Доклад «Использование педагогических технологий в образовательном процессе»

1
1
Материал опубликован 10 April 2019

 

Доклад к семинару по теме: «Педагогические технологии»

Использование педагогических технологий в образовательном процессе

Понятие «педагогической технологии» или «образовательной технологии» получило распространение на Западе с середины XX столетия. В отечественной педагогике понятие «технология» все более широко используется с 80-х годов прошлого века. Само слово «технология» происходит от греческих слов «техно» (искусство, мастерство, умение) и «логос» (слово, учение, наука). В науке до сих пор нет общепринятого понимания сущности понятия «педагогическая технология». Еще в 1997 году ученые насчитывали свыше 300-т определений этого понятия. Рассмотрим некоторые из них:

Педагогические технологии это:

Совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь В.Даля).

Совокупность приемов, методов, воздействий применяемых для достижения поставленных целей (современный западный социологический словарь)

Искусство, мастерство, совокупность методов обработки, изменения состояние объекта (В.М. Шепель)

Практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда. (С.И. Холостова)

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)

Система способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении (Г.К. Селевко)

Но все авторы согласны с тем, что педагогические технологии – это:

точное знание того, как надо обучать;

такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение.

Кроме того, все современные исследования, посвященные педагогическим технологиям, заостряют внимание на таких характеристиках, как системность, последовательность, упорядоченность методов, приемов, действий, обеспечивающих движение образовательного процесса к запланированному результату, т.е. педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

В педагогике различают три основных группы технологий:

1. объяснительно-иллюстративные,

2. личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного обучения, модульного обучения),

3. технологии развивающего обучения

Объяснительно-иллюстративные технологии считаются традиционными, они построены в основном на трансляции готового учебного содержания (эффективные варианты изложения нового материала и сопровождающая наглядность). При этом педагог преподносит материал чаще всего в форме монолога.

К личностно-ориентированным технологиям относятся такие педагогические новации, как технологии:

«полного усвоения знаний»;

«разноуровневого обучения»;

«коллективного взаимообучения»;

«модульного обучения»

Перечисленные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям детей, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждого образовательного учреждения.

«Технология полного усвоения знаний» используется при оптимально подобранных для каждого ребенка условиях. Педагог здесь должен использовать цели познавательной деятельности:

Знание: ребенок запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие и др.) – «запомнил, воспроизвел, узнал».

Понимание: ребенок преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает и т.д.

Применение: обучаемый демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и новой ситуации.

Анализ: обучаемый вычленяет части из целого, выявляет взаимосвязи между ними.

Синтез: обучаемый комбинирует элементы для получения целого (например: пишет творческое сочинение, составляет танцевальную композицию, создает картину, предлагает план эксперимента и т.д.), т.е. «образует новое целое».

Оценка: обучаемый оценивает свое значение материала, определяет ценность и значение объекта изучения.

Технология разноуровневого обучения

В данной технологии обоснованием является различение основной массы учащихся

по уровню обучаемости: по индивидуально-типологическим обязанностям (темперамент, характер, способности);

по психологическим характеристикам (мышление, воображение, память, воля, чувства, эмоции …);

опыт, включающий знания, умения, привычки;

направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

В школах, к примеру, разноуровневые обучение организуется по трем элементам:

  • комплектование классов на основе диагностик характеристик личности и овладения общеучебными умениями;

    комплектование классов для раздельного обучения на разных уровнях по математике или русскому языку (на добровольной основе с учетом уровня познавательных интересов)

    профильное обучения.

Технология коллективного взаимообучения

Технология коллективного взаимообучения - это использование коллективного способа обучения. Технологию коллективного взаимообучения используют на занятиях:

организованного диалога;

работу в парах сменного состава;

использование формы дискуссии;

вариационные пары – в который каждый член группы получает свое задание, выполняет его и анализирует вместе с педагогом и далее проводит взаимообучение с остальными тремя ребятами из его группы.

Таким образом, каждый усваивает все четыре порции учебного содержания.

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модули позволяют индивидуализировать работу с учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения педагога и ребенка. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. В процессе использования перечисленных технологий у учащихся происходит развитие памяти, воли, эмоциональной сферы, коммуникативных умений, самостоятельности.

Технологии развивающего обучения.

К технологиям развивающего обучения относятся:

- технология проблемного обучения;

- технология организации обучения в форме педагогических мастерских;

- технология проектного обучения.

Классификация образовательных технологий

 

Образовательные технологии

 

Стратегический уровень

Тактический уровень

Оперативный уровень

 

Образовательные технологии – это разработка общей стратегии профессионально-личностного развития обучающихся и создание для этого адекватных средств.

Стратегический уровень образовательной технологии – рассмотрение технологии на уровне системы, системного проектирования образовательного или управленческого процесса.

Тактический уровень образовательных технологий - направлен на реализацию успешного усвоения учебного материала, т.е. на конечный результат процесса обучения.

Оперативный уровень образовательной технологии представляет собой алгоритмическую последовательность действий на каком-либо этапе процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что каждый педагог творец технологий, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание, использование, смена технологий, без учета субъективного фактора и творчества, просто не возможно. Приступая к смене технологий, придется сразу настроиться не на механический труд, а на творчество.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за опыт. Приберу в копилочку

10 April 2019

Похожие публикации