Статья «Использование и роль игровых технологий на уроках английского языка»
Киндулкина Т. Н.
Использование и роль игровых технологий на уроках английского языка
Современная жизнь, как реальная, так и виртуальная, невозможна без английского языка. Именно этот язык является одним из главных средств межнациональной коммуникации. Просторы интернета, компьютерных игр, увлекательные путешествия открыты для тех, кто знает английский язык. Все это объясняет интерес к английскому языку в настоящее время. Однако овладение этим языком в виде традиционного школьного урока представляет собой непростой процесс.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики усвоили какой-то конкретный материал, но и стремлюсь создать условия для развития индивидуальности ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, я начала шире применять игры, как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях, поскольку они служат на уроках средством сотрудничества учителя и ученика.
Кроме учебных задач игры выполняют и другие функции: воспитательную, развивающую, интеллектуальную и развлекательную. Играя на уроках, дети начинают относиться к урокам не как к тягостному занятию, а как к увлекательному процессу. Именно в процессе игры ребята на уроках не замечают тех долгих 40 минут урока, а на этапе рефлексии и подведения итогов часто удивляются, что занятие прошло быстро.
Считаю, что игра применима на любом этапе изучения английского языка. Если у учащихся младшего возраста игра позволяет снять быструю утомляемость, то в старших классах она помогает развивать интеллектуальную и волевую активность. Также игровые действия уместны на любом этапе урока: на начальном, на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и т. д.
Существует много видов игр, которые можно применить на уроках английского языка. Я использую следующие: речёвки, стихи, скороговорки, словесные игры, викторины, коммуникативные игры, ролевые игры. Если речёвки и стихи используются на начальном этапе обучения, то остальные виды игр провожу с детьми более старших классов.
Речевки, проводимые в начале урока, способствуют тому, что дети лучше вливаются в речевой поток и настраиваются на урок. Здесь я использую традиционную речёвку:
Teacher: Good morning, good morning, Good morning to you. Good morning dear children I am glad to see you. |
Children: Good morning, good morning, Good morning to you. Good morning dear teacher We are glad to see you. |
Речёвки во время физкультминуток помогают детям снять утомляемость. На данном этапе использую множество речёвок с одновременным выполнением соответствующих действий. Например:
Teddy bear, teddy bear,
Turn around.
Teddy bear, teddy bear,
Touch the ground.
Стихи помогают закрепить изученный материал, поэтому все стихи тематические.
Look, it s a clown.
He s orange, green and brown.
He s purple, red and blue.
And he s yellow too.
Основная функция скороговорок – отработка правильного произношения и улучшение дикции. От учащихся требую многократного повторения скороговорок с целью прочного запоминания. Ребята больше увлекаются скороговорками, когда они сами становятся ведущими по образцу учителя.
Nine, nineteen and ninety. (закрепление числительных)
Here is a rose,
The rose is red. (отработка звука r)
Swan swam over the sea-
Swim, swan, swim;
Swan swam back again,
Well swam swan. (отработка звуков s , w )
Словесные игры наиболее сложны. Они требуют от учащихся умение сравнивать, находить аналогии; заставляют ребят высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения. Учащимся предлагаю написать слово, его транскрипцию и вспомнить пословицу или загадку, где присутствует данное слово.
Словесные игры разнообразны. Сюда входят пословицы, поговорки и афоризмы. Их использую в качестве разминки.
Викторина- это один из видов словесных игр. Они представляют собой большие возможности для расширения кругозора учащихся. Викторины основаны, как правило, на страноведческом или литературном материале.
Коммуникативные игры максимально развивают речевые способности учащихся. По своей форме они напоминают диалог между учителем и учениками и школьниками друг с другом. В процессе беседы формируется умение слушать и задавать вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение. В ходе обсуждений они учатся помогать друг другу и в то же время производить взаимный контроль. Такого рода игры-беседы тоже проводим по определенным темам. Учитывая, что данный вид игр применим в старших классах, темы выбираются соответственно возрастным и психологическим особенностям. Немаловажную роль играет и актуальность темы на современном этапе жизни. Современных подростков, как правило, интересует проблема окружающей среды, компьютеризация наук, роль и место подростка в современном обществе, выбор профессии, семейные взаимоотношения и т. д.
Ролевые игры занимают, пожалуй, особое место в работе учителя английского языка. Это объясняется как разнообразием, так и широким диапазоном их применения. Они помогают учителю разговорить учеников, ибо любая роль служит своего рода переходом от персонажа к реальному общению в жизненной ситуации. Так, в 9 классе по теме «What s your line?» («Выбор профессий») нами была проведена ролевая игра «Прием на работу» (диалог между работодателем и соискателем). Обе роли обыгрывались самими учениками после предварительной подготовки к уроку.
Interviewer: Tell me about yourself.
Candidate: I was born and raised in Milan, Italy. I attended the University of Milan and received my master's degree in Economics. I have worked for 12 years as a financial consultant in Milan for various companies including Rossi Consultants, Quasar Insurance. I enjoy playing tennis in my free time and learning languages.
Candidate: I've just graduated from the University of Singapore with a degree in Computers. During the summers, I worked as a systems administrator for a small company to help pay for my education.
Interviewer: What type of position are you looking for?
Candidate: I'm interested in an entry level position.
Candidate: I'm looking for a position in which I can utilize my experience.
Candidate: I would like any position for which I qualify.
Interviewer: Are you interested in a full-time or part-time position?
Candidate: I am more interested in a full-time position. However, I would also consider a part-time position.
Interviewer: Can you tell me about your responsibilities at your last job?
Candidate: I advised customers on financial matters. After I consulted the customer, I completed a customer inquiry form and catalogued the information in our database. I then collaborated with colleagues to prepare the best possible package for the client. The clients were then presented with a summarized report on their financial activities that I formulated on a quarterly basis.
Interviewer: What is your greatest strength?
Candidate: I work well under pressure. When there is a deadline I can focus on the task at hand and structure my work schedule well. I remember one week when I had to get 6 new customer reports out by Friday at 5. I finished all the reports ahead of time without having to work overtime.
Candidate: I am an excellent communicator. People trust me and come to me for advice. One afternoon, my colleague was involved with a troublesome customer who felt he was not being served well. I made the customer a cup of coffee and invited both my colleague and the client to my desk where we solved the problem together.
Candidate: I am a trouble shooter. When there was a problem at my last job, the manager would always ask me to solve it. Last summer, the LAN server at work crashed. The manager was desperate and called me in to get the LAN back online. After taking a look at the daily backup, I detected the problem and the LAN was up and running within the hour.
Interviewer: What is your greatest weakness?
Candidate: I am overzealous and become nervous when my co-workers are not pulling their weight. However, I am aware of this problem, and before I say anything to anyone, I ask myself why the colleague is having difficulties.
Candidate: I tend to spend too much time making sure the customer is satisfied. However, I began setting time-limits for myself if I noticed this happening.
Interviewer: Why do you want to work for Smith and Sons?
Candidate: After following your firm s progress for the last 3 years, I am convinced that Smith and Sons are becoming one of the market leaders and I would like to be part of the team.
Candidate: I am impressed by the quality of your products. I am sure that I would be a convincing salesman because I truly believe that the Atomizer is the best product on the market today.
Interviewer: When can you begin?
Candidate: Immediately.
Candidate: As soon as you would like me to begin.
Библиографический список.
1. Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке:5-9 классы.-М.:ВАКО,2013.-144 с.-(Мастерская учителя иностранного языка).
2. Зайкова О. А. Увлекательный английский. 3-9 классы: внеклассные мероприятия / автор-составитель О. А. Зайкова.-Волгоград:Учитель, 2011.-126 с.
3. Красюк Н. И. Увлекательные уроки английского языка в школе / Н. И. Красюк.-Ростов на Дону:Феникс,2011.-251, [3] с.-(Библиотека учителя)