Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе с использованием интерактивной платформы Wordwall
Котинос Е.А.
МБОУ «Школа-лицей № 2», г. Белогорск, Республика Крым
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе с использованием интерактивной платформы Wordwall
В статье рассматривается специфика использования игровых технологий на базе интерактивной платформы Wordwall на уроках английского языка в начальной школе. Было изучено понятие игры, проанализирована классификация игр, определена роль игры с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках учебного процесса. Рассмотрен функционал платформы Wordwall для создания интерактивных упражнений. Приведен ряд примеров созданных упражнений.
Ключевые слова: игровые технологии, метод, приём обучения, интерактивность, интерактивная платформа Wordwall, учебный процесс, инновация.
Важность знания английского языка в современном мире действительно велика. Совсем недавно он был для нас иностранным языком, а сегодня он является международным. Во всех странах мира изучению английского языка придают огромное значение.
Одним из главных инструментов обучения английскому языку в начальной школе является игра. Она используется, чтобы привить интерес учащихся к предмету с самого первого урока, а также, чтобы сделать урок интересным и запоминающимся. Об обучающих возможностях игры известно давно [3, с. 38-41]. Эффективность использования игрового метода была отмечена многими учеными, занимающимися методикой обучения иностранным языкам: Л. С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эльконином и др. Это объясняется тем, что в ходе игры особенно полно, а иногда и неожиданно проявляются способности любого человека, в особенности ребенка. Игра – это мощный стимул к овладению языком. Использование игр и игровых приёмов на уроках иностранного языка помогает создать доброжелательную обстановку в классе, снять психологический барьер, повысить мотивацию к изучению языка. В игре наиболее полно проявляются способности ребёнка, его характер. Игра помогает вовлечь в учебно-воспитательный процесс даже застенчивых детей, так как именно в процессе игровой деятельности ребёнок может лучше раскрыть свой потенциал [1]. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. В процессе игры языковой материал усваивается незаметно. При использовании игровых технологий в учебном процессе учитель должен помнить о том, что выбор формы игры должен быть дидактически обоснован и соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей [2, с. 82].
Игры можно использовать на разных этапах работы над языковым материалом: при знакомстве с новым материалом, при закреплении приобретенных на предыдущих уроках знаний, умений и навыков, а также при повторении и систематизации изученного.
В настоящее время в методической литературе существует большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с теми или иными классификационными критериями. Типологии игр выстроены в зависимости от целей, задач учебной игры, формы проведения и количества участников [4, с. 64-66]. Хотелось бы остановиться на следующих видах языковых игр:
фонетические (тренировка учащихся в произнесении английских звуков; задача учителя – научить учащихся громко и отчетливо читать (игры – загадки, игры – имитации, игры – соревнования, игры с предметами, игры на внимательность),
орфографические (написание английских слов),
лексические (активизируют речемыслительную деятельность учащихся),
грамматические (употребление речевых образцов, содержащих определенные грамматические аспекты – глаголы be, have, can, конструкцию there is, глагольные формы группы Simple и т. д.),
коммуникативные игры (учат учащихся выражать мысли в их логической последовательности; развивают речевую реакцию в процессе коммуникации).
Реализация идей современного образования требует разработки специальных методов и организационных форм обучения. Особое внимание в процессе обучения уделяется влиянию новых средств обучения на личность учащихся. В настоящее время огромные возможности нам открывает использование игровых компьютерных технологий (особенно в процессе дистанционного обучения) в сочетании с дидактическими возможностями, такими, как наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д. [5, с. 186]. Применение компьютерных технологий позволяет совместить игровую и учебную деятельность, а уроки сделать интересными, эффективными и мобильными.
Интерактивная платформа Wordwall как ресурс для создания игр Wordwall представляет собой интересный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Данный сервис имеет русскоязычную версию. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Печатные версии можно распечатать и использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий. На платформе есть множество шаблонов, которые помогают создавать дидактические материалы. Эти шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в педагогической практике. Кратко остановимся на том, как создать интерактивное упражнение. Для создания своего учебного задания учитель выбирает определенный шаблон, а затем вводит свои задания. Создание задания не занимает много времени. В распоряжении учителя имеется небольшой текстовой редактор, с помощью которого можно использовать различные варианты введения шрифта, вставить символ или математическую формулу. Игровое упражнение можно внедрить на сайт или отправить ссылкой ученикам. Задания можно также персонифицировать и отследить результаты работы каждого ученика. На сайте присутствует много шаблонов и вот некоторые названия из них: случайное колесо, найди пару, погоня в лабиринте, правда или ложь, привести в порядок, анаграмма, викторина и др. Все виды созданных игровых упражнений подходят для работы с интерактивной доской. Так же учителю не нужно ничего скачивать для использования этих игр, нужен только доступ в интернет, чтобы зайти на сайт и ввести название игры. Данная платформа очень удобна в процессе обучения иностранному языку. У нее большая функциональность, ее легко использовать, учителю не нужно обладать какими-то специальными навыками и умениями. Кроме того, дидактические материалы с этой платформы можно использовать с любым видом деятельности, как в индивидуальной работе, так и в групповой и парной.
Нами была разработана система разнообразных игр с применением ИКТ на платформе «Wordwall», которые способствуют более эффективному достижению планируемых результатов программы обучения английскому языку в начальной школе. Предлагаемые нами примеры игр, которые могут быть использованы на уроке английского языка в начальных классах, можно распределить на 3 блока:
грамматические игры:
игра «Translate correctly»
Цель: отработка грамматики через поиск эквивалентного перевода. Учитель выводит на экран текст с глаголами в Present Continuous, ученикам даются предложения на русском. Например: он собирает цветы. Детям нужно найти в тексте данное предложение.
игра «Where is the…»
Цель: отработка грамматической структуры Where is the… На экране мы видим вопрос следующего содержания: Where is the school? Учащимся необходимо прочитать вопрос и ответить на него правильно с опорой на образец. Рекомендуется использовать данную игру на этапе первичной отработки грамматических навыков.
орфографические:
игра «Appearance: make a word»
Цель: отработка лексики по теме и правильное написание слов. На экране учащиеся видят слово, но буквы разбросаны в случайном порядке, ученик выходит к доске и переставляет буквы в правильном порядке до тех пор, пока не получится нужное слово по этой теме и программа не покажет правильное выполнение.
игра «Find couple»
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления. На экране изображены 6 неправильных глаголов в первой форме, на движущейся ленте появляется неправильный глагол, ученик из шести глаголов должен подобрать правильный глагол к исходному слову. Целесообразно использовать данную игру на этапе обобщения и систематизации полученных знаний.
лексические и фонетические игры:
игра «Guess the person»
Цель: отработка фразы «What does he/she look like?» и лексики по теме «Внешность». На экране изображение трех человек. Один учащийся выходит к доске и спрашивает остальных: «What does he/she look like?». Ученики описывают черты одного человека и делают предположение, кто это. Целесообразно использовать данную игру на этапе закрепления полученного материала.
игра «Correct sound»
Цель: формировать фонетические навыки у учащихся. На экран выводится изображение колоды карт, нужно нажать на нее и покажется карта со словом, учащемуся нужно правильно прочитать слово и назвать какой там долгий звук.
игра «Phonetic wheel»
Цель: формирование навыка произношения как целого слова, так и отдельных букв. Ученик или учитель раскручивает колесо, изображенное на доске, на нем написаны английские слова по теме «Моя семья». Колесо останавливается на одном слову и учащемуся нужно прочитать это слово а затем произнести его по буквам. Мы предлагаем использовать данную разработку на этапе закрепления полученного материала.
Игры, созданные с помощью интерактивной платформу Wordwall, можно использовать на разных этапах учебного занятия, таких как первичное закрепление, актуализация раннее полученных знаний, обобщение и систематизация знаний, можно их также давать учащимся в качестве дополнительного домашнего задания. На наш взгляд, использование на уроках английского языка приведенных нами игр обеспечит оптимизацию достижения результатов обучения учащимися начальной школы.
Список литературы
Альбрехт К. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2010. – №5. – Режим доступа: http://infed.ru/articles/45/ (дата обращения 13.02.2022)
Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // ИЯШ. – 1984. – №4. – С.82.
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Спб.: КАРО, 2006. – 192 с.
Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // ИЯШ. – 2006. – №3. – С.64-66.
Шинкоренко А. В. Использование интерактивных и мультимедийных технологий на уроках английского языка в начальных классах // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 186-188.