Использование современных технологий в процессе обучения географии.
Современные педагогические технологии создают особые условия, обеспечивающие новую по смыслу, духовно-практическую деятельность педагога и ученика. При данном подходе знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.
Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования. В своей педагогической деятельности применяю следующие современные педагогические технологии.
- Информационно-коммуникационные технологии
Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.
На своих уроках по технологии ИКТ я применяю:
- уроки-презентации;
- уроки с использованием учебника мультимедиа;
- уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной - схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.
Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов, среди которых есть школьники с преобладанием того или иного типа мышления («художники», «мыслители», «смешанный тип»). Применение мультимедиа делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.
Использование данной технологии позволило превратить учебный материал каждого раздела, темы, параграфа учебника в информацию в виде ряда изображений, графиков, сопровождаемых дикторским текстом и музыкой.
Данная технология направлена на организацию активной познавательной деятельности.
При использовании средств мультимедиа у школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания, и проверять свои знания.
Необходимо дать возможность учащемуся самостоятельно познакомиться с учебным материалом и выполнить все задания для закрепления информации. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и.т.д
На уроках географии использование компьютера, электронных карт позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, проверка знаний с помощью электронных тестов - позволяет применять разные и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические . Эта технология способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства учителя, ускоряет и обогащает учебный процесс. На уроках с использованием компьютера обучающиеся овладевают способами получения географической информации. При обучении географии использую информационные технологии при изучении нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), для самостоятельного изучения темы.
О результатах использования современных образовательных технологий свидетельствуют успехи моих учеников в региональном тестировании, научно-практических конференциях, проектной деятельности районного и областного уровня.
- Технология игровой деятельности.
Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе, ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.
Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.
Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными источниками знаний.
Игры я провожу на уроках повторения и обобщения знаний.
В настоящее время перед школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни. Я уделяю на уроках географии значительное внимание развитию практических навыков учащихся. Одни навыки формирую для закрепления и понимания теоретических вопросов, другие для дальнейшей практической жизни, третьи для формирования географической культуры. Через практические навыки работы с источниками географических знаний, с инструментами на местности удается успешно решать проблему повышения активизации учащихся.
На каждом уроке дети работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, картами электронного учебника, контурными картами. На уроке мои ученики сравнивают отдельные объекты, описывают их по типовым планам, обучаются приемам заучивания номенклатуры карты, находят закономерности явлений, сопоставляют несколько карт в целях получения ответа на поставленный проблемный вопрос, определяют координаты, делают измерения расстояний и т.д. Перед выполнением каждой работы знакомлю детей с инструкцией по выполнению задания.
При сопоставлении нескольких карт дети учатся находить ответ на поставленный вопрос. Например, детям предлагаю сопоставить карту строения земной коры и физическую карту Евразии. Задаю вопрос: почему горные области Евразии находятся на востоке и юге материка? Дети отвечают, что горные хребты формируются на стыке Тихоокеанской и Евразийской плит и Евразийской с Африкано-Аравийской.
Дети сопоставляют карты климатическую и физическую России и думают о причинах самой низкой температуры воды в Восточно-Сибирском море.
Задания составляю такие, чтобы постоянно поддерживался интерес к географии. Например, на этом острове находится лес с координатами 19º ю.ш и 47º в.д, где живут самые маленькие обезьяны, размеры их тела 12 сантиметров. Как называется этот остров?
В связи с введением ГИА обращаю особое внимание на такие виды работ как чтение топографической карты, определение направлений и измерение расстояний по карте при помощи масштаба и градусной сетки, откладывание расстояний в масштабе, определение координат точки, которые встречаются в вопросах по ЕГЭ.
Очень активно работают ученики при проведении практических работ с использованием компаса по измерению расстояний и азимутов, съемке местности.
- Технология интегрированного обучения.
На своих уроках применяю технологию интегрированного обучения. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.
Тему для проведения интегрированного урока выбираю такую, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины. Приведу несколько примеров по проведению интегрированных уроков. В 6 классе тема «Географические координаты» сложна для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки, дети ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты, сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты. При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии. Ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применить в жизни.
Аналогичного типа интегрированный урок провожу по теме «Масштаб». Ученики не только закрепляют и углубляют свои знания, но и практически их применяют на уроке. В заданном масштабе девочки делают выкройку фартука, мальчики по чертежу в заданном масштабе делают разметку на деревянной заготовке для урока технологии.
В 7 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» создаются благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, интерес.
Итак, интегрирование в преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Повышает активность, интерес детей к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.
- Технология критического мышления.
Основой этой технологии являются три ступени (фазы) урока: «Вызов – осмысление – рефлексия». Использую различные приемы, как традиционные: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера (гроздья, пучок), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями, или прием: «Запишите все что знаете» (индивидуально или в группах), или прием «мозговой атаки».
Основная фаза урока – осмысление дает возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, причем возможно сообщение информации учителем или ее самостоятельный поиск. Используются следующие приемы: «инсерт» – маркировка текста, учебно-мозговой штурм. На этой стадии формирования критического мышления осуществляется через исследовательские навыки, выполнение работы с дополнительной литературой, статистикой, научным текстом.
Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой фазе происходит закрепление новых знаний, осмысление своего опыта. Основные приемы: групповая дискуссия, синквейн, составление кластера. Приведу пример использования данной технологии на уроках географии 8 класса по теме: «Природные зоны России. Зона арктических пустынь, зона тундры и лесотундры». Урок проходит в форме экспедиции ученых исследователей. Каждая группа ученых исследует свою природную зону, и в виде схемы (кластера) представляет отчет об итогах исследования. Класс делю на 2 группы. Каждая группа составляет кластер по тем знаниям, которые были приобретены ранее, затем идет защита - презентация. Следующий этап – это работа с планом изучения природных зон. Используя текст учебника, карты атласов, научный текст, план, группы составляют уже подробный кластер (добавляется к предыдущей схеме) по заданной природной зоне. На стадии «Осмысление» учащиеся вступают в контакт с новой информацией. На данном уроке – это различный раздаточный материал с планом изучения природной зоны, научный текст.
Применяю такие приемы, как: «свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему, кластер.
И наоборот: «развернуть» информацию, данную в виде схемы, диаграммы, карты. Проанализировать и сделать вывод.
Памятка для учащихся:
1. Прочитай текст.
2. Проанализируй, что является главным «Действующим лицом» в тексте: что именно описывается - объект или процесс.
3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть:
- Название объекта;
- Состав объекта
- Структура объекта
- Особенности объекта
Применяю прием «сводная таблица» в технологии «критического мышления». Этот прием позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема «сводная таблица заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: написать на доске все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. Важность необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И это сделают сами учащиеся.
Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.
Преимуществами данной технологии является то, что она эффективно сочетается с другими технологиями и приемами педагогической техники.