Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1 классе»

2
0
Материал опубликован 10 April 2016

Автор: Раимбердиева Г.Е

Учитель начальных классов

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с  другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Всё это способствует повышению качества образования.

Я считаю, что качество обученности  в начальной школе напрямую зависит от техники чтения. Для повышения интереса к чтению создано множество различных методик. Но, к сожалению, в последние годы, у детей пропал интерес к чтению.  Возможности, которые предлагают ИКТ позволяют решить данную проблему.

В начале учебного года в моём первом  классе  из 12 человек умели читать только двое. Остальные дети  не знали даже буквы. Передо мной стояла задача научить детей быстрому выразительному чтению.  Чтобы достичь своей цели  я использовала индивидуальные и групповые формы работы, применяя дифференцированные задания. Необходимый материал  брала из Интернета,  придумывала сама, помощь оказывали и родители.

58 %  учеников моего класса  имеют дома компьютеры. Они имеют возможность вместе с родителями выполнять задания и упражнения, которые я предлагала им  выполнить.  Ребята с удовольствием пользовались играми и упражнениями. Вот некоторые из них:

При ознакомлении детей со звуковым составом слова  использовала упражнения на нахождение слова по схеме или схемы по слову(Слайды  №4,5,6). В результате  звукового  анализа слова дети учатся последовательно выделять звуки из слова на основе громкого проговаривания, называют каждый из них, соотносят его с графическим изображением.  Или видя графическую схему слова, находят его по картинке.  Умение выделять из слова отдельные звуки  важно  для развития устной и письменной речи                      

На этапе изучения букв  использовала игру  «Помоги Пчёлке и Лунтику угадать буквы»(Слайд № 7). Из-за домика появляется часть буквы. По элементам дети должны угадать, какая это буква. По щелчку мыши появляется вся буква. Такие игры увлекают детей, им хочется помогать героям мультфильма. Одновременно, они быстрее заучивают буквы.

Упражнения с лентой букв, или «Лентой памяти», как мы её называем,(Слайд № 8) можно использовать на всём протяжении обучения в начальной школе, задавая различные вопросы. На экране дети находят букву, произносят её, характеризуют и определяют её место на ленте памяти.

                           

При делении слов на слоги   использовала следующие упражнения( Слайды № 9,10,11)          « Подбери схему к слову» дети называют животное, ищут схему, которая к нему подходит или наоборот находят картинку по схеме.  Упражнение «Помоги Золушке собрать овощи»,  детям нужно произнести слово, определить, сколько в слове слогов и положить овощ в соответствующую корзину. Эти упражнения можно использовать как на раннем изучении деления слов на слоги, так и при повторении и изучении этой темы в дальнейшем.

      

Для отработки навыка быстрого чтения использую упражнения,  начиная с чтения слогов. (Слайд № 12,) «Найди фрукты».  На яблоньке выросли яблоки,  на которых написаны слоги. Нужно составить слова   с названием фруктов. Яблочки падают и составляются слова. «Листопад»(Слайд №13) по щелчку на листочках появляются слоги,  дети их прочитывают. Читать можно по очереди или хором. Листочки начинают опадать, по мере прочтения пропадают и слоги.   Далее задания усложняются. Дети читают целые слова, (Слайды №14,15,16) а затем и целые предложения. Необходимо отметить, что большую роль в данных упражнениях  играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Прочитывая движущиеся слова, сочетания слов, ребёнок тренирует одновременно два важнейших органа восприятия (слух и зрение) что позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

                

Для выработки навыка быстрого и выразительного чтения использую короткие стихи детских поэтов. (Слайд №17)

Некоторые упражнения помогают не только развивать технику чтения, но и тренируют орфографическое написание слов. (Слайды № 18,19)

     

Такие задания, как «Помоги Лунтику» помогают не только учиться читать, но и имеют воспитательный момент.  Лунтик собрался в гости, но забыл вежливые слова, помоги ему их вспомнить.  «Собери букет» нужно в словарные слова вставить безударные гласные.  «Поймай рыбку» кто больше всех правильно прочитает слова и вставит  согласные.

Все эти упражнения выполнены в игровой форме, что не способствует утомляемости школьников.

   Сейчас в наших библиотеках мало хороших детских книг. Или их так мало, что на всех детей не хватает. Поэтому для громкого чтения я  использую  книги в электронном виде.  Здесь идёт отработка навыка быстрого и выразительного чтения. Дети  читают текст по предложениям цепочкой  или хором. Ученики, у которых имеются дома компьютеры,  самостоятельно находят литературные произведения  и читают их в электронном виде.

По итогам проверки техники чтения за первое полугодие было видно, что все дети научились читать.

Повторная проверка показала, что темп чтения увеличился на  10, а у некоторых детей на 20, 30 слов. Все дети понимают прочитанное.

 

1  полугодие.

3 четверть.

Анализируя результаты диаграммы, я ещё раз убедилась в том, что используя в своей работе средства ИКТ можно добиться ощутимых результатов в повышении качества обучения. Они  позволяют делать уроки более интересными, продуманными, мобильными.   Интерактивные игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся позитивное, бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала, заставляют детей учиться не ради оценки, а ради удовольствия, интереса.

 

Используемые ресурсы:

filino1.narod.ruFGOS.htm

edu-lider.ruИКТ в реализации ФГОС

images.yandex.ru

images.yandex.ru›  http://www.liveinternet.ru/users/3475254/post123738739/

yasosh.edusite.ruDswMedia/ispol-zovanikikt.doc

omnopol.ru/vse-dlja-photoshop/iskho...

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации