12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Швецова Анастасия Андреевна1198
КубГУ бакалавриат "Технология продукции и организация общественного питания" 2012-2016 КубГУ магистратура "Стандартизация, метрология и сертификация" 2016-2018 КИПО переподготовка "Преподаватель химии" КПК "Специальное дошкольное образование" 2019-2022
Россия, Краснодарский край, Краснодар

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

1. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в младших классах

1.1 Виды современных информационно-коммуникативных технологий, используемых в начальном образовании

1.2 Применение технологии дистанционного образования для обучения младших школьников и перспективы ее развития

2. Разработка учебного занятия по предмету «Окружающий мир» с использованием технологии дистанционного обучения в начальной школе

2.1 Методические рекомендации при подготовке учебного занятия по предмету «Окружающий мир» с использованием технологии дистанционного обучения

2.2 Разработка плана учебного занятия с использованием средств технологии дистанционного обучения

2.3 Анализ проведенной педагогической работы по разработке занятия с использованием технологии дистанционного обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




ВВЕДЕНИЕ


Сегодня, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) рассматриваются как важнейший компонент общего образования, играющий большую роль в решении приоритетных задач обучения и воспитания.

Учитывая, что в начальной школе происходит постепенная смена ведущего вида деятельности ребенка с игровой на учебную, необходимо максимально использовать возможности применения информационно-коммуникационных технологий при организации учебной деятельности младших школьников.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения учащимися учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса [1, с. 29].

Помимо прочего, в последние годы идет интенсивная активизация внедрения дистанционных форм обучения при реализации которых активно применяются разнообразные виды информационно-коммуникационных технологий. Согласно ст.16 ФЗ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 дистанционное обучение сегодня становится неотъемлемой частью современного образования [2].

Информационно-коммуникационная поддержка учебно-воспитательного процесса развивает наглядно-образный, наглядно-действенный, интуитивный, творческий виды мышления младшего школьника; коммуникативные способности; формирует умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации; развивает навыки самообразования и самоконтроля; закладывает основы информационной культуры и истоки развития умений осуществлять обработку информации.

Учитывая данный аспект, можно утверждать, что актуальность выбранной темы курсовой работы связана с важнейшим значением информационно-коммуникационных технологий в сфере начального образования.

Проблема исследования характеризуется наличием противоречия между достаточной разработанностью темы исследования в теории и недостаточной реализацией теоретических положений в практической работе педагогов сферы начального образования.

Цель работы – проведение анализа особенностей применения информационно-коммуникационных технологий при обучении младших школьников, а также разработка учебного занятия с использованием технологии дистанционного обучения в начальной школе.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- рассмотреть особенности использования, а также виды ИКТ, применяемые в младших классах;

- определить роль технологии дистанционного обучения, как одного из перспективных видов ИКТ в сфере начального образования;

- разработать план учебного занятия с использованием технологии дистанционного обучения;

- провести анализ проведенной педагогической работы по разработке занятия с использованием технологии дистанционного обучения.

Объектом исследования являются информационно-коммуникационные технологии в сфере начального образования.

Предмет исследования – разработка и использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

В работе применялись методы исследования, такие как сравнительный анализ и синтез полученной информации, обобщение педагогического опыта, а также систематизация данных и педагогический эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.











1. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в младших классах


Информационно-коммуникативные технологии имеют большое значение в удовлетворении человеческой потребности познания мира. Они позволяют существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу класса.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями (рисунок 1).


t1662442607aa.gif

ИКТ

t1662442607ab.gif


Рисунок 1 – Дидактические возможности информационных технологий обучения

Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний;

- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

В роли такой наглядности можно использовать компьютер. Ряд факторов обусловливает положительные перспективы использования компьютера (рисунок 2).

t1662442607ac.gif

Рисунок 2 – Факторы, обусловливающие положительные перспективы использования компьютера в образовательной деятельности

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.



1.1 Виды современных информационно-коммуникативных технологий, используемых в начальном образовании


Существует множество различных направлений использования ИКТ в начальной школе (рисунок 3). Рассмотрим подробнее каждое из данных направлений.

t1662442607ad.gif

Рисунок 3 – Основные направления использования ИКТ в начальной школе



Методическая сила презентации состоит в том, что учащегося легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Она предоставляет возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера настраивает на благоприятный эмоциональный фон на занятия, а также способствует развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи [3].

Особенностью электронного учебника является то, что он может быть и справочником, и тренажером, и репетитором. 

Организационные и технологические возможности применения 

электронных пособий заключаются, прежде всего, в возможности работать в различных режимах. При таких условиях ученики учатся в удобное для них время, в удобном месте и в подходящем темпе, тем самым обеспечиваются требования комфортности и удобства работы с ними [4, с. 129]. Если взять отдельный урок, то лучше использовать урок-презентацию. А если оценивать программный продукт по тем, как часто его можно использовать, то лучшим в этом случае является электронное учебное пособие, потому что его можно использовать как на одном, так и на различных уроках.

Решение интерактивных задач – полезное занятие на любом этапе обучения. Кроссворды расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение их тренирует память, развивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца. Условно все интерактивные задачи, применяемые в учебном процессе, можно разбить на три группы – текущие, тематические и обобщающие.

Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, третьи – на общую проверку знаний.

Тестовый компьютерный контроль создается в качестве одного из способов оценки знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность всей учебной работы.

Без оценки процесс усвоения знаний невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современной информационной технологии в образовании и тестирования – важнейший из них. Поэтому очень важно сейчас привить ученикам навыки культуры тестирования, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирует детей к дальнейшему самосовершенствованию. Однако необходимо отметить, что тест должен создаваться лишь в том случае, если он может зафиксировать поведение ученика более корректно, чем это позволяли сделать другие методы [5, 268].

Компьютерные игры тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для достижения поставленной цели. Игры формируют у ребенка мотивационную и интеллектуальную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности. Игровая деятельность – это многосложный и производительный процесс, структура которого включает интеллектуальную, познавательную, поисковую, проектную и другие формы проявления творческой активности.

Следует помнить, что Интернет является ценным ресурсом с большим количеством увлекательной и обучающей информации. Но нужно постоянно следить за тем, как ученик начальных классов использует Интернет, проверять сайты, на которые заходит ребенок. Жизненный опыт взрослого человека может стать неоценимым в помощи школьнику понять, как вести себя в виртуальном мире.

Важно знать и о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для работы за компьютером: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 лет – 40 минут [6].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии отличаются многообразием, они универсальны и практичны как для педагога, так и для ученика. Использование информационно-коммуникационных технологий на различных уроках в начальной школе помогает развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.


1.2 Применение технологии дистанционного образования для обучения младших школьников и перспективы ее развития


В настоящее время, в связи с непростой ситуацией в мире, дистанционное обучение является реальной альтернативой обучению в стенах школы. В связи с внедрением новых информационных технологий в систему образования и неспособностью традиционных форм обучения всегда предоставить доступное и качественное образование, применение технологий и средств дистанционного обучения позволяет выстраивать совершенно новые образовательные модели.

Дистанционное обучение – это новая форма обучения, предполагающая использование таких средств, методов, организационных формы обучения, а также форм взаимодействия учителя и учащихся, которые реализуются средствами информационных сетей и информационных и коммуникационных технологий. Дистанционное обучение, так же, как и иные формы обучения, имеет цели, обусловленные социальным заказом, и содержание обучения, ориентированное на государственные образовательные стандарты, однако методы, организационные формы и средства обучения во многом обусловлены спецификой используемой технологической основы [7, с. 135].

Требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования и социальным заказом общества задаются цели обучения, определяющие функции форм, методов, средств и содержания обучения.

Достижение общих целей дистанционного и начального общего образования имеют основу в виде системно-деятельностного подхода, который предполагает:

- использование таких способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса, которые направлены на личностное, социальное и познавательное развитие обучающихся;

- реализацию таких видов деятельности и форм общения, которые предполагают учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- применение разнообразных организационных форм организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [8, c. 56].

Содержание курсов дистанционного обучения (текущих заданий, конкурсных и выпускных работ) для младших школьников определяется, во-первых, основной целью обучения: углубление и расширение знаний по какому-либо предмету, разделу программы начального обучения; ликвидация пробелов в знаниях из-за значительного пропуска занятий; обучение школьников с ограниченными возможностями; дополнительное образование в соответствии с индивидуальными образовательными интересами. Во-вторых, характером учебной деятельности, преимущественно индивидуальной и коллективной проектной и творческой. Однако первостепенным фактором, определяющим содержание обучения, является возраст обучаемых. В условиях дистанционного обучения возможно использование как индивидуальных, так и коллективных форм организации образовательного процесса, создание разновозрастных коллективов учащихся, руководимых учителем (классным руководителем, учителем-предметником), который вместе с учащимися знакомится с учебной информацией в сети и проводит занятия. Существуют наиболее эффективные формы и виды дистанционного обучения младших школьников (рисунок 4).

t1662442607ae.gif

Рисунок 4 – Основные формы и виды дистанционного обучения младших школьников


Существуют дистанционные курсы, целью которых может быть поддержка основного (классного) курса обучения. Как правило, данные курсы организуются учителем. Дистанционные курсы для учеников с поддержкой куратора, или тьютора, создают с целью постоянной организации коллектива школьников, руководимого учителем, который проводит регулярные занятия в соответствии с методическими рекомендациями куратора. Дистанционные курсы без поддержки куратора организуют для самообразования учеников при участии родителей. Творческие дистанционные проекты создают педагоги для решения творческих задач в поддержку основного курса начального обучения или дополнительного образования, результатом чего является создание совместного образовательного продукта. Дистанционные олимпиады организуют с целью творческой самореализации учащихся в дистанционном соревновании по различным номинациям с открытыми заданиями.

Реализация дистанционного обучения младших школьников требует создания оригинального инструментария: программного обеспечения и методических пособий для учебных курсов. Это связано с тем, что оригинальные программные и методические средства разрабатываются под конкретные учебные курсы, интерфейс ориентирован на соответствующий возраст пользователя, они должны иметь набор инструментальных программ, с помощью которых ученик имеет возможность конструировать программный ресурс изучаемого типа, не обращаясь к языкам программирования, а также средства автоматизированной проверки результатов индивидуальной и коллективной учебной деятельности [9, с. 114-116].

Информационно-образовательная среда открывает принципиально новые возможности для учебной деятельности, результатами которой является метапредметный образовательный продукт и соответствующие внутренние приращения субъектов образования.

Для младшего школьника такими формами деятельности могут выступать поиск информации в сети, создание собственных цифровых объектов, взаимодействие в рамках виртуальных классов и сетевых проектов, что позволяет успешно формировать метапредметные компетенции, предписанные ФГОС НОО [10] (рисунок 5).

t1662442607af.gif

Рисунок 5 – Компетенции ФГОС НОО, касающиеся информационно-коммуникационных технологий в образовании

Дистанционное обучение способно гарантировать достижение планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Это создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Можно с уверенностью сказать, что основная тенденция в развитии дистанционного обучения младших школьников – постепенный переход его из сферы дополнительного образования в сферу основного образования.

Существует потенциальный запрос у специалистов начальной школы к новым образовательным программам, включающим изучение методики и технологий применения технологий дистанционного обучения в начальной школе. Готовность педагога к реализации дистанционного обучения предмету, по сути, становится одним из наиболее значимых компонентов не только ИКТ-компетентности, но и профессиональной компетентности в целом [9, с. 191]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Канянина, Т. И. Способы диссеминации инновационного опыта школ в области развития ИКТ-компетентности педагогов / Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова // Тенденции развития науки и образования, 2018. – Т. 41. – № 1. – 28-30 с.


2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // ИПС «Консультант Плюс».


3. Стадник, М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей» [Электронный ресурс] / URL: http://www.itn.ru/communities.aspx ?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib (Дата обращения 12.05.2020).


4. Аглоткова, Н. Н. ИКТ-компетентность – фундамент для формирования УУД в современной школе // В сборнике: Интернет-технологии в образовании Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – 128-131 с.


5. Гончар, С. А. Применение ИКТ как эффективного средства контроля знаний учащихся средней школы // В сборнике: Молодежь XXI века: шаг в будущее Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах, 2018. – 268-269 с.


6. Расулов, Х. А. Проблемы внедрения инновационных технологий в педагогическую практику // Наука и образование сегодня, 2018. – № 4 (27). – 62-63 с.


7. Первин, Ю. А. Дистанционное обучение младших школьников: опыт, проблемы, перспективы. В сборнике: Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике. В 10 томах. Сост. и науч. ред. И.В. Соколова и Ю.А. Первин. – Москва, 2008. – С.135–140.


8. Кустова, Е. А. Этапы построения дистанционного обучения информатике младших школьников // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы, 2014. Т.1. – № 1. – С.56–59.


9. Лапенок, М. В. Подготовка педагогов для дистанционного образования // Педагогическое образование в России, 2011. – № 1. – С.191–197.


10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 - 4 кл.). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html (дата обращения: 22.05.2020).


11. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе [Электронный ресурс] / URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx ?cat_no=5025&tmpl=com (Дата обращения: 21.05.2020).


12. Положение об обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ГБОУ Школа № 439 [Электронный ресурс] / URL: ttps://sch439uv.mskobr.ru/files / (Дата обращения: 21.05.2020).


13. Skype или Zoom: Сравнительный обзор платформ для проведения онлайн-уроков [Электронный ресурс] / URL: https://www.teachaholic.pro/skype-ili-zoom-sravnitelnyj-obzor-p
latform-dlya-provedeniya-onlajn-urokov/ (Дата обращения: 22.05.2020).


14. Протопопова, В. В. Медиакомпетентность современного педагога / Протопопова В.В. // Высшее гуманитарное образование XXI века: Педагогика. Психология. – Самара: ПГСГА, 2009. – 288 с.


15. Возможности Google Класса [Электронный ресурс] / URL: https://support.google.com/edu/classroom/answer/6376881 ?hl=ru (Дата обращения: 22.05.2020).


16. Бабушкина, Е. А. Тематические конкурсы в дистанционном обучении младших школьников / Е. А. Бабушкина // Ярославский педагогический вестник, 2012. – № 4.– С.86–98.

17. Саражакова, Л. М. Развитие икт-компетентности учащихся в объединении "it-школа" / Л. М. Саражкова, О. Э. Кидиекова // Техническое творчество молодежи. – 2017. – № 1 (101). – 19-20 с.


18. Образовательная программа ИИТО ЮНЕСКО по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в области применения ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publica-tions/ru/files/3214645.pdf (дата обращения: 23.05.2020).


​​​​​​​
Опубликовано


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.09.22 в 08:52 0Ответить Пожаловаться
Ссылки на источники в тексте присутствуют, а список литературы - нет.
Соколова Елена Борисовна, 06.09.22 в 19:41 1Ответить Пожаловаться
Источники под №10-13 и 15 куда-то исчезли. А вот под № 16 их сразу несколько. Откорректируйте. пожалуйста.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.