Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе
Е.Е. Макарова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя школа № 3», г. Няндома
Использование инновационных технологий при обучении
русскому языку и литературе (из опыта работы)
Новая организация и новое отношение к жизни предъявляют в последнее время и новые требования к школе.
Основной целью обучения на современном этапе является не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка ученика как самостоятельного участника образовательной деятельности.
В основе современного образования лежит активность и учителя, и ученика. Только при этих условиях мы воспитаем творческую, активную личность, которая умеет учиться, совершенствовать свои знания самостоятельно. Вряд ли сегодня можно найти такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: как сделать урок интересным? Как увлечь ребят своим предметом, создать ситуацию успеха для каждого ученика? Любой учитель мечтает и о том, чтобы на его уроке ребята работали активно, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ученика, его развития, обучения.
В чем я вижу особенности инновационного подхода к обучению? В том, что учебный процесс для ребенка должен быть в радость и приносить пользу, должен быть направлен на развитие способности ученика к самосовершенствованию, к самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности учителя и ученика. Инновационное обучение очень актуально, так как позволяет преодолевать формализм в обучении, способствует созданию сотрудничества, создает условия для раскрытия творческого потенциала любого ученика. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю следующие приемы:
-групповая дискуссия;
-опорный конспект;
-ассоциативный ряд;
-синквейны;
-чтение с остановками;
-комплексный анализ текста;
-эссе;
-нетрадиционные формы домашнего задания;
На уроках литературы в 10 классе я всегда обращаю внимание учащихся при подготовке домашнего задания по обзорным темам на то, что необходимо не только овладеть какой-либо информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
В своей работе я использую и технологию развития критического мышления. В этом случае незаменим прием эссе, когда каждый ребенок может высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Например: «Евгений Базаров. Такие люди нужны России?» «Согласны ли вы с тем, что Катерина «луч света в темном царстве»?» Нетрадиционные формы урока на стадии закрепления изученного материала вызывают интерес, тем более, что можно работать в группах. Такие уроки позволяют повысить интерес ученика и к предмету, и к обучению в целом. Подбирая материал к таким урокам, необходимо создать необычную ситуацию, чтобы ребенок включился в работу, активизировал внимание, сотрудничал с учителем. В этом случае легче усвоятся знания, быстрее сформируются умения и навыки.
В своей практике наиболее удачно использую такие нетрадиционные формы уроков, как практикум, путешествие, деловая игра, литературная дуэль, семинар, зачет. Практически все эти формы способствуют развитию критического мышления, позволяют задавать проблемные вопросы, активизируют учебную деятельность, повышают интерес к предмету. Например, на высоком подъеме в октябре 2014 года к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова прошла литературная дуэль «Строка, оборванная пулей…» У всех присутствующих была возможность окунуться в дуэльное прошлое России, став участниками поединка между двумя командами. Секундантами были зачитаны условия дуэли, распорядители отметили, что в руках дуэлянтов оружие высочайшего калибра - ум, знания, начитанность, цепкая память, эрудиция и внимательность. Турнирная таблица заполнялась в ходе урока.
Сегодня актуальными являются уроки-диспуты (дискуссии), семинары. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы в старших классах, так как она требует огромной подготовки и учителя, и ученика. Но в то же время неоспорима их образовательная и воспитательная ценность. Такие уроки носят повторительно-обобщающий характер и оказываются эффективной формой контроля. Ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой, изучать информацию, применять знания на практике. Уже в 7-8 классах знакомлю учащихся на уроках литературы со словами В.Г.Белинского, ставшими девизом любого семинара: «Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно». В старших классах идет знакомство с правилами любого семинара, дискуссии.
Наиболее удачными в моей практике я считаю следующие семинары: 1)«Нравственная проблематика романа «Отцы и дети». Поднятые в нем проблемы: преемственность традиций, долг и назначение человека, любовь и дружба в жизни. Группы учащихся готовили рефераты: «Мы и родители», «Кто герой нашего времени?», «Я и Базаров», «Я в дружбу верю горячо». 2) «Проблема преступления и наказания в творчестве Ф.М.Достоевского».3) «У нас на всех всего одна Земля - другой Земли у нас уже не будет…»
В ходе проведения последнего из упомянутых семинаров обучающиеся ощутили единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную, тесную связь всего существующего на Земле. Говоря о проблемах, учащиеся подобрали и прочитали огромный литературный материал об охране животных, птиц, рыб, лесов, растений, водоемов, воздуха. Были созданы творческие группы: журналисты, читатели, оформители. Большая доля работы при подготовке к таким урокам ложится на плечи учителя: надо выбрать тему, подход к ней, составить план дискуссии, вопросы.
В практике используются также уроки-зачеты как в среднем звене, так и в старших классах.
Приведу в качестве примера зачет после изучения романа «Отцы и дети».
1 вариант заданий:
- Публицистика;
- Мировоззрение;
- Реализм;
- Нигилизм;
- Речь Павла Петровича (с примерами);
- В чем суть нигилизма.
2 вариант заданий:
- Индивидуализм;
- Драма;
- Романтизм;
- Нигилизм;
- Речь Базарова (с примерами);
- В чем суть названия романа.
На уроках литературы и русского языка в среднем звене часто прибегаю к такой форме, как интегрированный урок русского языка, литературы, музыки, изобразительного искусства.
Так, например, почти в каждом классе изучается тема «Родная природа в музыке и поэзии». Этот урок посвящен природе Севера, на нем звучат музыка, стихи Дм. Ушакова, Н. Рубцова, Андрея Волкова, Афанасия Шадрина. В качестве ещё одного примера хочется привести урок развития речи в 6 классе «Знакомая незнакомка», на котором учащиеся получают навыки описания пейзажа.
Цели урока:
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- формирование знаний о родном крае, воспитание чувства гордости за него;
- осуществление межпредметных связей для обеспечения понимания школьниками изучаемого материала;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развитие способностей видеть прекрасное, ценить и беречь его.
Так как широкие по объему и длительные по времени наблюдения шестиклассникам непосильны, целесообразно ориентировать их не на описание развернутых, обобщенных картин, а на создание конкретных по теме, маленьких по объему и совершенных по форме сочинений-миниатюр.
Одной из важных задач в 5-8 классах является воспитание чувства патриотизма, в этом помогают как уроки литературы с использованием регионального компонента, так и уроки русского языка.
Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого осваиваются уже в 5 классе. Для эффективности работы используются рабочие тетради с комплексным анализом текста с 5 по 9 классы. Тексты подобраны небольшие, есть задания по определению типа текста, подбору заголовка, по определению темы, идеи автора, нахождению изобразительно-выразительных средств. Работа по лингвистическому исследованию текста может проходить как во время урока, так и дома. Большим подспорьем в работе являются и рабочие тетради по русскому языку под редакцией Г. А. Богдановой.
В своей работе считаю главной задачей сделать так, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, получать знания.
Активные формы уроков литературы и русского языка применяю с 5 по 11 класс, причем начинаю с более простых (соревнования, игры), а затем формы усложняю. Чтобы уроки не были похожи один на другой, в центр внимания ставлю такие уроки, которые требуют самостоятельности и активности учащихся, будят их творческую мысль, вызывают желание высказать свое суждение, то есть делают ребят активными соучастниками процесса обучения.
Список литературы
Альбертова, Р.И. Активные формы преподавания литературы. - М.: Просвещение. -1991.
Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М.: Просвещение. -1988.
Богданова, О.Ю. Поэтика художественного текста на уроках литературы. – М.: Просвещение. -1997.
Русский язык за рубежом № 1,№ 4// Институт русского языка имени А.С.Пушкина. - М.: 1987.
Романова, Е.Н. Июль, гроза и поединок №7// Читаем, учимся,играем. – М.: Просвещение. – 2014.