Эссе «Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Дистанционное обучение»
Использование ИКТ на уроках в начальной школе.
Дистанционное обучение.
Автор: Дмитриева Наталия Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 16 п. Красносельского им. И.П.Фёдорова
Гулькевичского района Краснодарского края
В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет - технологий, проблема развития дистанционного обучения приобретает особую значимость.
Дистанционное (дистантное) обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение в первую очередь было создано для учащихся с ограниченными возможностями. Целью дистанционного образования являлось обеспечение условий для получения качественного общего образования посредством дистанционных технологий учащимся с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях обучения.
Дистанционное обучение дает новые возможности для образовательного учреждения, такие как:
- обеспечить ученикам из других регионов и школ возможность обучаться, либо изучать отдельные дисциплины в Вашей школе
- обеспечить ученикам школы возможность участия в городских, региональных, всероссийских международных предметных олимпиадах, интеллектуальных играх и турнирах
- обеспечить обучение детей не только других школ, но детей-инвалидов, детей, находящихся на реабилитации, индивидуальном обучении.
Дистанционное обучение это – возможность реализовать принцип доступности образования для всех; снизить затраты на проведение обучения; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения; создать единую образовательную среду.
Все перечисленные достоинства могут быть реализованы с помощью специализированных программ оболочек, которые позволяют сделать эффективным и комфортным процесс самостоятельной работы учащихся. Так же в ходе обучения преподаватель и учащийся остаются в постоянном контакте.
Обучение осуществляется по индивидуальному расписанию с использованием комплекта специальных средств.
Характерные черты дистанционного обучения:
- гибкость (удобное место, время, индивидуальный темп обучения)
- модульность (индивидуальная образовательная траектория)
- социальное равноправие (равные возможности получения образования)
-экономичность (эффективное использование учебных площадей, технических транспортных средств)
- новая роль преподавателя (преподаватель консультирует учащегося, планирует работу учащегося, направленную на освоение дисциплины)
Дистанционные образовательные технологии представляют совокупность информационных технологий, обеспечивающих:
- доставку обучающимся основного объема изучаемого материала
- интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателя
- представление возможности самостоятельной работы
Внедрение дистанционно образовательных технологий в систему образования, переход к дистанционным формам обучения – все это направленно на создание открытой, доступной, непрерывной, гуманистичной системы обучения. Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Дистанционному обучению присущи такие черты, как: высокая динамичность, разнообразие форм обучения, комфортные условия обучения, наличие интерактивной коммуникации. При этом есть и недостатки:
- отсутствие очного общения
- отсутствие системы аутентификации пользователя при проверке знаний
- высокая самостоятельность и сознательность учащихся
- высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе
- высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.
Так у нас, в Краснодарском крае, было организовано дистанционное обучение с 13 апреля по 15 мая. В работе были использованы образовательные платформы ЯКласс и Учи.ру, а так же мессенджеры WhatsApp, Skype и Zoom.
Учителями была освоена новая технология, которая отличается от традиционных методов обучения.
Сразу столкнулись с трудностями:
- психологическая адаптация (непривычное общение на расстоянии через экран телевизора)
- необходим навык по работе не только с компьютером, но и с другими техническими средствами
- зависимость от качества работы Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей (была задержка звука, зависание или пропадание изображения)
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающихся. И роль учителя в данном процессе изменилась (преподаватель консультирует учащегося, планирует работу учащегося, направляет на освоение дисциплины), поэтому у учащихся должна быть возможность доступа к учебной информации из автоматизированного рабочего места, когда они могут самостоятельно найти дополнительные материалы, выполнить задания, пройти тесты, задать вопросы преподавателям, участвовать в проектной, исследовательской деятельности. На данном этапе у нас такой возможности нет, так как не все участники данного процесса имеют свободный доступ к сети Интернет.
Какие же ожидаются результаты обучения с использованием технологий дистанционного обучения. Это овладение компетенцией «уметь учиться», что в современных условиях означает:
- осознавать необходимость обучения,
- понимать общественную значимость образования;
- осознанно относиться к учебной деятельности;
- формировать свой образовательный запрос;
- планировать уровень своих учебных достижений;
- находить способы оптимизации учебной деятельности;
- определять границы и дефициты своего знания и т.д.
В данный момент мы находимся на этапе изучения новых возможностей в образовательном процессе. Учителям предстоит большая работа в освоении новых технологий. Ясно одно, что дистанционное обучение в современном мире получило широкое распространение, и учителя школ России не могут оставаться в стороне.