12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Закорко Марина23
4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КОЛЛЕДЖЕ

Закорко Марина Владимировна, к.э.н., преподаватель

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий колледж ресторанного сервиса и торговли»

ТЕМА: «Использование интерактивного обучения, как личностно ориентированной технологии при проведении учебных занятий в колледже»

То, что я чувствую, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Конфуций

Обучение - это специально организованный процесс. Но мы учимся не только в аудиториях. Огромную часть своих знаний мы приобрели и продолжаем приобретать в ходе получения опыта.

Интерактивное обучение - это, прежде всего, активное диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Однако, в современном образовательном процессе преобладает пассивная форма обучения, в которой отсутствует диалог и взаимодействие между субъектами образовательного процесса, что и стало проблемой следования.[1 c.69]

Интерактивное обучение в системе среднего профессионального образования основано на прямом взаимодействии студентов друг с другом и с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальностьв которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Если рассматривать интерактивное обучение глубже, то речь идет не просто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений студентов в качестве вспомогательного материала, иллюстративного дополнения. Опыт студента-участника служит центральным источником познания. В традиционном обучении, я как преподаватель выполняю роль "фильтра", который пропускает через себя учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, одного из источников информации.

Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников и является личностно-ориентированной технологией современного образовательного процесса. (Рис.1) Используя такие формы организации познавательной деятельности, преследуются конкретные цели. Одна из таких целей, которые я достигаю - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Взаимодействие участников в ходе образовательного процесса Рис.1

Сt1709203154aa.gift1709203154ab.gift1709203154ac.gift1709203154ad.gif тудент



Пt1709203154ae.gift1709203154af.gift1709203154ag.gift1709203154ah.gift1709203154ai.gift1709203154aj.gif едагог Студент



Студент

Для эффективной реализации подготовки квалифицированных кадров в своей педагогической практике регулярно использую внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения. Которые позволяют, активизировать познавательную деятельность студентов, усиливают их интерес и мотивацию, развивают способность к самостоятельному обучению, обеспечивают связь между студентами и преподавателем.

Среди интерактивных форм проведения занятий выделяю и использую следующие:

деловая игра,

мозговой штурм;

виртуальная экскурсия.

Опыт проведения таких методов обучения показывает, что с их помощью можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые, порой недоступны, традиционному методу обучения: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы; давать целостное представление о профессиональной деятельности; учить практической работе, формировать умения и навыки индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать у студентов ответственное отношение к делу. [4 c.112]

Формы повышения активности использую в процессе преподавания ГПОУ «Донецкий техникум ресторанного сервиса и торговли» при изложении ПМ. 04 « Выполнение работ продавца продовольственных, непродовольственных товаров» - деловая игра. Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода, к каждому студенту является метод деловых игр. Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией (рис. 2). Деловая игра — это не просто совместное обучение, это совместная деятельность по приобретению умений и навыков сотрудничества, уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта.

Деловая игра «Гастрономические изделия» Рис.2

t1709203154ak.png

Также системно применяю в своей педагогической практике такой вид интерактивного обучения как «мозговой штурм». (Рис.3) Технология мозгового штурма — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают найти как можно большее количество вариантов решения. Широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Эта интерактивная форма используется при проблемных или тупиковых ситуациях. Сущность мозгового штурма заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений. Этот вид позволяет найти решения в сложных задачах. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм «Изготовление колбас» Рис.3

t1709203154al.png

Хорошо зарекомендовала себя ещё один форма интерактивного обучения – «виртуальная экскурсия», в ходе, которой происходит погружение в процесс производства. (Рис.4) Вообще-то, традиционная экскурсия – это форма обучения, при которой студенты получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью в естественных условиях (завод, цех, фабрика, лаборатория, учреждение культуры, историко-художественные памятники и т.п.). [3 c.321] Виртуальная экскурсия является одной из форм организации учебной работы и выполняет следующие функции: с помощью виртуальной экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; экскурсия укрепляет связь теории с практикой; играет важную роль в профессиональной ориентации студентов и др.

Виртуальная экскурсия Рис.4

t1709203154am.png

Главная задача при применении интерактивных форм обучения состоит в том, чтобы студенты не просто слушали, учили или делали, а понимали предмет. [5 c.43]Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивное обучение отвечает современным тенденциям профессионального образования и требованиям к подготовке специалистов по стандартам СПО, необходимым для успешной подготовки выпускаемых кадров.

Интерактивное обучение в ГПОУ «Донецкий техникум ресторанного сервиса и торговли» способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов и соответствует личностно-ориентированному подходу к обучению основанному на опытных знаниях каждого участника процесса.

Список литературных источников:

1. Садыков Т.М. История развития интерактивных технологий. Проблемы современного образования. – М.: Республика, 2016г. - 232с.

2. Блохин Н.В., Травин И.В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: методическое пособие. - К.: КГУ им. Н.А.Некрасова – 2003г. – 14с.

3. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: КНОРУС, – 2011г. – 432с.

4. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. - СПб.: Экономическая школа, 2001г. - 256с.

5. Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении. М.: Исследовательский центр: Проблем качества подготовки специалистов 2004г. – 126с.

6.Сайт для педагогов и воспитателей http://www.ped-kopilka.ru

7.Файловый архив для студентов http://www.studfiles.net



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.