, активному слушанию и совместному поиску решения для достижения игровой цели, делая язык реальным инструментом взаимодействия.
  3. Глубина работы с текстом. Вместо репродуктивных вопросов к тексту о семье, ИИ генерирует рассказ с преднамеренной логической нестыковкой. Задача ученика — выявить противоречие и аргументировать свою точку зрения, что переводит его с уровня понимания на уровень критической оценки.

Применение ГИИ во внеурочной деятельности
Потенциал генеративного ИИ extends beyond предметного обучения. В работе классного руководителя он может использоваться для создания сценариев классных часов, направленных на развитие эмоционального интеллекта и навыков разрешения конфликтов. Например, промпт, формулирующий реалистичный конфликт между одноклассниками с двумя равноправными точками зрения, и последующие вопросы для обсуждения в группах позволяют организовать глубокую рефлексию, развивают эмпатию и критическое мышление.

ГИИ как инструмент методической работы
На общешкольном уровне генеративный ИИ выступает в роли методического конструктора, помогая решать проблемы методического выгорания педагогов и усредненности уроков. Сильный промпт, в отличие от слабого («Придумай задания»), содержит четкие критерии: роль ИИ, контекст, целевое действие, требования к содержанию и структуре, формат вывода. Это позволяет быстро создавать дифференцированные задания, проектировать сценарии уроков, интегрирующие принципы 4К, и разрабатывать метапредметные диагностические работы.

Заключение
Таким образом, генеративный искусственный интеллект представляет собой мощный инструмент для системного развития гибких навыков у обучающихся. Его интеграция в образовательный процесс позволяет преодолеть шаблонность традиционных заданий, обеспечить персонализацию обучения и создать условия для формирования критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. Эффективность использования ГИИ напрямую зависит от методической грамотности педагога, его способности формулировать педагогически целесообразные промпты. Дальнейшее исследование должно быть направлено на разработку и апробацию конкретных методик и цифровых педагогических конструкторов на основе ГИИ для различных учебных предметов и уровней образования.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации