Методическая разработка «Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности» (5–11 класс)
Методическая разработка
«Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности»
Иванов Афанасий Афанасьевич, учитель математики и информатики
МБОУ "Мукучинская гимназия"
В настоящее время концепция внедрения информационно–коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения, умелое применение ИКТ и дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным.
Современное образование сегодня напрямую связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии и глобальные сети несут в себе мощнейший потенциал для создания в школе открытой информационно образовательной среды и освоения новых способов деятельности всех участников образовательного процесса. Перед учителем возникает проблема: каким образом стать активным строителем и пользователем информационно-образовательной среды школы и открытого информационно-образовательного пространства на уровне города для достижения учащимися новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС?
Решение этого вопроса видится в двух взаимосвязанных процессах: целенаправленное развитие информационно образовательного пространства и становление новых практик образовательной деятельности в новых условиях.
С 2016 года я изучаю возможности использования ИКТ и дистанционные технологии в своей педагогической деятельности. Возможности использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий очень широки – это и использование ИКТ на уроках и внеурочных занятиях, для участия в различных профессиональных конкурсах, дистанционного обучения для повышении квалификации.
Научная работа по внедрению ИКТ в школьное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей школьников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).
Педагоги, изучающие использование ИКТ и дистанционных технологий с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование использования ИКТ и дистанционных технологий является фактором формирования учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Дистанционное обучение, в основе которого лежат Интернет-технологии, широко распространилось во многих образовательных учреждениях в мире. Эта новая форма работы востребована и в общеобразовательной школе. Е.С. Полат. (Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании [Электронный ресурс] // http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm (12.02.2013)), где описаны теоретические основы и методические особенности дистанционной поддержки учащихся на основе анализа программ и проектов Российского уровня в области информатизации общества; основополагающих документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных школ; научно-методической литературы по проблеме дистанционного обучения.
Актуальность и перспективность
Сегодня невозможно представить нашу жизнь без информационных ресурсов. Они также значимы, как и материальные, энергетические и трудовые. Они дают огромные возможности по овладению информационным пространством. Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности человека, вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию детей школьного возраста.
Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы по ФГОС. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ:
- информационно–коммуникационных технологий;
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у школьников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Поэтому в систему школьного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Все это предъявляет качественно новые требования и к образовательному процессу в целом - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Цель: Показать возможности использования информационно-коммуникативных и дистанционных технологии в своей педагогической деятельности.
Задачи:
- изучить современные информационно-коммуникативные технологии и дистанционные технологии;
- интегрировать и внедрить информационно-коммуникативные и дистанционные технологии в процессы образования;
- показать использование информационно-коммуникативных и дистанционных технологий в своей педагогической деятельности.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в школьном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике.
В условиях школьного образования возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности
работа с часто болеющими детьми;
работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;
работа с одаренными детьми;
участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
подготовка к экзаменам (ВПР, ГИА).
«Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности» предполагает:
1. Создание:
учебно-методических пособий (игры, проекты, презентации, материалы тематических мероприятий);
условий для интеллектуального развития школьников; интеграции образовательного процесса;
"копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
разработки программы обучения детей школьного возраста;
развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;
2. Использование Интеренет-ресурсов, что позволит решить ряд задач при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками:
дополнительная информация, которой нет в книгах;
красочно иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы, клипы);
сетевые электронные ресурсы – это способ распространения новых методических находок и новых дидактических пособий, способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса.
АдресностьОпыт может быть рекомендован для практической работы всем педагогам, это богатый яркий материал для использования на уроках и на занятиях внеурочной деятельности, применим к любой общеобразовательной программе. Данные могут быть использованы и родителями при организации дистанционного обучения.
Описание методической разработкиВ своей педагогический деятельности, в процессе обучения, я использую:
- электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);
- видеосвязь (можно проводить уроки с болеющими учащимися);
- ресурсы мировой сети Интернет (использую в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и выгрузка собственных разработок заданий/уроков/тем).
В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками:
https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-matiematikie-tsielyie-i-ratsional-nyie-chisla.html.
https://www.youtube.com/user/MathTutor777/videos.
На данных сайтах представлены материалы преподавателей, ученик в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему учителю за консультацией.
Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, WhatsApp).
Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения учителя как с одним обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.
Образовательную платформу ЯКласс. С ее помощью можно организовать:
- изучение и закрепление теории по новой теме;
- организовать викторину или соревнование внутри класса, между параллелями, между школами;
-дифференцировать задания по степени сложности: подобрать подходящее задание для отстающих или одарённых учеников;
-работать всем классом над одним заданием с разными вариантами, что поможет исключить списывание;
-создавать и проводить контрольные работы, тестирования, проверочные работы, итоговые срезы знаний;
-контролировать ход выполнения заданий учениками;
готовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
-просматривать и распечатывать на принтере развёрнутые отчёты по каждому заданию;
-переносить оценки в электронный журнал.
Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика.
Использование таких образовательных платформ, становится очень актуальным.
Также с помощью средств дистанционных образовательных технологий или электронного обучения можно оценивать учебные и внеучебные достижения обучающихся.
Гипертекстовые среды (интернет-серверы, где учитель может разместить учебные материалы, которые могут носить обучающий характер или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Одним из таких инструментов в дистанционном обучении является сайт https://ege.sdamgia.ru
При проведении итогового повторения и итоговых работ за курс основной и средней школы в 9 и 11 классах использую Online тестирование сайте https://ege.sdamgia.ru.. Работать с сайтом https://ege.sdamgia.ru можно не только с выпускниками, но и с остальными обучающимися.
В образовательной платформе ЯКласс. В разделе «РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ» учитель может:
-посмотреть результаты работы учащихся
- выводится автоматический анализ деятельности учащихся
-отчет по освоению предмета
-отчет по освоению темы
-отчет по учащемуся. Статистика по заданию
-сохранить отчет
- ЯКласс интегрирован со всеми основными электронными журналами.
Во внеурочной деятельности кроме различных мероприятий (игр, викторин, предметных недель и др.), в реализации которых дистанционные технологии играют немаловажную роль, особое внимание уделяю олимпиадной подготовке учащихся. При участии в дистанционных олимпиадах для достижения наилучшего результата я организовал работу по подготовке обучающихся к олимпиадам различного уровня следующим образом:
сентябрь – октябрь – работа по подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня по математике и информатике;
ноябрь - апрель – участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня по математике и информатике;
май – подведение итогов.
Также для повышения квалификации, прохожу дистанционное обучение, принимаю участие в онлайн семинарах, вебинарах.
Результаты№ | Использование | Результат | ||
| ИКТ | где применяется | ||
1 | Технология Веб-квест | на уроках и во внеурочной деятельности | Составленный Веб-квест «Победа в числах» расположен на моем персональном сайте https://afonyasveta.wixsite.com/webquest. Сценарий урока Приложение | |
2 | математические редактороы MathCad | на уроках и во внеурочной деятельности | Сценарии уроков | |
3 | графических редакторах CorelDraw, Photoshop | на уроках и во внеурочной деятельности | Сценарии уроков | |
4 | Мобильные приложения для построения графиков GraferFree, Photomath | на уроках и во внеурочной деятельности | Сценарии уроков | |
5 | Персональный сайт учителя математики: | Участия в различных профессиональных конкурсах, обмен опытом в профессиональных сообществах | ||
6 | Образовательные сайты, учебные платформы, педагогические сообщества | -обмен опытом в профессиональных сообществах, -дистанционное обучение учащихся на образовательной платформе ЯКласс. | Образовательная платформа ЯКласс, являюсь администратором МБОУ «Мукучинская гимназия», Сертификат https://www.yaklass.ru/ProgressReports/PersonReport#topicId=11259&userId=6482400 | |
7 | Вебинары, онлайн-семинары | Повышение квалификации, обмен опытом | 1)онлайн-семинар «Инклюзивное образование сегодня: от теории к практике», АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования»; сертификат, 2016 год; Сертификат. 2) Вебинар «Компьютерные технологии в работе специалистов обрзовательного учеждения», 2018 г, Сертификат | |
8 | Дистанционное обучение | Повышение квалификации | 1)“Методы и технологии обучения математике и организация обучения в условиях реализации ФГОС ООО и СОО” АНО ДПО “Межрегиональный институт развития образования”, Ростов-на-Дону, 2018 г., Удостоверение рег. номер ПК-У07-15693; 2)прошел профессиональную переподготовку по программе “Мнеджмент в образовании” , АНО ДПО “Оренбургская бизнес-школа”, 2018 г., Диплом о профессиональной перепедготовке 3)“Современная методика преподавания математики в основной и средней школе и актуальные педагогичские технологии в условиях реализации ФГОС” АНО ДПО “Московская академия профессиональных компетенций” , 2020 г., Удостоверение рег. номер 180002211297 2)Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «Подготовка руководителей ППЭ», дистанционное обучение, 2018,2019,2020гг, сертификаты. | |
9 | Интернет олимпиады, конкурсы | Участие в различных конкурсах и олимпиадах | 1)Всероссийская блиц-олимпиада «ИКТ компетентность педагога», Всероссийское СМИ «Время знаний»,диплом 2 степени 2)Всероссийское тестирование «Использование информационно-коммуникативных технологий в педаогической деятельности»РОСконкурс.РФ, Диплом 1 степени 3)Всероссийский конкурс «Горизонты педагогики», блиц-олимпиада «Нормативно-провавая база школы»,2018 г., диплом 2 степени 4)Всероссийские конкурсы для педагогов Росконкурс.РФ, тестирование «Использование информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности», 2019 г., диплом 1 степени, Приложение 6.32. |
Распространение опыта применения методической разработки
Опыт использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности представлен в разных формах на разных уровнях:
- Республиканский книжный фестиваль «Аа5ар Саха сирэ / Читающая Якутия» выступление «Аныгы ИКТ уонна дистанционнай уорэх технологияларын уорэхтээьиннэ туьаныы», Министерство инноваций и цифрового развития и ИКТ РС(Я), НИК «Бичик», Якутск, 2018 г
- РЭИИ «Педагоги Якутии», публикация «Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности», свидетельство об авторской разработке, 2019 г.;
- РЭИИ «Педагоги Якутии», распространение опыта «Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности», в рамках дистанционной программы по распространению педагогического опыта, сертификат о распространении опыта,2019 г;
- Всероссийское издание «Портал образования», публикация «Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности», свидетельство, 2020 г.;
- Центр дистанционной поддержки учителей «Академия Педагогики» pedakademy.ru обобщение и представление педагогического опыта «Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности», Свидетельство о предоставлении опыта, 2020 г.
Использование ИКТ и дистанционных технологий в образовательной деятельности способствует развитию у учащихся и у учителя умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей, формированию умений принимать оптимальные решения; развитию самостоятельности, умений работать в интернет проcтранстве.
1. Абдуразаков М.М. Совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. - Махачкала: ДГПУ, 2006. -190 с. 12 п.л.
2. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. - 2005. - «12. - С. 49 - 51.
3. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
5. .Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
6. Стрыгина Т.В. Блоковая подача материала при изучении имени существительного с применением ПВЭМ.//Русский язык в школе. 1996. №3. С. 15-20.
7. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией.// Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18.
8.Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2007.
9. https://studbooks.net/1999740/pedagogika/zaklyuchenie
10. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
11. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.