Статья «Использование игровых технологий для повышения учебной мотивации»
Использование игровых технологий для повышения учебной мотивации
Всем известно, что игра является древнейшим средством обучения и развития ребёнка. Она позволяет формировать практические навыки, способствует расширению кругозора, увеличивает познавательный интерес к материалу, и самое главное является одним из эффективных способов повышения учебной мотивации. Игры, а точнее игровые технологии позволяют сделать образовательный процесс интересным и увлекательным, что способствует лучшему усвоению знаний и развитию навыков.
Как учитель общественных дисциплин, я считаю, что игровые технологии в учебном процессе не просто необходимы, а являются естественной частью учебного процесса. С их помощью можно добиваться как усвоения небольших по объёму дидактических единиц знаний, таких как понятия, так и крупных – целых разделов и тем. Игровые технологии можно проводить как в определённую часть урока – для объяснения или закрепления материала, так и на протяжении всего урока. А ещё одним из самых эффективных способов использования этих технологий является внеурочная работа, когда учащиеся освобождаются от рамок урочного времени.
В своей работе я частенько прибегала, стараюсь и сейчас по возможности прибегать к таким игровым технологиям как сюжетно-ролевые игры. Иногда это бывает игра в детективов, ученых, путешественников, военноначальников. Учащиеся становятся участниками захватывающего приключения, где они должны решать различные задачи и преодолевать препятствия. Обдумывать стратегию и тактику ведения определённых действий. Рассуждать о проведённых экспериментах. Это очень хорошо развивает кругозор учащихся и способствует формированию логического мышления.
Следующая технология – настольные игры, такие как "Историческое лото", "Пазлы для любителей истории", "Ось времени" и другие. В недалёком прошлом я с учащимися с удовольствием играла в историческое лото. Это как обычное лото, но вместо чисел – исторические данные. Учащиеся получают карты – планшеты с иллюстрациями и ответами, внимательно изучают свою карту. Потом я зачитываю вопросы, а тот, у кого на карте присутствует данная иллюстрация – громко отвечает. И закрывает это поле. Задача – закрыть все поля. Как в обычном лото. Дели играют с большим удовольствием. А результаты игры можно подводить на своё усмотрение. Стоит заметить, что такие игры больше подходят для пятых – седьмых классов. Более старшим нужны уже другие.
Для этого подойдёт использование виртуальных образовательных игр и платформ. Одна из таких платформ – Joyteka. Используя эту платформу можно проводить уроки в новых форматах. Для меня самый любимый – это квесты. Они заинтересовывают учащихся, развивают логику и креативность. С этой платформой достаточно удобно работать. Задача учителя – выбрать квест-комнату и вставить свои задания. Задача же учащихся сначала найти эти задания, а затем уже их выполнить. Особенность этих квест-комнат состоит в глубоком вовлечении в игру и поэтому появляется у учителя возможность на неплохом уровне изучить с учащимися допустим новую тему. Применение игровых технологий, таких как игровые квесты, головоломки, викторины, которые кстати тоже есть на этой платформе, в процессе обучения помогает удерживать внимание учащихся и делает образовательный процесс более интересным.
Существует ещё ряд игровых технологий. Это разработка индивидуальных игровых сценариев, учитывающих интересы и способности каждого ученика. Данная технология способствует повышению мотивации и улучшению результатов обучения. Также вовлечение учащихся в создание самих игр, что позволяет им проявить свои творческие способности и почувствовать ответственность за результаты своей работы. Ещё и использование рейтинговой системы. Введение рейтинговой системы в игровой процесс стимулирует учащихся к достижению лучших результатов и повышает их учебную мотивацию. И конечно же мотивация с помощью призов и наград. Использование призов и наград за достижение определенных результатов в игровых проектах помогает поддерживать интерес учащихся к обучению и усиливает их мотивацию.
Что касается последнего. Ещё пару лет назад, до известных событий, я проживала в другой местности и работала в другой школе. Мой выпускник, который на тот момент уже занял определённую должность в образовании, провёл огромную работу по организации целых турниров исторических веб-квестов между школьными командами. Эти турниры вызвали огромный интерес у учащихся. Они проходили в течение нескольких дней, задание появлялось в определённое время, существовал дедлайн для выполнения каждого задания. Было большое количество призовых мест, что стимулировало детей к участию в новых состязаниях. Самостоятельно учителю провести такие веб-квесты очень сложно, так как для каждого требуется создать одноразовый сайт. Здесь нужна помощь человека, знакомого с программированием. Но это было захватывающе.
А в целом, игровые технологии могут быть эффективным инструментом для повышения учебной мотивации, если они правильно интегрированы в образовательный процесс и учитывают индивидуальные потребности и интересы учащихся.