12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александрова Людмила Владимировна36
Россия, Архангельская обл., Архангельск
2

Методические рекомендации «Использование технологий интерактивного обучения в деятельности учителя русского языка и литературы»

Александрова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 27»

Использование технологий интерактивного обучения

в деятельности учителя русского языка и литературы.

Предметное содержание в современной школе имеет целью формирование ключевых компетентностей как способность определять для себя границы ситуации, ставить перед собой задачу и организовывать ресурсы для её решения. Такое изменение цели требует новых способов реализации образовательного процесса. Использование технологий интерактивного обучения способствует развитию творческого мышления, устраняет доминирующую роль педагога в процессе присвоения знаний и опыта, учит учиться. В статье описаны некоторые технологии, успешно применяемые на уроках русского языка и литературы в течение нескольких лет, позволяющие сделать уроки более интересными, а главное, продуктивными.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

экстрактивная (пассивная) - ученик выступает в роли объекта обучения.

интраактивная (активная) - ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

интерактивная (inter -взаимный, act -действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивное обучение – это способ познания действительности, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свои собственные.

Термин «интерактивные методы» включает 2 группы взаимосвязанных методов:

обучение с использованием компьютера;

бескомпьютерное обучение, специально организованное учебное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты.

Технологии интерактивного обучения

Интерактивные технологии - это элементы интерактивной модели обучения, включаемые в структуру урока, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.

Учитель может выступать в нескольких ролях:

информатор-эксперт (излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса);

организатор-фасилитатор (налаживает взаимодействие учащихся);

консультант (помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые).

Интерактивную модель обучения в рамках урока можно внедрить через разные технологии и методы:

Работа в малых группах (в т. ч. парная)

Литература 10 класс.

Роман И.А Гончарова «Обломов».

Урок «Сравнительный анализ гл. 9 (часть 1) и гл. 9 (часть 4)». Задание по группам: Проанализируйте по предложенному плану гл. 9 в ч. 1 и гл. 9 в ч. 4 и ответьте на вопрос: «Почему Обломов так быстро прижился у Пшеницыной?»

Пейзаж

Течение жизни

Обстановка в доме, отношение к жизни

Что нарушает привычное течение жизни, покой?

Главное в жизни

Отношение к труду

Обетованная земля

Вывод

После работы с текстом и заполнения таблицы ответ на вопрос становится очевиден.

Итоговый урок по роману «Обломов»

Задание: Проанкетировать героев романа (групповая или парная работа). Определить, какие пункты анкеты наиболее важны для характеристики героев.

Анкета героев «Обломова» (Обломов, Штольц, Ольга Ильинская, Пшеницына)

1.Имя

2.Возраст

3.Национальность, вероисповедание
4.Место жительства

5.Занятия

6.Образ-символ

Такое задание может служить ключом для понимания образа.

Русский язык 6, 7 класс.

Сочинения по картинам (И.Айвазовский «Девятый вал», В.Васнецов «Богатыри»)

Ролевая (деловая) игра

Русский язык 10, 11 класс. «Эксперты ЕГЭ по проверке сочинения, часть 2, задание 27»

Метод проектов

Литература 11 класс

Роман Е.Замятина «Мы». Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в тоталитарном государстве, как разрушается естественная гармония мира и личности. Единое Государство отгорожено от остального мира, в нем уничтожены естественные потребности, все, что связано с нормальной жизнью человека. «Мы» – антиутопия, роман - предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного «я» (вместо имени номер, нефтяная еда, любовь по талонам) даже во имя самых прекрасных теорий.

После изучения романа даётся творческое задание (в группах): нарисовать Единое государство, отобразив особенности управления и отношения между гражданами. Результат - коллективные работы, в которых безликость и серость государства противопоставлены красочности и яркости мира, находящегося за Зелёной Стеной.

Русский язык 7 класс.

Публицистический стиль. Проект «Экологические проблемы в современном мире» (выступление по теме, создание плаката, подбор стихотворений по теме).

Ученик в роли учителя

Русский язык 5-9 класс.

Составление диктанта, диктовка и оценка учеником-учителем.

Мозговой штурм

В группе высказывается возможно большее количество разных идей, из которых потом отбираются и оцениваются наиболее удачные.

Литература 10 класс

Итоговый урок (фрагмент) по роману «Отцы и дети».

Проблемный вопрос: Почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Русский язык 6-9 класс.

Составление теста по типу ЕГЭ по изучаемым темам

Дерево решений

Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Литература 10 класс

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Урок «Схватка за вечерним чаем» (анализ главы 10).

Задание: Какие вопросы стали предметом спора? Какой вопрос главный? Кто одержал победу в споре? Докажите текстом.

Представление результатов исследования, обсуждение.

Итоговый урок (фрагмент) по роману «Отцы и дети». Задание: выделить сильные и слабые стороны нигилизма Базарова. Результаты представляются в виде таблицы.

Метод Джеффа

Для использования данного метода готовятся плакаты с ответами. Учитель задаёт проблемный вопрос. Ученики переходят под тот плакат, который соответствует их ответу, объясняют свой выбор. Если кто-то меняет своё мнение после объяснения, он может перейти под другой плакат.

Литература10 класс

А.Н.Островский «Гроза». Итоговый урок. Проблемный вопрос «Сила или слабость Катерины проявилась в её решении умереть?»

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:

- Интерактивная лекция

- Незаконченное предложение

- Суд от своего имени

- Урок-семинар, конференция

- Лекция с проблемным изложением

- Аквариум

- Карусель

- Дебаты, дискуссия.

Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо.

Источники:

http://festival.1september.ru/articles/417553/

http://petrovoy.ru/doc/164-intertech

works. tarefer.ru›70/100147/index.html

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.