Использование кейс-технологии на уроках математики для развития универсальных учебных действий обучающихся по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Ежкова Эльмира Мухарамовна
преподаватель МОГАПОУ «ПТ»
г. Магадан
Использование кейс-технологии на уроках математики
для развития универсальных учебных действий обучающихся
по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Аннотация: в методической разработке представлен опыт применения кейс-технологии на уроке математики при изучении раздела «Проценты».
Ключевые слова: технология, кейс-метод, метод обучения.
В сфере профессионального образования все чаще поднимается вопрос о повышении качества подготовки выпускников и соответствия их подготовки требованиям работодателей. Для получения результата необходимо средство, которое можно использовать в рамках системы профессионального образования, и как нельзя лучше, для этого подходит образовательная технология, такой технологией может стать кейс-метод.
Кейс-технология (от англ. «case» - случай) - интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса. Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение [1]
Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Считается, что оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений – несколько.
На своих уроках я активно применяю данный метод и предлагаю для вашего внимания один из разработанных мною кейсов.
Данный кейс разработан для студентов группы АВ-1, обучающихся про профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Формируемые профессиональные компетенции – ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей, ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей [2]
Кейс «Решение задач на проценты»
Вид кейса: исследовательский кейс
Тип кейса: практический кейс
Разработчик: преподаватель математики МОГАПОУ «СТК» Ежкова Э.М.
Содержание кейса:
Задание: В городе Магадане функционирует 3 основных магазина: АвтоМакс, Школа магазин, 1000 запчастей
Прайс-лист на ремкомплект на двигатель 1NZ-FE в трех магазинах (в рублях)
АвтоМакс | Школа магазин | 1000 запчастей | |
Поршневые кольца | 1200 | 1100 | 1400 |
Вкладыш (подшипники скольжения) | 5800 | 5600 | 6000 |
Сальник коренного вала | 400 | 380 | 420 |
Прокладка ГБЦ | 9500 | 9300 | 9200 |
Ремкомплект ГРМ | 12265 | 12200 | 12300 |
Свечи зажигания | 2000 | 1900 | 2200 |
Масло моторное (4л) | 4200 | 4100 | 4250 |
Масленый фильтр | 1600 | 1550 | 1400 |
Воздушный фильтр | 800 | 900 | 850 |
Топливный фильтр | 1300 | 1200 | 1400 |
Антифриз – охлаждающая жидкость для мотора (10 л) | 5600 | 5700 | 5500 |
Любую покупку в данных магазинах можно купить по дискотным картам с разным процентом скидок.
Дисконтная карта - это средство, гарантирующее получение потребителем скидки в торговых точках при соблюдении правил использования дисконтных карт.
Скидки по дисконтным картам у покупателя в магазинах.
Проблема: В каком из магазинов наиболее выгодно совершить покупку. Как выгодно потратить средства: за наличный расчет или за наличный расчет с использованием дисконтной карты.
Цель: Обучающиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее, выбрать наиболее выгодный вариант покупки и обосновать свой выбор.
Вопросы для обсуждения по материалам кейсов:
Обсудите в группах результаты исследования. Данные оформите в виде таблицы.
Опираясь на материалы кейса и результаты исследования, сравните стоимость покупки за наличный расчет и стоимость набора продуктов за наличный расчет с использованием дисконтной карты отдельно в группе по каждому магазину.
Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задачу:
Группа1. Анализ условий покупки в магазине «АвтоМакс»
Используя текст «кейса» проведите расчеты, чтобы узнать стоимость набора продуктов за наличный расчет и стоимость набора продуктов с использованием дисконтной карты в магазине «АвтоМакс». Сравните результаты.
Группа 2. Анализ условий покупки в магазине «Школа магазин»
Используя текст «кейса» проведите расчеты, чтобы узнать стоимость набора продуктов за наличный расчет и стоимость набора продуктов с использованием дисконтной карты в магазине «Школа магазин». Сравните результаты.
Группа 3. Анализ условий покупки в магазине «1000 запчастей»
Используя текст «кейса» проведите расчеты, чтобы узнать стоимость набора продуктов за наличный расчет и стоимость набора продуктов с использованием дисконтной карты в магазине «1000 запчастей». Сравните результаты.
Группа 4 (сильные обучающиеся). Анализ условий покупки в магазинах «АвтоМакс», «Школа магазин», «1000 запчастей».
Опираясь на материалы кейса и результаты исследования, сравните стоимость покупки за наличный расчет и стоимость набора продуктов за наличный расчет с использованием дисконтной карты отдельно в группе по каждому магазину.
Информационный материал:
Памятка
Процентом называют одну сотую 1%: 1/100; 0,01; 1:100.
Чтобы выразить число в процентах, надо это число умножить на 100, например:
0,58 = =(0,58 100)% = 58 %
Удобно сначала выразить число в виде десятичной дроби, а затем перенести запятую на два знака вправо и поставить %.
Примеры: 4 = 4,00 = 400 %; 5/10 = 0,5 = 50 %; ¾ = 0,75 = 75 %
Основные типы задач
Нахождение % отношения двух чисел.
Нахождение процентов данного числа.
Нахождение числа по его процентам.
1 тип. Нахождение процентного отношения двух чисел.
Задача: из 5100 рублей было удержано в качестве подоходного налога 663 рубля. Какой процент от заработной суммы составляет подоходный налог?
Решение1:
5100: 100=51(р) – составляет 1%
663: 51=13(%) – составляет подоходный налог.
Ответ: 13%
Решение 2:
663/ 5100*100% =13%
Ответ: 13%
Решение 3:
663 рубля – р%
5100 рублей – 100%
Составим пропорцию
663/5100=р/100
р=663*100/5100=13%
Ответ: 13%
Используемая литература:
Описание образовательной технологии «кейс-технология». – Электронный источник. Режим доступа: URL: https://edu.itmo.ru/files/95#:~:text=Кейс-технология%20(от%20англ.%20«case»%20—,деятельности%2C%20представленной%20в%20виде%20кейса (обращения: 26.01.2024г.)
ФГОС 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. - Электронный источник. Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-23-01-17-master-po-remontu-i-obsluzhivaniyu-avtomobiley-1581/ (обращения: 26.01.2024г.)