12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трифанова Ирина Владимировна364
Россия, Алтай респ., село Теньга
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»
2

Статья «Развитие универсальных учебных действий через приемы и методы технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Трифанова Ирина Владимировна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Теньгинская СОШ».

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.

Технологию обучения «развития критического мышления» (ТРКМ) можно рассматривать как общепедагогическую технологию с множеством взаимосвязанных элементов, которые помогают создавать условия для приобщения к самостоятельному получению знаний и формированию творческой личности.

Знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают на уроках, постепенно становятся основой других знаний, практической деятельности. Учитель в настоящее время в процессе получения знаний является тьютором. Заинтересовать ребенка, открыть в нем таланты, обеспечить их развитие – этим задачи поможет реализовать ТРКМ.

Предлагаю вашему вниманию приемы ТРКМ, которые могут помочь в формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания, применяемые мною для урока усвоения новых знаний.

Структура урока усвоения новых знаний

Организационный этап.

На данном этапе урока необходимо проследить настроение и настрой обучающихся на работу во время урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

На данной стадии урока для актуализации знаний и проверки пройденного материала можно использовать приём «Ромашка Блюма». Этот прием помогает проверить познавательные учебные действия. Например, после прохождения темы «Столетняя война» обучающиеся отвечают на основные вопросы: «Что это?», «Когда?», «Кто участники?», «Основные события…», «Что было бы, если этого события не было…»

Приём «Мозгового штурма» помогает активизировать знания обучающихся и настраивает их на восприятие нового материала, так и проверку пройденного материала. Можно предложить составляют рассказ из терминов, фамилий исторических личностей и исторических дат. Разгадывать кроссворд по ключевым словам и фразам.

При использовании приёма «Домысливание» обучающимся предлагаю термины из предстоящей темы урока, при помощи которых сформулируем цели урока: Узнаем…. Познакомимся…. Научимся…

Актуализация знаний.

Эта стадия урока позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Данную стадию урока, пожалуй, можно назвать основной, поскольку именно на этой стадии учащимся предъявляется новый учебный материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой информацией, с новыми идеями. Используемые приёмы: «пометки на полях», форма бортового журнала, лекции со стопами.

Например: «Лекция со стопами». Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. Лекция на тему «Религия» на уроке обществознания в 10 классе. В начале лекции рассматривается/обозначается проблема, которая обсуждается в конце урока «Что такое религия? Какую роль религия играет в жизни человека?». Во время «стопа» происходит обсуждение классификации религий, сравнение заповедей мировых религий, особенности изучаемых религий и т.д.

На уроках истории и обществознания интересно применять приём «Деловая игра». Приём «Деловая игра» помогает обучающимся использовать полученные знания в качестве реализации приобретенного материала на уроке. С помощью приема «Деловая игра» можно создать условия для формирования УУД: познавательные – поиск и выделение необходимой информации; регулятивные – прогнозирование результатов деятельности; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, способы взаимодействия; метапредметные – способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность. Пример применения приёма «Деловая игра» в 5 классе на уроке обществознания. На уроке по теме «Школа» обучающимся предлагаю опережающие задания для работы в группах: «Наша школа», «Школа моей мечты», «Школа в древности» и т.д. На этом же уроке обучающиеся представляют свои мини-проекты.

Первичное усвоение новых знаний.

На данном этапе урока необходимо создать условия для осознания блока новой учебной информации.

На своих уроках стараюсь использовать разнообразные методы и приемы для первичного усвоения новых знаний – это кластеры, фишбоуны, лента времени, приём «Верные или неверные утверждения», составление простого и развернутого плана и т.д. Подробнее хочу остановиться на приеме «Фишбоун» (рыбий скелет). Прием «Фишбоун» позволяет образно продемонстрировать ход какого-либо исторического события или явления. Например: на уроке обществознания в 10 классе по теме «Глобальные проблемы современности» «в голове рыбы» записывается суть вопроса «Глобальные проблемы современности» с одной стороны «скелета» записываем глобальные проблемы современности, с другой стороны причины возникновения данной проблемы. В «хвосте» пишем «Пути решения глобальных проблем современности». И в ходе работы, в группах обучающиеся приобретают навыки установления причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершения обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основным для этого этапа является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Финал урока, выход на применение тех знаний, умений, навыков, которые ребята получили в ходе урока. Данный этап предполагает эмоциональный всплеск у обучающихся, который был подготовлен работой мысли, чувства, воображения в ходе предыдущих этапов урока. Для этого используются приёмы синквейн, диаманта, незаконченное предложение, «плюс-минус-интересно» и др. Например: прием «эссе» (мини-сочинение). Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Например: на уроке обществознания в 7 классе по теме «Почему важно соблюдать законы» ребенок делает вывод в эссе «Для чего нужно соблюдать закон».

Современное информационное общество нуждается в совершенно новом типе людей, которые в первую очередь должны обладать умением планирования, гибкостью мышления, способностью усвоения новых знаний, коммуникацией. Задача современной школы создание условий, которые помогут сформировать людей нового типа, для чего необходимо развитие универсальных учебных действий через приемы и методы технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

 

Список использованной литературы:

Николаева А.Д. Маркова О.И. Метапредметные компетенции как педагогическая категория. Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4 [Электронный ресурс] https://www.science education.ru/ru/issue/view ?id=127 (время обращения 14:51. 11.01.2017).

2 Бойко О. Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. [Электронный ресурс] http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (время обращения 15:15. 11. 01. 2017).

 

Николаева А.Д. Маркова О.И. Метапредметные компетенции как педагогическая категория. Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4 [Электронный ресурс] https://www.science education.ru/ru/issue/view?id=127 (время обращения 14:51. 11.01.2017)

Бойко О. Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. [Электронный ресурс] http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (время обращения 15:15. 11. 01. 2017).

Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.