Статья «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках хореографии»
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках хореографии» .
Использование информационных технологий имеет положительные аспекты :подготовка и организация презентаций; посещение сайтов научно-популярных журналов ;возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира; участие в творческих конкурсах. Сейчас каждый хореограф не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ. Именно поэтому в педагогической деятельности возникает возможность использования ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации общеобразовательного процесса, учитывая большую и серьезную заинтересованность детей компьютером. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности хореографа и воспитанников.
Использование компьютерных технологий помогает: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать занятия более наглядными и интенсивными; формировать информационную культуру у детей; активизировать познавательный интерес; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; дисциплинировать самого педагога, формировать его интерес к работе; снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»; активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Поскольку задачами программы по танцу являются освоение техники танцевальных движений, формирование профессиональных навыков, развитие координации, выразительности, артистизма, в процессе обучения важная роль отводится реализации принципа наглядности . В хореографии наглядность связана с конкретным показом упражнений с их характеристикой и словесным пояснением .Рабочей программой предусматривается применение в учебном процессе видеозаписей с целью проведения педагогом совместно с учениками методического анализа исполнения движений для лучшего усвоения пройденного материала. А предмет "хореография" скорее практический ,чем методический. Я использую презентации на концертах, на уроках. Один из стимулов, активизирующих мотивацию школьников к участию во внеклассной работе - возможность увидеть своё выступление в Интернете, таким образом.
Направления использования ИКТ при организации в кружковой работы как средство наглядности на занятиях при изучении и постановке нового материала (фильмы, мультфильмы по мотивам изучаемого произведения, видеоклипы к инсценируемым песням и пр.) ; видеосъемка и фотосъемка школьных мероприятий учениками и педагогом .И на их основе создание хореографом и учениками презентации и видеоклипов.
Таким образом ,компьютер значительно расширяет возможность предъявления информации, позволяет усилить мотивацию в работе кружка и активно вовлечь учащихся в творческий процесс. Использование возможностей компьютера на занятиях кружка позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, сотворчество хореографа и друг с другом, мир нового взгляда на обучение .
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии
мультимедиа технологии :презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.
2. компьютерные технологии:стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word);плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как :написание рефератов ,сбор материала по теме ,иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета .Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.); методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);методика использования обучающих видео - программ (видео-пособие “Азбука классической хореографии” и др.).
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и т. д.
Формы контроля на занятиях эстрадной хореографии: практические или устные работы, приуроченные к теме занятий; тестовые задания, зачеты, контрольные работы, опрос, викторины, самоконтроль. Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем: мультимедиа технологии: презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). мобильный класс: работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
Интернет-ресурсы: для работы в группах. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем: мультимедиа технологии (презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом; видеофрагменты фильмов; презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint); слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker) ;компьютерные технологии: диаграммы (Excel);схемы (Excel);таблицы (Word) .
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать: мультимедиа технологии:презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint); раздаточный материал:тесты (Excel) (Word);карточки (Word);кроссворды (Excel);самостоятельные работы (Word);контрольные работы (Word)."Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект – форма организации совместной деятельности людей.
Проект - это специально организованный хореографом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Задачи проектной деятельности: обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); умение анализировать (креативность и критическое мышление); умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Электронная почта позволяет: передавать сообщения, подготавливаемые непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или хранящиеся в памяти в виде файлов или компьютерных программ; хранить в памяти компьютера учебную информацию с возможностью распечатки ее на принтере; демонстрировать тексты и графики на экране дисплея; готовить и редактировать текстовые сообщения как принимаемые, так и отсылаемые; использовать и пересылать компьютерные обучающие программы. Электронная почта стала практически незаменимой в дистанционном образовании. При такой форме обучения у преподавателя есть возможность обеспечивать детей всеми видами письменных материалов для подготовки к занятиям еще до того, как диалоговая часть обучения начнется. Исследователям электронная почта позволяет поддерживать контакты со своими коллегами во всем мире, а также обмениваться с ними электронными публикациями своих работ.
Видеоконференция - это способность двух или более людей общаться между собой и совместно работать посредством компьютеров, удаленных друг от друга на большие расстояния. Видеоконференции стали незаменимы в дистанционном образовании.Во время видеоконференции преподаватель может показывать детям слайды, картинки и т.д., они могут обмениваться ими между собой, что эффективно при подготовке ими докладов или коротких выступлений. Преподаватель может задавать вопросы в «реальном времени» (как одному из детей, так и группе детей), может начинать дискуссию и управлять дискуссиями между ними. Танцоры могут задавать вопросы как преподавателю, так другому танцору. Преподаватель может видеть реакцию ребёнка на текущую тему или на задаваемый им вопрос, оценивать его работу во время проведения занятия, а также его домашние работы, тесты и т.д. Таким образом, видеоконференции существенно обогащают учебный процесс и позволяют уменьшить материальные затраты при проведении конференций.
Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий можно условно разбить на четыре группы по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем: методы самообучения; педагогические методы «один - одному»; преподавание «один - многим» ,обучение на базе коммуникации «многие - многим» .Сегодня, учитывая современные реалии, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения ,активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет проводить занятия :на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) ;обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на занятиях в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания). сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; дети учатся навыкам контроля и самоконтроля. в изготовлении презентаций и др. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний ,продвигает ребенка в общем развитии ,помогает преодолеть трудности ,вносит радость в жизнь ребенка ,позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития ,создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.