12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сидорова Татьяна1968
Россия, Свердловская обл., Красноуфимск
Материал размещён в группе «Музыкальный руководитель»
5

Статья «Использование ИКТ – технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя»

Сидорова Т.В.

Музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад

ГО Красноуфимск

Использование ИКТ – технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя

Аннотация

Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс музыкального воспитания способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, речи, памяти детей дошкольного возраста, а также является средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу информационно-коммуникационные технологий (ИКТ). Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

ИКТ – технологии получили самое широкое применение в сфере дошкольного образования: в дошкольную образовательную среду внедряются интерактивное оборудование и программно-игровые комплексы; а также технологии дистанционного обучения.

В своей педагогической работе активно целенаправленно использую ИКТ - технологии. Применяю в практической деятельности системы интерактивного ввода-вывода SMARTTable и TeachTouch New: создана картотека презентаций, интерактивных пособий для шумового оркестра, интерактивные дидактические игры «Проверь себя», «Музыкальные инструменты», «Звуки природы» и др.

С целью эффективного применения в практике программируемого комплекса «Bee – bot» созданы: картотека иллюстраций на темы «Музыка П.И.Чайковского», «Мамина музыка», «Путешествие на карнавал животных» и др.. Дополнительным средством для активного включения в образовательную деятельность наглядного материала стал цифровой визуализатор (предмет-камера), для которого систематизированы комплекты наглядного, познавательного материала: «Детский альбом П.И.Чайковского», «Альбом юношества Шумана, «Сен-Санс и его Карнавал животных».

Благодаря непосредственному внедрению в педагогическую деятельность ИКТ – технологий, воспитанники научились самостоятельно и по назначению использовать программно – дидактическое оборудование в ходе музыкальных занятий; выдвигают способы решения проблемных ситуаций; умеют анализировать и обобщать при выполнении творческих заданий. Все это позволяет организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Одним из составляющих педагогической деятельности музыкального руководителя, является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием ИКТ – технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Смысл информатизации педагогического процесса музыкальной деятельности заключается в создании, как для педагогов, так и для воспитанников благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Новые подходы к музыкальному образованию наряду с традиционными, требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Активное применение в процессе музыкального образования ИКТ – технологий, повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает ребёнка, способствует повышению мотивации ребенка к деятельности. Разнообразие способов представления информации (графические изображения, схемы, мнемотаблицы, иллюстрационный материал, рисунки, многообразие тактильных ощущений) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы дошкольника.

Использование интерактивного оборудования на музыкальных занятиях в ДОУ, способно радикальным способом изменить и поменять существующую систему обучения детей. Интерактивное оборудование обогащает процесс обучения, позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов воспитанников.

Применение ИКТ – технологий в реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, повышает эффективность учебно-воспитательной деятельности, активизирует инициативность, улучшает восприятие и усвоение материала, создает положительный настрой.

Сочетание комментариев педагога с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой педагогом информации.

Возможность пополнить педагогический процесс ресурсами удаленного доступа, позволяет закрепить материал занятий в игровой форме, а также привлечь родителей в образовательную среду, которые в свою очередь становятся участниками образовательных отношений.

Применяя в образовательной деятельности инновационных технологий, педагог эффективнее использует время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов изучаемого материала.

Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивное занятие имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе её изложения интерактивного оборудования и элементов образовательной робототехники.

Использование ИКТ – технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, то есть ребенок становиться активным участником и создателем процесса. Ребенок начинает развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально в век информационных технологий.

В ходе исследований выявлено, что при устном изложении материала воспитанник за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ - технологий, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.

В настоящее время существует недостаточное количество программ и методических пособий по применению ИКТ – технологий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому освоение и реализация новых форм организации деятельности, способствует созданию авторских мультимедийных учебно-методических пособий, презентаций, музыкально-дидактических игр и материалов.

Использование новых инновационных технологий для разработки пособий и методических материалов, позволяет создать те материалы, которые требуются в конкретной ситуации, учитывая индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, постепенно повышая уровень сложности. Внедрение в педагогический процесс новых интересных пособий, помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на занятиях.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности. Интерактивное оборудование и дистанционные образовательные ресурсы – это современные средства передачи информации, направленные на поддержку инициативы ребёнка, выработку познавательных навыков, обеспечение взаимосвязанной деятельности преподавателей и воспитанников.

Использование интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов на музыкальных занятиях в ДОО способствуют повышению уровня прочности усвоения знаний. Дети с большим интересом вникают в суть происходящего на занятии и лучше запоминают материал, то есть повышается инициативность.

Данная статья создает предпосылки для музыкальных руководителей в использовании интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов в процессе реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, как способа повышения эффективности качества образования.

Используемая литература:

1. Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

2. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9.

3. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

Интернет-ресурсы:

1. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

2. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

3. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

4. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Опубликовано в группе «Музыкальный руководитель»


Комментарии (1)

Алиева Эсмира Гахримановна, 20.02.18 в 07:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную публикацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.