Методическая разработка «Использование информационно-коммуникативной технологии при обучении русскому языку и литературе»

1
0
Материал опубликован 29 June 2020


Методическая разработка


"Использование информационно-коммуникативной технологии при обучении русскому языку и литературе"

Составитель – Щеглова О.Г.


ВВЕДЕНИЕ

Каким должен быть урок? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока. В настоящее время, когда в России идёт становление новой системы образования, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, это связано с изменением ранее существовавших и внедрением новых технологий обучения, которые должны быть адекватны новому времени, должны способствовать гармоническому развитию ребёнка. В связи с этим меняется главная компетенция учителя-предметника: не источник и передатчик готовых знаний, а проводник, помогающий учащимся ориентироваться в большом количестве информации. Не напичкать ребёнка знаниями, а развить навыки поиска и отбора знаний, развить желание узнавать всё больше и больше. Современные информационные технологии (ИКТ) для этого предоставляют педагогу, в том числе и учителю русского языка и литературы, богатейшие возможности. Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Во-первых, уроки русского языка и литературы с использованием информационных технологий, способствуют развитию мотивации детей к изучению предмета. Ребёнку интересны такие формы работы на уроке: интересно искать нужную информацию, проверять с помощью компьютера свои знания и т.д. От внешней мотивации очень часто появляется уже осознанный интерес к предмету.

Во-вторых, использование ИКТ формирует многие коммуникативные компетенции учащихся. Дети учатся организовывать свою деятельность или деятельность группы в случае групповой работы, в процессе обсуждения найденной информации вступать в диалог, отстаивать своё мнение.

Использовать информационно-коммуникационные технологии возможно на любых этапах обучения русскому языку и литературе. Так при объяснении нового материала хорошую помощь учителю окажет мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно или взятая из ресурсов Интернет. С помощью её появляется возможность продемонстрировать любой иллюстративный материал, что особенно важно на уроках литературы при изучении биографий писателей. На уроках контроля знаний можно использовать тренажёры, онлайн-тесты и т.п., которые также помогают значительно сэкономить время на уроке.

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.


С помощью ИКТ учителю проще организовать личностно-ориентированный подход к учащимся, который особенно необходим на этапе контроля усвоения учебного материала на уроках русского языка. Для выполнения электронных заданий можно привлекать как отдельных учащихся, так и пары или даже группы школьников, объединённых по степени усвоения нового материала. Такая индивидуализация и дифференциация особенно необходимы для учащихся, которые опережают других детей в развитии, применение разноуровневых электронных заданий позволит им не «ожидать» других одноклассников, а обучаться дальше. Для особо одарённых детей есть возможность с помощью применения компьютерных технологий работать по разработанному учителем индивидуальному плану.

Мультимедийные презентации, о которых упоминалось выше, используются в практике учителя русского языка и литературы чаще, чем какие-либо другие учебные средства. Данная форма использования ИКТ позволяет представить учебный материал наглядно (портреты писателей, дидактический материал по русскому языку, систематизация правил, касающихся, например, одной части речи и пр.), что помогает учащимся лучше запомнить, усвоить изучаемый материал. Полученная информация закладывается в память не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Подача учебного материала с помощью презентаций, кроме того, позволяет сократить учебное время. С помощью её у учителя есть возможность решить и ещё одну проблему: помочь разобраться в изученном материале заболевшему и пропустившему занятие ребёнку. Презентация отсылается по электронной почте ребёнку домой, где он самостоятельно или с помощью родителей изучает новый материал. Так решается проблема пробелов в знаниях.

Нередко мультимедийные презентации к урокам готовят сами учащиеся, с большей охотой это делают они к урокам литературы. Такой приём позволяет достичь многого в обучении: здесь и визуальное представление учащимися учебного материала, и связь с другими предметами. Самое главное, это стимулирует воображение учащихся, закрепляет интерес к предмету и развивает самостоятельность.

Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.


При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Современные базы электронных учебных пособий, приложений к учебникам очень богаты. Конечно, использовать их буквально на каждом уроке нет необходимости, но иногда они станут для учителя незаменимыми помощниками. Например, пособие «Русский язык 5 – 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской» можно успешно применить, во-первых, в качестве средства для активизации учащихся, у которых в силу тех или других причин наступает спад в учебной активности, во-вторых, его можно рекомендовать учащимся при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе. Полезным пособие будет и для ребят, находящихся на домашнем обучении. Пособие рассчитано на то, что каждый учащийся может при выполнении заданий выбрать тот уровень, который ему по плечу.

Заслуживает внимания ряд образовательных ресурсов серии «Уроки Кирилла и Мефодия». Уроки русского языка и литературы с использованием учебных приложений этой серии не только интересны учащимся, но и предоставляют им широкие возможности для расширения культурного кругозора. Иллюстрации, фотографии, портреты, отрывки из фильмов, аудиозаписи, музыкальные отрывки, заочные экскурсии – всё это можно найти в этих приложениях. Весь материал подготовлен качественно, красочно и отвечает всем требованиям научности.

В настоящее время для использования в образовательном процессе доступным становится Интернет, поэтому у учителя есть возможность прямо на уроке использовать эти ресурсы. Такой урок целесообразно проводить в кабинете информатики, чтобы доступ был у каждого обучающегося. Безусловно, такие уроки должны быть чётко спланированы. В каких случаях возможно применять данную форму урока?

Во-первых, так можно организовать поиск учащимися информации по определённому автору. Каждый учащийся получает определённое задание и занимается поиском и отбором нужной ему информации. Найденное сохраняется на электронном носителе или печатается при наличии принтера. Дома учащиеся работают с отобранным материалом, систематизируют, отбирают самое главное, готовятся сделать краткое, но содержательное сообщение. Следующие один-два урока отводятся на выступления учащихся. Например, с этим успешно справляются учащиеся одиннадцатого класса при изучении темы «М.А. Булгаков» - информации о писателе в сети Интернет достаточно много. Конечно, такая форма уроков литературы требует от учителя мудрой организации и необходимой учащимся помощи. Решается много образовательных и воспитательных задач: учащиеся учатся отбирать не только нужный для ответа материал, но и отвечающий этическим требованиям, материал, который подтверждается авторитетными людьми. Кроме того, развивается речь учащихся, ораторские способности и т.д.

Во-вторых, в процессе изучения как русского языка, так и литературы при доступе в Интернет можно организовывать работу учащихся над учебными проектами. Это могут быть мини-проекты, рассчитанные на один урок, или долгосрочные, которые требуют более продолжительного времени. Долгосрочные проекты лучше всего использовать в факультативной работе по предметам. Одним словом, ресурсы сети стали в современное время необходимыми в решении разных познавательных задач.

ГЛАВА 1. Применение интерактивной доски в процессе обучения

Много возможностей учителю и учащимся интерактивная доска предоставляет на уроках развития речи. На уроках подготовки к сочинению можно рассмотреть описываемую картину детально, можно совершить заочную экскурсию в музей художника, нарисовавшего эту картину. В случае необходимости можно быстро осуществить подбор рабочих материалов для будущего сочинения.

И это далеко не все возможности этого мультимедийного средства. Программное обеспечение всё время обновляется и пополняется.

Незаменима интерактивная доска для словарно-орфографической и орфоэпической работы как на этапе отработки знаний в средних классах, так и при подготовке к ЕГЭ в старших. Работая над словами, учащиеся имеют возможность вспомнить, на какие правила записаны те или иные слова, вписать нужную букву, разобраться в причине ошибки, если таковая допущена. При отработке орфоэпических норм есть возможность услышать, как это слово правильно звучит. Разнообразные алгоритмы позволяют не механически запоминать правила, а осознанно, пошагово изучать, анализировать, а затем и применять полученные знания. А контрольные тесты позволяют учителю осуществить быструю и плодотворную обратную связь с учащимися, проверить знания и умения.

Таким образом, ИКТ на уроках русского языка и литературы является незаменимым помощником учителя. С помощью данной технологии есть возможность продемонстрировать любой иллюстративный материал, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, организовать быстрый контроль знаний, провести коррекцию ошибок. Информационно-коммуникативная технология помогает привить интерес к предмету, создать для каждого учащегося ситуацию успеха.

Работа современного учителя русского языка и литературы без применения ИКТ на данном этапе невозможна.

Трудно представить в современное время и внеклассную работу по предметам без использования информационно-коммуникативных ресурсов.

Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

работа с текстом и изображениями;

создание заметок с помощью электронных чернил;

коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;

коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;

демонстрация презентаций, созданных учащимися;

использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.

ГЛАВА 2. ЦОР, ЭОР в образовательном процессе, их преимущества

Широко использую электронные пособия виртуальной школы РЭШ, основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. На портале ЯКласс учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Встречаются несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата. Использую Большую энциклопедию КМ. Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям.

По русскому языку из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес   тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния". Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии "В помощь учителю" (издательство "Учитель") привлекает сборник дифференцированных заданий. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Для подготовки к ЕГЭ использую электронные пособия издательства "Дрофа". Особо хочется отметить важность использования лингвокультурологического учебного пособия по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии из 3 частей этой же серии в курсе "Развитие речи".

В комплексах "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся.

Активно использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, вношу свои предложения по опыту их использования на уроках русского языка и литературы. Это современное оборудование, которое на данный момент есть чуть ли не в каждой школе, позволяет сделать уроки объяснения скучного теоретического материала ярким, доступным для каждого ученика, так как материал можно представить в виде анимированных схем, таблиц, иллюстраций и т.п. Очень ценно то, что можно много раз вернуться к изучаемому материалу, вспомнить, повторить.

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.

Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли исследовательские работы моих учащихся, в том числе и проекты.

Некоторые серьёзные разработки: серия уроков по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита", внеклассное мероприятие по теме "У войны не женское лицо", с учащимися 11 классов создала исследовательский проект "Чтобы вырвать век из плена". Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время. Затем в школе был проведён вечер "Моя малая родина". Исследовательские работы учащихся были представлены в ходе предметной недели литературы на школьной конференции педагогических идей. В рамках внеурочной деятельности с учащимися 6 класса участвовала в сетевом проекте.

Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журнал «Информатика и образование».

2. Куртис Фрай. Microsoft Excel 2002. Шаг за шагом. - М., изд. ЭКОМ, 2002г.

3. Е.В.Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: , Изд. центр «Академия», 2005.

4. О.Ефимова, В.Морозов. Курс компьютерной технологии: Учебное пособие - М.,АБФ, 1998.

5. Ю.Шафрин. Информационные технологии. - М.: Изд-во «Лаборатория Базовых Знаний», 2000.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации