Урок «Использование приемов индивидуализации для развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики на основе краеведческих материалов»

1
0
Материал опубликован 9 March 2019

Учебный предмет: математика

УМК : «Школа XXI века»

Тема урока: Использование приемов индивидуализации для развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики на основе краеведческих материалов

Педагогическая задача: формирование умения решения учебно-познавательных задач краеведческой направленности через организацию работы с маршрутным листом

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки объектов;

- понимание информации, представленной в виде текста, таблицы; дополнение недостающих данных;

- видение аналогий и использование их при освоении приемов вычислений;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности на основе заданных критериев;

-рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные УУД:

-планирование сотрудничества в процессе урока с учителем и одноклассниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

-установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-выражение положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные УУД:

- формулирование цели учебной задачи, ее удержание до получения результата;

- разработка алгоритма решения учебной задачи с учетом конечного результата.

Ресурсы:

-проектор, ноутбук, экран;

-презентация к уроку;

-маршрутные листы для работы по теме урока;

- карандаши красного, зелёного, желтого цвета ;

-карточки со словами для формулировки этапов путешествия;

-магнитная доска, магниты (обязательно наличие магнитов красного, зелёного, желтого цвета);

-модель диаграммы для демонстрации анализа работы на уроке;

-пластиковые стаканчики, йогурт «Славянский».

Ход урока

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный

   

2.

Актуализация знаний/ субъектного опыта учащихся

На доске – слайд с изображением пластыря, рюкзака, компаса, карты.

-Рассмотрите предметы. Где они могут понадобиться?

-Верно. Давайте вспомним, что такое путешествие и туристический поход.

На доске слайд со словами «путешествие», «туристический поход».

-Давайте сравним ваши ответы с формулировкой понятий из Википедии.

 

Рассматривают слайд, отвечают на вопросы.

Пластырь, рюкзак, карта, компас могут понадобиться в походе, путешествии.

Формулируют ответы.

Зачитывают, сравнивают.

Путешествие – это передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

Туристический поход , турпоход — групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по туристскому маршруту в оздоровительных, спортивных, познавательных и других целях.

3.

Постановка учебной задачи

Работу на сегодняшнем уроке вы будете выполнять на специальных маршрутных листах. Подпишите их.

-Предположите с опорой на данные слова, какова будет тема сегодняшнего урока?

-Верно. Скоро наступит пора отпусков. Люди заранее планируют, как его будут проводить, куда поедут.

-Отгадайте, куда мы совершим сегодня виртуальное путешествие:

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряют косынки,
Глядятся в него молодые березки —
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды — все в нем отражается.
Как же это зеркало называется?

На доске слайд с изображением диаграммы «Рейтинг знаменитых озёр Кировской области».

-Какое это будет озеро, где оно находится, определите с помощью диаграммы. Запишите на отведенном месте свои ответы.

-На основании чего вы сделали свой выбор?

Ответ верный.

Демонстрирует слайд на доске с фотографией Лежнинского озера.

- Запишите название нашего путешествия на свободной строке в маршрутном листе.

-Хотели бы вы летом побывать на этом озере?

Тема урока : «Путешествие».

Мы совершим путешествие на озеро.

Запись в маршрутном листе: озеро Лежнинское.

Количество человек, которые его посетили- 37. Это самое большое количество туристов из данных, представленных в диаграмме.

Это Лежнинское озеро, которое находится в Пижанском районе Кировской области.

Записывают в свободной строке «Путешествие на Лежнинское озеро Пижанского района Кировской области».

Отвечают.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

- Что нужно сделать, чтобы путешествие состоялось?

Учитель фиксирует план работы на доске.

-Помогут нам осуществить наше путешествие знания, полученные на уроках математики.

-Сформулируйте цель урока.

-Нужно составить план путешествия.

1.Составить маршрут.

2.Вычислить примерную стоимость.

3.Рассчитать время, необходимое для путешествия.

Дети обсуждают, исправляют .

Цель урока: составить примерный маршрут путешествия на Лежнинское озеро , рассчитать его стоимость, затраченное время с использованием знаний, полученных на уроке математики.

5.

Реализация построенного проекта

Начинаем работу.

Каждый выполненный этап нашего запланированного путешествия вам надо будет оценить. Работать будем индивидуально и в парах. Если возникнут затруднения, можно обратиться за помощью к учителю.

Что вы видите рядом с номером заданий на маршрутном листе?

Если с задание вы справились самостоятельно, след ботинка нужно будет раскрасить зеленым цветом, если справились с заданием с помощью соседа по парте, желтым, если вам понадобилась помощь учителя, красным. Критерии оценивания, чтобы вы не забыли, записаны в маршрутном листе на последней странице. Найдите их.

Потренируемся.

-Оцените степень самостоятельности выполнения задания №1.

На доске демонстрируется слайд с изображением новой фотографии Лежнинского озера.

-Выполните задание №2 в маршрутном листе. Проверку нужно осуществить в парах.

Демонстрируется слайд с фотографией Лежнинского озера «Озеро – место силы»

-Оцените свою работу.

-Почему Лежнинское озеро, по преданию марийского народа, является местом силы?

-Мы видим след туристического ботинка.

Находят критерии оценивания, перечитывают, если нужно.

Закрашивают след ботинка в свой цвет, аргументируют.

Читают текст, выполняют задания. Сверяют ответы в парах.

Оценивают работу, закрашивают след.

- Вода насыщена минералами, лечит болезни.

6.

Этап включения в систему знаний и повторения

На доске слайд с изображением карты Кировской области и Пижанского района.

-Найдите на карте области место расположения Пижанского района.

-Через какие районы области мы поедем?

-Через какой населённый пункт из Пижанки будем добираться до озера?

- Сформулируйте цель работы.

-Выполните задание №3. Запишите решение по действиям с пояснением.

-Не забудьте оценить работу.

-Мы выполнили наш первый пункт плана.

- Переходим к следующему этапу плана. Сформулируйте его.

-Где мы можем узнать информацию о стоимости билетов?

Демонстрирует слайд с изображением кировского автовокзала.

-На автовокзале существуют специальные информационные стенды для пассажиров.

Демонстрирует слайд «Расписание движения автобусов».

В маршрутном листе у вас точно такая же таблица.

Дано расписание движения автобусов, следующих через поселок Пижанка.

-Есть ли рейс, в котором конечной остановкой является нужный нам населенный пункт?

-Сколько времени мы будем находиться в пути?

-В какое время прибудем в Пижанку, если выедем утренним рейсом?

-В какое время прибудем в Пижанку, если выедем вечерним рейсом?

-В какое время нам удобнее выехать?

-Какая информация из таблицы нам понадобится, чтобы выполнить второй пункт нашего плана?

-Выполните задание №4.

Демонстрирует слайд с фотографией пижанской автостанции.

-Мы прибыли в поселок Пижанка. Дорога неблизкая, все проголодались и захотели пообедать в кафе.

Знаете ли вы продукты, которыми знаменита Пижанка?

Демонстрирует слайд с фотографией пельменей «Мечта» и йогурта «Славянский».

-Кто пробовал эти продукты?

Отправляемся на обед. Выполните задание №5.

После вкусного обеда мы отправляемся на автобусе в село Обухово.

-Какое колесо автобуса не будет вращаться при спуске с горы?

-Наконец мы прибыли на место! Пред нами открывается прекрасный вид на самый глубокий водоем Кировской области.

Демонстрирует слайд с фотографией поверхности озера.

-Вычислите площадь поверхности Лежнинского озера.

Выполните задание №6.

-Какие знания нам потребуются, чтобы правильно решить задачу?

Демонстрирует слайд со схематическим изображением изображением озера, на которое нанесена разметка в виде клеток.

- Переходим к выполнению последнего пункта нашего плана. Сформулируйте его.

-Посчитайте примерное время, затраченное на путешествие с учетом ночевки на озере.

Демонстрирует слайд с фотографией озера в темное время суток.

-Можно ли запланировать такое путешествие на выходные?

-Напомните, сколько времени мы добирались от Кирова до Пижанки?

-Обратно нам это удалось сделать всего лишь за 240 минут. Почему так получилось?

- Находят на карте области Пижанку и границы Пижанского района.

-Мы поедем через Оричевский, Верхошижемский, Советский районы.

-Нужно будет из Пижанки доехать до села Обухово, потом идти пешком до озера.

- Нужно составить маршрут путешествия.

Решают задачу, записывают решение. Проверяют работу в парах, исправляют допущенные ошибки.

Оценивают.

- Вычислить примерную стоимость билетов.

Предполагают: на вокзале, через интернет, спросить у знакомых, если они уже туда ездили.

Рассматривают слайд с фотографией кировского автовокзала.

Рассматривают слайд с таблицей расписания движения автобусов.

Отвечают с опорой на таблицу.

Примерно 4 часа, это написано в таблице.

Прибудем в Пижанку в 14 ч 30 мин.

Прибудем в Пижанку в 22 ч 10 мин.

Удобнее выехать утренним рейсом.

Нам нужна информация о стоимости билетов.

Решают задачу. Записывают решение по действиям с пояснением.

Оценивают работу.

Отвечают: семечки, пельмени «Мечта», йогурты, творог.

- Составляют меню, определяют, останется ли сдача.

Записывают решение задачи.

Проверяют.

Оценивают.

Задача-шутка: запасное.

Рассматривают изображение.

Нужно вспомнить правила работы с палеткой: сосчитать количество целых клеток, записать, прибавить к ним количество неполных клеток, деленное на 2.

Обращают внимание на данные о площади одной клетки.

Проверяют, оценивают работу.

Определить количество времени на путешествие.

4 часа от Кирова до Пижанки. Примерно 30 минут от Пижанки до села Обухово, час пешком от Обухова до озера. Это примерно 5 с половиной часов.

Если мы прибыли в Пижанку в 14.30,то на озере без учета обеда мы могли бы оказаться примерно в 16 часов.

Днем нам нужно спланировать выезд в Киров, чтобы оказаться дома не поздно ночью. То есть из Пижанки выехать надо примерно в 14 часов. В Кирове окажемся в 18ч. Таким образом, на путешествие потратим примерно 31 час 30 минут.

Да, можно. Так как это путешествие по нашей области, можно провести выходные на природе.

Мы добирались 4 часа.

Задача-шутка: 240 минут=4 часам. Время не изменилось.

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Путешествие подошло к концу.

-Назовите тему урока.

-Какую цель мы ставили перед собой?

-Что мы делали для достижения цели?

-Удалось ли достичь цели?

-Если не достигли, как действовать в сложившейся ситуации?

В чем были трудности?

Как удалось из разрешить?

- Найдите в маршрутном листе задание «Итог урока».

Выполните его.

-Возьмите магнит того цвета, какой цвет следов у вас преобладает в листе.

-Построим диаграмму успешности нашей работы.

«Путешествие на Лежнинское озеро Пижанского района Кировской области».

Цель урока: составить примерный маршрут путешествия на Лежнинское озеро , рассчитать его стоимость, затраченное время с использованием знаний, полученных на уроке математики.

-Мы составили план:

1.Составить маршрут.

2.Вычислить примерную стоимость.

3.Рассчитать время, необходимое для путешествия.

Анализируют, предлагают свои варианты выхода из ситуации, если не достигли цели.

Отвечают на вопросы.

Подсчитывают количество следов разного цвета и записывают результаты.

Магниты прикрепляют на доску в линии по цветам снизу вверх.

По количеству магнитов делают вывод, как класс справился с заданием: самостоятельно, с помощью

одноклассников или преобладала помощь учителя.

8.

Информация о домашнем задании

Сегодня на уроке вы приобрели достаточно знаний , чтобы самим составить задачу о Лежнинском озере.

В маршрутном листе выполните задание №7.

Постарайтесь, чтобы задача была интересна одноклассникам!

Все участники сегодняшнего путешествия получают благодарность за выполненную работу и награждаются стаканчиком брендового пижанского напитка – йогурта «Славянского».

Пробуют напиток.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации