"Использование ИКТ на уроках английского языка и применение их в дистанционном обучении"

3
0
Материал опубликован 12 July

Использование ИКТ на уроках английского языка и применение их в дистанционном обучении.

ИКТ – Информационно-коммуникативные технологии., совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств, с возможностью представления информации коммуникативной направленности. Согласно уровня развития страны требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие. Использование ИКТ в образовании может помочь в разрешении этого противоречия.

Технология обучения мало изменилась за последние 100 лет. В основном действует метод коллективного обучения. Зачастую такой способ обучения не дает высокие результаты. Причина заключается в разном уровне способностей разных учеников. Учители хорошо понимают, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Решению этой проблемы может помочь использование в процессе обучения специальных программ (обучающих, контролирующих, тренажерных и т.д.).

Традиционный учебник ограничен в своих информационных возможностях. Обучающимся и учителям на любой степени образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы и пр. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Решить проблему информационного неравенства помогает широкое использование в обучении информационных ресурсов Интернета, а именно: специализированные порталы учебной информации.

Также проблему географической удаленности от образовательных центров решает дистанционное образование, реализация которой возможна благодаря развитию компьютерных сетей.

Дистанционное образование приходит на смену старой форме заочного образования. Сетевое дистанционное образование позволяет вести обучение в режиме реального времени. Обучающиеся могут не только читать учебный материал, но и видеть и слышать лекции крупных ученых, сдавать экзамены в прямом контакте с экзаменатором.

Обучающие программы (ПО) по английскому языку

«Хорошие» программы ИКТ по английскому языку способствуют росту мотивации по отношению к предмету, выработке хороших навыков говорения, письма, аудирования и т.д., а также навыков контроля и самоконтроля учащихся. Применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.

На данный момент актуально следующее противоречие между растущими требованиями к мотивационной составляющей образовательного процесса и низким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средств ИКТ по английскому языку, между увеличением числа компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации учебной деятельности учащихся образовательных программных средств ИКТ на занятиях в классе и в самостоятельной работе.

Действительно, как правило, все обучающие компьютерные программы являются интерактивными курсами, разбитыми на 3 основных уровня сложности: начальный, средний и продвинутый. Прохождение начального уровня обещают твердое знание основ языка и возможность поддержать беседу на простые темы. Программа среднего уровня позволяет научиться читать художественную литературу и свободно общаться на английском языке в любой бытовой ситуации. Освоение продвинутого уровня дает возможность понимать на слух теле-, радиопередачи и участвовать в беседе с носителями языка на любую тему.

Кроме того, не все преподаватели готовы и имеют необходимые знания для использования ИКТ на своих занятиях. В большей степени это объясняется пока еще слабым методическим обеспечением использования ИКТ в образовательном процессе и в преподавании английского языка.

Убежденность в том, что даже самая лучшая компьютерная обучающая английскому программа не сможет добиться эффективных результатов без помощи компетентного учителя, находящегося рядом с обучающимся, исчезает с каждым днем, с быстроразвивающимися новыми компьютерными технологиями. Но на данный момент, несмотря на огромное преимущество компьютера, именно учитель может обеспечить целостность, системность и эффективность в обучении.

Методические требования к подготовке уроков английского языка с использованием ИКТ

концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

- системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);

- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;

- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;

- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;

- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других ОУ.

Преимущества интегрированного урока

А есть ли преимущества в интегрированных уроках? Считаю, их несколько:

- индивидуализация обучения

- интенсификация самостоятельной работы учащихся

- повышение познавательной активности и мотивации

- объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке

- возможность проявить творческие способности

Дистанционное обучение позволило подойти к вопросу дифференцированного обучения на более качественной основе. Мы еще никогда не погружались так глубоко в учебный процесс как в этот период времени. Связь с учениками и их родителями стала практически круглосуточной. Хорошо это или плохо однозначно ответить невозможно. Но мы приобрели колоссальный опыт и обучая, научались сами, осваивая новые цифровые образовательные платформы.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В результате этих новшеств, учителя впервые столкнулись с определенными трудностями при переходе на дистанционный формат обучения, так как необходимо было осуществлять педагогическую деятельность в совершенно новом формате. Сложность также заключалась в том, что учащиеся с трудом воспринимали работу с учебником и презентациями в дистанционном режиме, интерес к обучению стал падать. Во время обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий важно, чтобы ученики освоили образовательную программу в полном объеме. Кроме того, стоял вопрос о том, как изложить материал доступно, не положив разъяснение на плечи родителей? Возникла потребность в использовании тех инструментов, которые помогут вернуть познавательный интерес учащихся к предмету, сохранить и, по возможности, повысить мотивацию детей при изучении английского языка, разнообразить проведение дистанционных уроков по английскому языку.. Мне, как и другим педагогам, необходимо было освоить и внедрить новые образовательные ресурсы в свою педагогическую деятельность, определиться с наиболее подходящими для меня и моих учеников, учитывая технические возможности моих учеников и уровень их подготовки. На мой взгляд, это является главным преимуществом дистанционного формата обучения.

В качестве недостатков дистанционной формы обучения могу выделить следующие: отсутствие необходимых технических возможностей у детей; контроль над обучением детей здесь не такой, как в обычной школе; недостаток практических знаний; отсутствие навыков самоорганизации у обучающихся; нет физического взаимодействия учитель — ученик.

Обязательным условием качественного дистанционного обучения является проведение онлайн уроков. Основными платформами видеосвязи при проведении онлайн уроков являются Сферум и Яндекс.Телемост,ВК. В начале дистанционного обучения учащимся было трудно овладеть умениями работы в онлайн пространстве. Во время работы онлайн за основу беру материалы учебника УМК Spotlight (учебник, рабочая тетрадь, контрольные задания, аудиокурс для занятий в классе).

В соответствии с требованиями Стандарта, одним из планируемых результатов является «умение выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного». Для решения данной задачи мои учащиеся используют диктофон: они записываем голосовые сообщения и отправляют мне на проверку. В качестве домашнего чтения время от времени использую задания, представленные на сайте «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru).

Дистанционное обучение дало возможность приблизить выполнение письменных заданий к реальным - писать личное письмо (электронное) в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. В данном случае переписка ведется в формате неформального общения, по заданным вопросам по электронной почте.

В Федеральной программе по предмету «Иностранный язык» сказано, что «освоение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения». Так, за период дистанционного обучения было отмечено, что учащиеся испытывают трудности в осуществлении  монологической и диалогической речи даже при наличии необходимых опор, лексического запаса, знаний грамматических явлений и конструкций. И этому нам предстоит научиться совместно с нашими учащимися.

Изучив предлагаемые цифровые образовательные ресурсы, я остановила свой выбор на тех, что, на мой взгляд, решили для меня несколько вопросов: мотивация учащихся повысилась, число учащихся, вовлеченных в дистанционные уроки, выросло, все ресурсы идеально подходят для полноценного изучения иностранного языка. Огромным преимуществом данных дистанционных инструментов оказалась возможность использовать их в любое время, удобное для ребенка. Аудирование, говорение, запоминание лексических и грамматических структур, чтение, проектная деятельность, совместное использование пространства онлайн платформы во время урока и многое другое стало возможно благодаря тем образовательных инструментам, которым я обучилась и внедрила свой образовательный процесс. Я выделила для себя несколько эффективных цифровых средств обучения:

1. Приступая к работе на дистанционном обучении, изучив множество ресурсов, посмотрев вебинары, мною было принято решение использовать для средней и старшей школы единую платформу edu.skysmart.ru.

Фактически эта платформа является электронной версией рабочей тетради к учебнику Spotlight, по которой занимаются наши ученики. Данная платформа удобна в работе:

- учащийся переходит по ссылке и выполняет задания;

- есть возможность указать сроки выполнения задания;

- есть задания с аудио и видео сопровождением, что эффективно для обучения аудированию и говорению;

-есть возможность давать дополнительные задания (предложенные на платформе) и их большое количество;

-удобная система проверки (автоматическая проверка выполнения задания);

-можно отслеживать сколько попыток использовал учащийся при выполнении данного задания. Какие ошибки были допущены и на что более детально надо обратить внимание.

2. Для младшего звена использовала платформу Учи.ру. На данной платформе можно выбрать задания по тем темам, которые изучали дети. Все задания написаны на русском языке, так что детям было легко понять, что им необходимо сделать. В упражнениях направленных на введение новых лексических единиц есть звуковое сопровождение, т.е. дети могут повторять за диктором правильное произношение этих слов. Для учителя эта платформа организована достаточно удобно. Учитель может контролировать, кто из учеников приступил к выполнению заданий, какой процент заданий выполнен, какие задания выполнены с ошибкой. На этой платформе все в игровой форме и очень доступно ученикам.

Также ,для учащихся 2-го класса, я использовала платформу «Английский в фокусе» 2 класс — онлайн-курс, Spotlight 2 (upupenglish.ru). Эти уроки являются дополнением к УМК «Английский в фокусе». На этой платформе можно найти интерактивные задания к каждому модулю учебника. Используется аудио и видео сопровождение, что не мало важно для изучения английского языка младших школьников. Подготовлены задания для изучения новых лексических единиц, грамматических заданий, составления диалогов и т.д. Эту платформу очень удобно использовать как тренировочные упражнения и закрепления материала.

3.В своей практике обучения в дистанционном режиме, я так же использую платформу Online Test Pad в которой можно создавать и использовать дополнительные упражнения, викторины, тесты направленные на отработку разных умений и навыков. Такие задания удобно использовать для индивидуальной работы с учениками, а также для проверки знаний по определенным темам.

4.Для закрепления изученного материала на уроке (например, закрепление изученных лексических единиц или грамматического материала), я предлагала детям интерактивные задания в игровой форме на платформе wordwall.net. На этой платформе очень интересные и занимательные задания (кроссворды, анаграммы, викторины, «Поле чудес» и т.д.), что очень привлекает учащихся.

5.Конечно же, широко использовались материалы учебника как теоретические, так и практические. Домашние задания дети присылали в личные сообщения учителю, где после проверки выполненного задания учитель ставил оценку и комментировал допущенные ошибки.

6. Для изучения новых лексических единиц, я использовала интерактивную платформу Учитесь. рф, на которой учащиеся могут не только ознакомиться с новыми словами, но и прослушать их правильное произношение. На этой платформе представлена вся лексика, изучаемая по учебнику Spotlight для каждого класса.

7.Для ознакомления учащихся с материалом урока, я использовала www.youtube.com, где огромное количество интересных и познавательных видеороликов на множество тем. Можно готовиться к экзаменам, отрабатывать лексику, грамматику, произношение.

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что применение онлайн-сервисов позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает в значительной степени повысить мотивацию учащихся, что, безусловно, помогает в формировании универсальных учебных действий и, как следствие, ведет к повышению успеваемости учащихся.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.