12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Андриянова Ольга Владимировна104 |
Развитие условий мышления обучающихся в образовательном процессе колледжа.
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
« Рязанский колледж культуры»
Развитие условий мышления обучающихся в образовательном процессе колледжа. ( Выступление на научно-практической конференции)
Преподаватель иностранного языка:
Андриянова О. В.
Шацк, 2016год
В наше время изучение иностранных языков является важной составляющей жизни современного человека. Владение иностранным языком – это также один из аспектов профессиональной компетенции, он дает преимущество в использовании в своей деятельности потенциала обширных ресурсов сети Интернет и литературы на разных языках. Иностранный язык вносит свой вклад в процесс формирования творческого мышления обучающихся. Данный предмет обладает высокой коммуникативной направленностью , активным включением обучающихся в образовательный процесс, также дает возможность активизировать творческий потенциал личности. Всё это способствует адаптации будущих специалистов к современным социальным условиям. Востребованными становятся те специалисты, которые постоянно развиваются в своей профессиональной области, умеют применять полученные знания, трансформировать их на ранее не встречающиеся ситуации и самостоятельно находить нестандартные пути решения проблемы. Неординарность мыслительных процессов – важная черта современногоспециалиста. « Настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает мысль ученика», сказал А.А. Куманев в своей книге « Раздумья о будущем».«В структуру интеллектуальной деятельности входят : репродуктивное мышление, в процессе которого воспроизводятся готовые мысли; логическое мышление, которое совершается по правилам мыслительных операций ( анализ, синтез, классификация, выявление причинно-следственных и других связей, сравнение, обобщение и т. п.), творческое мышление, проявляющееся в поиске и творении нового; латеральное мышление ( составная часть логического и творческого), нацеленное на поиск оптимальных способов решения проблемы; критическое мышление, связанное со способностью отделять ложное от правильного, оценивать предмет, задачу.» (М.И. Махмутов. «Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления.» Педагогика. 2001, № 10 ) Планируя уроки, продумываю условия, стимулирующие мыслительную деятельность обучающихся. Сформированность мотивации к познанию у современных обучающихся – недостаточная. И как бы преподаватель не стремился создавать атмосферу общения в учебном процессе – результаты будут незначительными, если обучаемый сам не захочет овладеть иностранным языком. Необходимо достаточно и убедительно мотивировать их учение. « Мотивация учения складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон. Мотивация – это ключ к успешному учению.» ( А.А. Колесникова « Реализация компетентностного подхода при обучении английскому языку.М. Иностранные языки в школе. 2011. №10). Использование деятельностного метода обучения предполагает, что студент не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. В своей работе стремлюсь , чтобы обучающийся на уроке был активен, действовал самостоятельно и проявлял творчество. Постепенно сокращаю упражнения чисто имитационного характера и увеличиваю количество упражнений, требующих от обучающихся самостоятельного отбора языкового материала для выражения своих мыслей. Для развития логического мышления, создания высказывания на английском языке использую упражнения: 1. « Продолжи рассказ». 2. Игра « Хорошо/ Плохо».Обучающиеся делятся на две команды. Первая команда перечисляет все положительные свойства предмета или явления, а вторая – отрицательные. Побеждает та команда, чей аргумент будет последним. 3. «Взгляд на проблему с разных точек зрения.» Обучающие читают цитату и высказывают свое мнение с точки зрения разных людей( разного возраста, социального статуса, профессии, благосостояния).Обучая описывать картинку, развиваю умение домысливать какие-то факты, высказывать свое мнение о том, что изображено на картине. Памятки, опоры мотивируют, ориентируют, настраивают соответствующим образом. Для логического построения высказывания по картине предлагаю следующий план: 1) опишите время года, дня и кто/что изображено ( It’s… ./ You can see … ./There is … in the centre, foreground, background, on the left, on the right); 2) опишите действия людей, во что одеты, их чувства( Present Continuous); 3) опишите свои чувства и эмоции (I think / In my opinion / As for me / Personally I). План для описания предмета: 1)Origin. 2)Material. 3)The way it was produced.4)Modern usage. 5)Its future. Для более уверенного ведения диалога в ситуации повседневного общения используются определенные фразы и выражения во вступительной, содержательной и заключительной частях диалога: 1) вступительная часть:Goodmorning/afternoon/evening… .Hello/ Hi… .Howareyou? Mynameis … . I’m … . Nice to meet you … . 2) Содержательная часть: Excuse me, could you tell me … / By the way … / Well, let me think …/ I’m afraid, I … / I have no idea …/ The point is … / What I mean is… … / 3) Заключительная часть: Well it’s nice been talking to you … / I’m sorry, I must be going … / Have a nice time … / OK, see you … / Bye, take care … . В своей практике я применяю метод развития критического мышления посредством чтения и письма. Это способствует развитию умения синтезировать и выражать свои мысли лаконично и последовательно. Прием « фишбоун» используется, когда идет обсуждение и поиск решения каких-то учебных проблем. Обрамление « рыбьего скелета» производится фактами и краткими записями из того как поняли студенты текст или разрешили проблему. Работа с « гроздью» - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. При чтении или аудировании текста студенты выделяют ключевые слова и записывают вокруг них слова и выражения, которые логически связаны с ними. Взаимосвязанные слова и выражения соединяются линиями. Отсюда мысли студента не громоздятся хаотично, а « гроздятся».