Урок «Использование приемов индивидуализации для развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики на основе краеведческих материалов»
Учебный предмет: математика
УМК : «Школа XXI века»
Тема урока: Использование приемов индивидуализации для развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики на основе краеведческих материалов
Педагогическая задача: формирование умения решения учебно-познавательных задач краеведческой направленности через организацию работы с маршрутным листом
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки объектов;
- понимание информации, представленной в виде текста, таблицы; дополнение недостающих данных;
- видение аналогий и использование их при освоении приемов вычислений;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности на основе заданных критериев;
-рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные УУД:
-планирование сотрудничества в процессе урока с учителем и одноклассниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД:
-установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-выражение положительного отношения к процессу познания.
Регулятивные УУД:
- формулирование цели учебной задачи, ее удержание до получения результата;
- разработка алгоритма решения учебной задачи с учетом конечного результата.
Ресурсы:
-проектор, ноутбук, экран;
-презентация к уроку;
-маршрутные листы для работы по теме урока;
- карандаши красного, зелёного, желтого цвета ;
-карточки со словами для формулировки этапов путешествия;
-магнитная доска, магниты (обязательно наличие магнитов красного, зелёного, желтого цвета);
-модель диаграммы для демонстрации анализа работы на уроке;
-пластиковые стаканчики, йогурт «Славянский».
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
1. |
Организационный |
||
2. |
Актуализация знаний/ субъектного опыта учащихся |
На доске – слайд с изображением пластыря, рюкзака, компаса, карты. -Рассмотрите предметы. Где они могут понадобиться? -Верно. Давайте вспомним, что такое путешествие и туристический поход. На доске слайд со словами «путешествие», «туристический поход». -Давайте сравним ваши ответы с формулировкой понятий из Википедии.
|
Рассматривают слайд, отвечают на вопросы. Пластырь, рюкзак, карта, компас могут понадобиться в походе, путешествии. Формулируют ответы. Зачитывают, сравнивают. Путешествие – это передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. Туристический поход , турпоход — групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по туристскому маршруту в оздоровительных, спортивных, познавательных и других целях. |
3. |
Постановка учебной задачи |
Работу на сегодняшнем уроке вы будете выполнять на специальных маршрутных листах. Подпишите их. -Предположите с опорой на данные слова, какова будет тема сегодняшнего урока? -Верно. Скоро наступит пора отпусков. Люди заранее планируют, как его будут проводить, куда поедут. -Отгадайте, куда мы совершим сегодня виртуальное путешествие: Глядятся в него молодые рябинки, На доске слайд с изображением диаграммы «Рейтинг знаменитых озёр Кировской области». -Какое это будет озеро, где оно находится, определите с помощью диаграммы. Запишите на отведенном месте свои ответы. -На основании чего вы сделали свой выбор? Ответ верный. Демонстрирует слайд на доске с фотографией Лежнинского озера. - Запишите название нашего путешествия на свободной строке в маршрутном листе. -Хотели бы вы летом побывать на этом озере? |
Тема урока : «Путешествие». Мы совершим путешествие на озеро. Запись в маршрутном листе: озеро Лежнинское. Количество человек, которые его посетили- 37. Это самое большое количество туристов из данных, представленных в диаграмме. Это Лежнинское озеро, которое находится в Пижанском районе Кировской области. Записывают в свободной строке «Путешествие на Лежнинское озеро Пижанского района Кировской области». Отвечают. |
4. |
Построение проекта выхода из затруднения |
- Что нужно сделать, чтобы путешествие состоялось? Учитель фиксирует план работы на доске. -Помогут нам осуществить наше путешествие знания, полученные на уроках математики. -Сформулируйте цель урока. |
-Нужно составить план путешествия. 1.Составить маршрут. 2.Вычислить примерную стоимость. 3.Рассчитать время, необходимое для путешествия. Дети обсуждают, исправляют . Цель урока: составить примерный маршрут путешествия на Лежнинское озеро , рассчитать его стоимость, затраченное время с использованием знаний, полученных на уроке математики. |
5. |
Реализация построенного проекта |
Начинаем работу. Каждый выполненный этап нашего запланированного путешествия вам надо будет оценить. Работать будем индивидуально и в парах. Если возникнут затруднения, можно обратиться за помощью к учителю. Что вы видите рядом с номером заданий на маршрутном листе? Если с задание вы справились самостоятельно, след ботинка нужно будет раскрасить зеленым цветом, если справились с заданием с помощью соседа по парте, желтым, если вам понадобилась помощь учителя, красным. Критерии оценивания, чтобы вы не забыли, записаны в маршрутном листе на последней странице. Найдите их. Потренируемся. -Оцените степень самостоятельности выполнения задания №1. На доске демонстрируется слайд с изображением новой фотографии Лежнинского озера. -Выполните задание №2 в маршрутном листе. Проверку нужно осуществить в парах. Демонстрируется слайд с фотографией Лежнинского озера «Озеро – место силы» -Оцените свою работу. -Почему Лежнинское озеро, по преданию марийского народа, является местом силы? |
-Мы видим след туристического ботинка. Находят критерии оценивания, перечитывают, если нужно. Закрашивают след ботинка в свой цвет, аргументируют. Читают текст, выполняют задания. Сверяют ответы в парах. Оценивают работу, закрашивают след. - Вода насыщена минералами, лечит болезни. |
6. |
Этап включения в систему знаний и повторения |
На доске слайд с изображением карты Кировской области и Пижанского района. -Найдите на карте области место расположения Пижанского района. -Через какие районы области мы поедем? -Через какой населённый пункт из Пижанки будем добираться до озера? - Сформулируйте цель работы. -Выполните задание №3. Запишите решение по действиям с пояснением. -Не забудьте оценить работу. -Мы выполнили наш первый пункт плана. - Переходим к следующему этапу плана. Сформулируйте его. -Где мы можем узнать информацию о стоимости билетов? Демонстрирует слайд с изображением кировского автовокзала. -На автовокзале существуют специальные информационные стенды для пассажиров. Демонстрирует слайд «Расписание движения автобусов». В маршрутном листе у вас точно такая же таблица. Дано расписание движения автобусов, следующих через поселок Пижанка. -Есть ли рейс, в котором конечной остановкой является нужный нам населенный пункт? -Сколько времени мы будем находиться в пути? -В какое время прибудем в Пижанку, если выедем утренним рейсом? -В какое время прибудем в Пижанку, если выедем вечерним рейсом? -В какое время нам удобнее выехать? -Какая информация из таблицы нам понадобится, чтобы выполнить второй пункт нашего плана? -Выполните задание №4. Демонстрирует слайд с фотографией пижанской автостанции. -Мы прибыли в поселок Пижанка. Дорога неблизкая, все проголодались и захотели пообедать в кафе. Знаете ли вы продукты, которыми знаменита Пижанка? Демонстрирует слайд с фотографией пельменей «Мечта» и йогурта «Славянский». -Кто пробовал эти продукты? Отправляемся на обед. Выполните задание №5. После вкусного обеда мы отправляемся на автобусе в село Обухово. -Какое колесо автобуса не будет вращаться при спуске с горы? -Наконец мы прибыли на место! Пред нами открывается прекрасный вид на самый глубокий водоем Кировской области. Демонстрирует слайд с фотографией поверхности озера. -Вычислите площадь поверхности Лежнинского озера. Выполните задание №6. -Какие знания нам потребуются, чтобы правильно решить задачу? Демонстрирует слайд со схематическим изображением изображением озера, на которое нанесена разметка в виде клеток. - Переходим к выполнению последнего пункта нашего плана. Сформулируйте его. -Посчитайте примерное время, затраченное на путешествие с учетом ночевки на озере. Демонстрирует слайд с фотографией озера в темное время суток. -Можно ли запланировать такое путешествие на выходные? -Напомните, сколько времени мы добирались от Кирова до Пижанки? -Обратно нам это удалось сделать всего лишь за 240 минут. Почему так получилось? |
- Находят на карте области Пижанку и границы Пижанского района. -Мы поедем через Оричевский, Верхошижемский, Советский районы. -Нужно будет из Пижанки доехать до села Обухово, потом идти пешком до озера. - Нужно составить маршрут путешествия. Решают задачу, записывают решение. Проверяют работу в парах, исправляют допущенные ошибки. Оценивают. - Вычислить примерную стоимость билетов. Предполагают: на вокзале, через интернет, спросить у знакомых, если они уже туда ездили. Рассматривают слайд с фотографией кировского автовокзала. Рассматривают слайд с таблицей расписания движения автобусов. Отвечают с опорой на таблицу. Примерно 4 часа, это написано в таблице. Прибудем в Пижанку в 14 ч 30 мин. Прибудем в Пижанку в 22 ч 10 мин. Удобнее выехать утренним рейсом. Нам нужна информация о стоимости билетов. Решают задачу. Записывают решение по действиям с пояснением. Оценивают работу. Отвечают: семечки, пельмени «Мечта», йогурты, творог. - Составляют меню, определяют, останется ли сдача. Записывают решение задачи. Проверяют. Оценивают. Задача-шутка: запасное. Рассматривают изображение. Нужно вспомнить правила работы с палеткой: сосчитать количество целых клеток, записать, прибавить к ним количество неполных клеток, деленное на 2. Обращают внимание на данные о площади одной клетки. Проверяют, оценивают работу. Определить количество времени на путешествие. 4 часа от Кирова до Пижанки. Примерно 30 минут от Пижанки до села Обухово, час пешком от Обухова до озера. Это примерно 5 с половиной часов. Если мы прибыли в Пижанку в 14.30,то на озере без учета обеда мы могли бы оказаться примерно в 16 часов. Днем нам нужно спланировать выезд в Киров, чтобы оказаться дома не поздно ночью. То есть из Пижанки выехать надо примерно в 14 часов. В Кирове окажемся в 18ч. Таким образом, на путешествие потратим примерно 31 час 30 минут. Да, можно. Так как это путешествие по нашей области, можно провести выходные на природе. Мы добирались 4 часа. Задача-шутка: 240 минут=4 часам. Время не изменилось. |
7. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Путешествие подошло к концу. -Назовите тему урока. -Какую цель мы ставили перед собой? -Что мы делали для достижения цели? -Удалось ли достичь цели? -Если не достигли, как действовать в сложившейся ситуации? В чем были трудности? Как удалось из разрешить? - Найдите в маршрутном листе задание «Итог урока». Выполните его. -Возьмите магнит того цвета, какой цвет следов у вас преобладает в листе. -Построим диаграмму успешности нашей работы. |
«Путешествие на Лежнинское озеро Пижанского района Кировской области». Цель урока: составить примерный маршрут путешествия на Лежнинское озеро , рассчитать его стоимость, затраченное время с использованием знаний, полученных на уроке математики. -Мы составили план: 1.Составить маршрут. 2.Вычислить примерную стоимость. 3.Рассчитать время, необходимое для путешествия. Анализируют, предлагают свои варианты выхода из ситуации, если не достигли цели. Отвечают на вопросы. Подсчитывают количество следов разного цвета и записывают результаты. Магниты прикрепляют на доску в линии по цветам снизу вверх. По количеству магнитов делают вывод, как класс справился с заданием: самостоятельно, с помощью одноклассников или преобладала помощь учителя. |
8. |
Информация о домашнем задании |
Сегодня на уроке вы приобрели достаточно знаний , чтобы самим составить задачу о Лежнинском озере. В маршрутном листе выполните задание №7. Постарайтесь, чтобы задача была интересна одноклассникам! Все участники сегодняшнего путешествия получают благодарность за выполненную работу и награждаются стаканчиком брендового пижанского напитка – йогурта «Славянского». |
Пробуют напиток. |