Информационно-коммуникационные педагогические технологии
Термин «Технология» подразумевает под собой процесс, определенное поэтапное выполнение технологических операций, которое приведет к достижению необходимого результата. От сырья к готовому изделию, от первичной информации к информационному продукту. К какому результату стремится педагог в системе профессионального образования? Конечно к обучению, воспитанию, становлению специалиста способного занять достойное место в профессиональной сфере, в социуме.
Выбор педагогической технологии, сугубо личный выбор каждого педагога, мастера производственного обучения. Можно успешно работать, используя традиционные педагогические технологи, которые никто не отменял. Можно интересоваться новыми педагогическими технологиями, чтобы не стоять на месте, быть интересным обучающимся, шагать в ногу со временем, наукой, производством. Причем, зачастую находя подтверждение старой истине «все новое – хорошо забытое старое», но используя новые педагогические технологии, результаты научных исследований в области психологии и педагогики, возможностей современной техники можно добиться лучших результатов.
Независимо от того, каким педагогическим технологиям отдает предпочтение в своей деятельности педагог, нужно помнить, что используемые технологии должны отражать современный уровень научно-педагогического знания о процессе формирования личности, основываться на принципах профессионального обучения и использовать уже разработанные методы обучения и воспитания.
Абсолютная реальность сегодняшнего дня состоит в том, что информатизация общества, и как следствие, использование информационных технологий во всех сферах жизни начиная бытовой, заканчивая профессиональной стало потребностью для любого человека, который хочет чувствовать себя успешным, быть активным, не чувствовать оторванность от окружающих. Можно ли преподавателю, мастеру производственного обучения или любому педагогу в сфере профессионального образования не использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения? Конечно можно, но тем самым педагог обделяет себя, а обучающихся лишает эффективного инструментария для саморазвития и профессионального развития.
В этом контексте, обращаясь к информационно-коммуникационным технологиям, преподаватель выигрывает в том, что:
- для обучающихся, пришедших в профессиональное образование информационно-коммуникационные технологии уже не являются новинкой, а всего лишь часть их информационной культуры, инструмент который они успешно используют в быту, в общении, которому они доверяют больше чем старшему поколению;
- для обучающихся активное использование в профессиональном обучении информационно-коммуникационных технологий позволит открыть новые горизонты своего профессионального роста, в совершенстве овладеть информационно-коммуникационной компетенцией, дающей существенные преимущества в профессиональном становлении;
- для педагога использование информационных технологий в процессе обучения – это свобода. В конструировании урока можно предусмотреть большее разнообразие форм работы с информацией, организовать интерактивное взаимодействие каждого обучающегося с определенным информационным объемом, в индивидуальном режиме. Возможность выйти за рамки программы тем обучающимся, которые нуждаются в опережающем профессиональном развитии. Возможность организации контроля за достижениями каждого обучающегося и многое другое.
- для педагога использование информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки к занятию, в процессе проведения занятия, в процессе организации и контроля выполнения самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося – это эффективный инструмент для выполнения профессиональных задач, а также возможность профессионально развития.
Рассмотрим примеры применения информационных технологий в обучении. При проведении практических занятий можно в качестве самостоятельной внеаудиторной работы, предложить задачу, решение которой возможно только при освоении новых знаний. В критерии оценки работы, внести требование решить задачу разными способами, указать источники информации. Данный вид задания приводит обучающихся к необходимости самостоятельного изучения нового материала, обращению обучающихся к профессиональным сайтам, обсуждению возможных разных решений на форумах, формированию навыка самостоятельного решения профессиональной проблемы.
Использование информационных технологий в процессе подготовки аудиторного занятия с применением игровых технологий предоставляют интернет-ресурсы позволяющие педагогу самому формировать образовательный конвент. Примером такого ресурса может стать сайт LearningApps.org, который является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Данные модули педагог, преподаватель, мастер производственного обучения может создавать самостоятельно с учетом специфики преподаваемой дисциплины, курса, профессионального модуля. Разработанный модуль можно использовать в ходе урока, разнообразив виды деятельности аудиторного занятия, а также для организации выполнения и контроля самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося. Например, игра «Кто хочет стать миллионером?»1 может использоваться при проведении учебного занятия по дисциплине «Кадровое делопроизводство» или в качестве задания самостоятельной внеаудиторной работы. Данный вид задания в форме популярной телевизионной игры, при использовании во внеауиторной работе, не оставляет равнодушным практически не одного обучающегося, что приводит к стопроцентному выполнению данной работы. Аналогичное задание – «Элементы интерфейса lego Mindstorms EV3»2 разработанное в форме детской логической игры на развитие памяти.
Аналогичным ресурсом, работающим по технологии web 2.0, является сайт https://onlinetestpad.com. используя его в своей работе, преподаватель получает: возможность создавать собственные тесты, которые можно использовать на занятиях для текущего контроля знаний, для внеаудиторного выполнения обучающимися; возможность разрабатывать логические игры, кроссворды, опросы, комплексные задания; возможность использовать разработанные тесты, игры, кроссворды, опросы в качестве обучающего контента сайта преподавателя3.
Применение информационных технологий в качестве педагогической технологии может существенно изменить сам процесс обучения и качество этого изменения зависит от самого педагога. На примере распространенного задания самостоятельной работы обучающегося по написанию реферата можно выделить плюсы и минусы при применении традиционной педагогической технологии и информационной педагогической технологии.
Задание: Написать реферат на заданную тему |
плюсы |
минусы |
результат |
Способ проверки |
Традиционная педагогическая технология |
Умение работать с текстом учебника, Глубокий анализ изученных текстовых материалов. Самостоятельное приобретение новых знаний. |
Ограничение учебного материала только в приделах доступных бумажных источников |
Реферат, оформленный обучающимся рукописным способом |
Чтение, анализ на соответствие требований к содержанию, оценивание |
Информационная педагогическая технология |
Развитие навыков поиска достоверной информации (сайты, электронных библиотек) Анализ найденных текстовых материалов. Самостоятельное приобретение новых знаний. Развитие навыка оформления документа по предъявляемым требованиям. Формирование информационно-коммуникационной компетенции. |
Преобладание развития навыков поиска готового информационного продукта |
Реферат, оформленный обучающимся в виде распечатанного на принтере документа |
Чтение, анализ на соответствие требований к содержанию и оформлению, оценивание |
Реферат, оформленный обучающимся в виде электронного документа с оправкой по электронной почте |
Чтение, анализ на соответствие требований к содержанию и оформлению. Проверка на степень уникальности («Антиплагиат»), оценивание |
Таким образом, можно сказать, что использование информационных педагогических технологий имеет ряд преимуществ, но и несомненно риски, которые возможно избежать при внимательном подходе к формированию содержания обучения и правильной организации контроля для своевременной коррекции полученных результатов.
1 Панфилова Т.Б. Кто хочет стать миллионером? Режим доступа: https://learningapps.org/2203648
2 Панфилова Т.Б. Элементы интерфейса lego Mindstorms EV3. Режим доступа: https://learningapps.org/1668157
3 Тренировочные тесты по дисциплине «Информационные технологии» Режим доступа: https://panfilovatb.wixsite.com/ptb-spet/it-testy