Выступление «Развитие условий мышления обучающихся в образовательном процессе колледжа»

1
0
Материал опубликован 5 October 2020

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

« Рязанский колледж культуры»























Развитие условий мышления обучающихся в образовательном процессе колледжа. ( Выступление на научно-практической конференции)















Преподаватель иностранного языка:
Андриянова О. В.






Шацк, 2016год

В наше время изучение иностранных языков является важной составляющей жизни современного человека. Владение иностранным языком – это также один из аспектов профессиональной компетенции, он дает преимущество в использовании в своей деятельности потенциала обширных ресурсов сети Интернет и литературы на разных языках. Иностранный язык вносит свой вклад в процесс формирования творческого мышления обучающихся. Данный предмет обладает высокой коммуникативной направленностью , активным включением обучающихся в образовательный процесс, также дает возможность активизировать творческий потенциал личности. Всё это способствует адаптации будущих специалистов к современным социальным условиям. Востребованными становятся те специалисты, которые постоянно развиваются в своей профессиональной области, умеют применять полученные знания, трансформировать их на ранее не встречающиеся ситуации и самостоятельно находить нестандартные пути решения проблемы. Неординарность мыслительных процессов – важная черта современногоспециалиста. « Настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает мысль ученика», сказал А.А. Куманев в своей книге « Раздумья о будущем».«В структуру интеллектуальной деятельности входят : репродуктивное мышление, в процессе которого воспроизводятся готовые мысли; логическое мышление, которое совершается по правилам мыслительных операций ( анализ, синтез, классификация, выявление причинно-следственных и других связей, сравнение, обобщение и т. п.), творческое мышление, проявляющееся в поиске и творении нового; латеральное мышление ( составная часть логического и творческого), нацеленное на поиск оптимальных способов решения проблемы; критическое мышление, связанное со способностью отделять ложное от правильного, оценивать предмет, задачу.» (М.И. Махмутов. «Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления.» Педагогика. 2001, № 10 ) Планируя уроки, продумываю условия, стимулирующие мыслительную деятельность обучающихся. Сформированность мотивации к познанию у современных обучающихся – недостаточная. И как бы преподаватель не стремился создавать атмосферу общения в учебном процессе – результаты будут незначительными, если обучаемый сам не захочет овладеть иностранным языком. Необходимо достаточно и убедительно мотивировать их учение. « Мотивация учения складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон. Мотивация – это ключ к успешному учению.» ( А.А. Колесникова « Реализация компетентностного подхода при обучении английскому языку.М. Иностранные языки в школе. 2011. №10). Использование деятельностного метода обучения предполагает, что студент не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. В своей работе стремлюсь , чтобы обучающийся на уроке был активен, действовал самостоятельно и проявлял творчество. Постепенно сокращаю упражнения чисто имитационного характера и увеличиваю количество упражнений, требующих от обучающихся самостоятельного отбора языкового материала для выражения своих мыслей. Для развития логического мышления, создания высказывания на английском языке использую упражнения: 1. « Продолжи рассказ». 2. Игра « Хорошо/ Плохо».Обучающиеся делятся на две команды. Первая команда перечисляет все положительные свойства предмета или явления, а вторая – отрицательные. Побеждает та команда, чей аргумент будет последним. 3. «Взгляд на проблему с разных точек зрения.» Обучающие читают цитату и высказывают свое мнение с точки зрения разных людей( разного возраста, социального статуса, профессии, благосостояния).Обучая описывать картинку, развиваю умение домысливать какие-то факты, высказывать свое мнение о том, что изображено на картине. Памятки, опоры мотивируют, ориентируют, настраивают соответствующим образом. Для логического построения высказывания по картине предлагаю следующий план: 1) опишите время года, дня и кто/что изображено ( Its… ./ You can see … ./There is … in the centre, foreground, background, on the left, on the right); 2) опишите действия людей, во что одеты, их чувства( Present Continuous); 3) опишите свои чувства и эмоции (I think / In my opinion / As for me / Personally I). План для описания предмета: 1)Origin. 2)Material. 3)The way it was produced.4)Modern usage. 5)Its future. Для более уверенного ведения диалога в ситуации повседневного общения используются определенные фразы и выражения во вступительной, содержательной и заключительной частях диалога: 1) вступительная часть:Goodmorning/afternoon/evening… .Hello/ Hi… .Howareyou? Mynameis … . I’m … . Nice to meet you … . 2) Содержательная часть: Excuse me, could you tell me … / By the way … / Well, let me think …/ I’m afraid, I … / I have no idea …/ The point is … / What I mean is… … / 3) Заключительная часть: Well it’s nice been talking to you … / I’m sorry, I must be going … / Have a nice time … / OK, see you … / Bye, take care … . В своей практике я применяю метод развития критического мышления посредством чтения и письма. Это способствует развитию умения синтезировать и выражать свои мысли лаконично и последовательно. Прием « фишбоун» используется, когда идет обсуждение и поиск решения каких-то учебных проблем. Обрамление « рыбьего скелета» производится фактами и краткими записями из того как поняли студенты текст или разрешили проблему. Работа с « гроздью» - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. При чтении или аудировании текста студенты выделяют ключевые слова и записывают вокруг них слова и выражения, которые логически связаны с ними. Взаимосвязанные слова и выражения соединяются линиями. Отсюда мысли студента не громоздятся хаотично, а « гроздятся».

Интерес у студентов вызывает и прием эмпатии ( вживания). « Этот метод означает «вселение» студентов в изучаемые объекты окружающего мира. Рождающиеся при этом мысли, ощущения и есть образовательный продукт обучаемого, который может быть выражен им в устной или письменной форме.» (С.И. Заир-Бек « Развитие критического мышления на уроке. М Просвещение.2011)Этот прием активного обучения успешно реализуется на уроках в разделе программы « Поездка за границу» в виде ролевых игр « В пути» , « В аэропорту» , «Размещение в гостинице», « В ресторане», « В магазине», где студенты вживаются в роли пассажира, кассира, работника офиса, продавца, покупателя, регистратора, проживающего в отеле, официанта и т. д. Игровые формы работы для развития монологической и диалогической речи обучающихся являются хорошим стимулом и положительной мотивацией к изучению иностранных языков. Для создания устного портрета кого-нибудь из общего круга знакомых и для отработки общего вопроса используется игра «Yes/No Interview». Преподаватель загадывает кого-нибудь из общего круга знакомых. Обучающиеся задают общие вопросы (Is it she or he? Is she or he dark-haired or fair-haired? Does he wear a black jacket? Can he play the guitar? Is his mobile phone Siemens? Etc.) .Сначала загадывается имя однокурсника, потом кого-нибудь из преподавателей, а далее можно загадывать имена известных спортсменов, актеров, музыкантов, телеведущих или политиков. В игре “Getting Information” «представители» разных учреждений ( Police department, Hospital registry, Tourist agency, Customs, Library, Bank, Personnel department, Collegeentrance committee) запрашивают информацию о фамилии, возрасте, поле, национальности, адресе, номере телефона, роде занятий, хобби. Аргументированную монологическую речь хорошо развивает игра “ Balloon Debate”. Суть игры: на воздушном шаре находятся четыре человека ( например, врач, певец, танцор и режиссер). Шар уже высоко в воздухе, но он слишком тяжел и может упасть. Начинаются дебаты, и каждый должен доказать, что его необходимо оставить в корзине..Того, кто не сможет доказать свою профессиональную приоритетность, « выбрасывают» за борт и он выбывает из игры. На карточках можно дать опорные слова для каждой профессии. Этот игровой прием можно использовать и по другим темам. Например, то теме “Clothes”:вы с другом отправляетесь в путешествие, а все вещи должны уложить в один чемодан. Вы решаете путем спора, какие вещи вам необходимо взять с собой, а от каких можно отказаться. Данный вид работы студентам очень нравится, они увлекаются игрой и сами не замечают, как они не только начинают говорить, но и думать на английском языке. Умение преодолевать препятствия на пути к достижению цели является показателем эффективности учебной деятельности. Существующие психологические барьеры – психические состояния, тормозящие мыслительные процессы, не всегда позволяют студентам полноценно проявлять свои способности, реализовывать приобретенные знания, умения, навыки. Среди причин, обуславливающих дискомфортное состояние студента на занятиях , доминируют: боязнь или стеснение допустить ошибку в говорении перед аудиторией, боязнь спровоцировать насмешку или негативную оценку, скованность в ситуации диалога, неумение применять приобретенные знания в ситуации общения. В ходе работы по устранению психологических барьеров стремлюсь организовывать занятия таким образов, чтобы студенты обогащали свои знания в иностранном языке, развивали способность рефлексировать, актуализировали собственные мотивы и интересы. Особое внимание уделяю самым сложным с точки зрения преодоления психологических барьеров видам речевой деятельности – восприятие иноязычной речи на слух ( аудирование) и выступление на иностранном языке перед аудиторией ( говорение). «Непроизвольная устная речь в коммуникативной ситуации – это самое стрессогенное условие для возникновения ошибок даже в хорошо усвоенных языковых явлениях. При этом охотиться за ошибками и гнаться за правильностью речи значит разрушить общение, поселив в наших учениках неуверенность и фрустрацию. Мы даем обучающемся свободу высказываться, реагировать, вступать в дискуссии и сосредотачиваемся только на содержании, игнорируя ошибки. В этом случае тренируются и развиваются коммуникативные умения, а правильность речи уходит на второй план.» (О. Самарова « Фасилитация. Легко учиться, легко говорить.» М . Иностранные языки в школе. 2012, №6). Урок свободного общения и урок исправления ошибок последовательно чередуются. На уроке исправления ошибок мы безадресно рассматриваем те явления, в которых возникали ошибки. При фиксировании ошибок студенты часто сами исправляютих. Оценивая в конце урока деятельность всей группы и каждого ученика в отдельности, стараюсь отмечать даже самые незначительные успехи – правильно произнесенную сложную фразу, удачное использование структур или клише, эмоциональность речи. Поощрение и похвала, наряду со справедливыми замечаниями, помогают обучающемуся поверить в свои силы, успешнее преодолевать трудности в овладении иностранным языком. « Миллиарды людей на земле, тысячи миллиардов драгоценных мыслей реют над землей, украшая её … . В час нашей работы рождается ещё одна мысль, пусть маленькая, крошечная, незрелая… . Но она рождена, есть, живет, будет расти. Одной мыслью на Земле стало больше и когда-нибудь веселым колокольным звоном будут приветствовать этот час рождения мысли! Пусть нас всегда волнует час работы и его приближение. Это самый человеческий час в человеческой жизни. Час, когда мы по праву можем назвать себя людьми.» ( С.Л. Соловейчик « Учение с увлечением» М. Детская литература. 1976)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.