Самоанализ педагогической деятельности «Использование ИКТ при подготовке конкурентоспособных специалистов по профессиям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Оператор станков с ЧПУ»
Пояснительная записка к презентации
Использование элементов инновационных образовательных технологий при подготовке конкурентоспособных специалистов по профессиям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Оператор станков с ЧПУ»
Выполнил: преподаватель специальных дисциплин по профессиям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Оператор станков с ЧПУ» А.В. Балацкий
Одним из основных направлений развития современного образования является модернизация обучения, внедрение новых форм и методов, использование в работе преподавателями новых технологий. В настоящее время система обучения должна быть построена таким образом чтобы:
формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
развивать междисциплинарные умения и навыки;
формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
приоритетно развивать познавательный интерес учащихся;
был реализован принцип связи обучения с жизнью.
Результатом данной работы в области начальной профессиональной подготовки является повышение качества знаний учащихся, формирование не просто выпускника с базовым уровнем знаний, а развитой личности, умеющей ставить перед собой цели и задачи, решать их, используя для этого полученные знания, основанные на применении новейших форм и методов в обучении. В итоге этих изменений в сфере начального профессионального образования должна быть достигнута цель – повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Одним из перспективных направлений модернизации обучения выступает внедрение таких элементов технологий как проектная деятельность учащихся, информационные технологии и использование тренажёров, что позволяет вывести учебно-профессиональную деятельность на новый качественный уровень. На уроках специальных дисциплин мною применяется:
1. Проектное обучение.
проектное обучение - важнейший фактор развития образования.
Проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта, как результата реализации этой деятельности.
Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. Основой проектной деятельности является: развитие познавательных навыков; умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение видеть, формулировать и решать проблему.
Одним из основных несомненных достоинств проектирования, при организации учебно-профессиональной деятельности, является связь теории с практикой: с одной стороны используя в процессе создания проекта информацию, знания и собственный опыт учащиеся конструируют свою деятельность практически, с другой стороны осознавая и осмысливая свою практическую деятельность, учащиеся вовлекаются в активный мыслительный процесс.
Проект - это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта, ведущим субъектом которого становится учащийся.
Этапы проектирования:
Выбор темы исследования, формирование его цели и задач.
Сбор предварительных данных об объекте изучения, приемах и методах работы.
Установление последовательности работы, составление плана, проектирование эксперимента.
4. Отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения поставленной цели.
Выполнение и регистрация хода работы.
Анализ результатов работы и формулировка выводов.
Уточнение плана и написание отчета (реферата).
Литературное оформление работы.
Важно заметить, что моя работа в качестве преподавателя - руководителя проектов очень важна и полезна. Руководство деятельностью учащихся позволяет совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят. Кроме того, и для самого педагога важно включение в исследовательскую деятельность, открытие для себя нового, как в содержании преподаваемого материала, так и в методике его преподавания.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как учащимся, так и педагогам), невозможный при других формах обучения. Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
К разновидностям задания можно отнести два типа проектов – краткосрочный и долговременный.
Краткосрочный проект - определяет небольшой промежуток времени между получением задания и сроком его выполнения. Возможно решение потемных задач после изучения определенной темы или постановка проблемы перед изучением темы отдельным учащимся.
Долговременным проектом - является написание письменной квалификационной работы в двух вариантах:
написание работы по требованию стандарта;
изложение материала в виде презентации (слайд-шоу).
Второй пункт является необязательным, но по опыту работы можно сказать, что защита работы, сопровождаемая наглядностью, предварительно подготовленных плакатов и сопровождаемого текста, помогает учащемуся увереннее и лучше излагать свой материал.
Обязательно, в конце работы, указать источники своей работы, а в частности литературный и электронный источники.
2. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе.2.1 Компьютерное тестирование.
Важной для реализации возможностей современных образовательных технологий является проблема совершенствования форм и методов педагогической диагностики, от качества которой зависит эффективность управления педагогическим процессом и качеством образования в целом. Наиболее распространенным методом педагогической диагностики на основе информационных технологий является компьютерное тестирование - способ проведение тестирования, в ходе которого вопросы и задания предъявляются на мониторе компьютера. Данная технология обладает следующими достоинствами:
преподаватель освобождается от рутинной, трудоемкой работы;
обеспечивается объективность оценки;
достигается быстрота обратной связи по результатам тестирования;
обеспечивается возможность регулярно пополнять и модифицировать систему тестовых заданий.
На занятиях применяю многоуровневую тестовую систему, которая позволяет индивидуально подходить к определенным группам учащихся. Более сильной по знанию группе учащихся, предлагается тест 1 уровня, более слабым группам, тесты 2 и 3 уровня соответственно. Эта система может использоваться как на компьютере, так и в раздаточном материале.
Также при проведении повторительно-обобщающего урока я использую компьютерные тесты по заданной тематике. Процесс тестирования организуется при помощи соответствующих гиперссылок и анимации. (При отсутствии необходимой для просмотра программы, установить ее с прилагаемого диска)
2.2 Занятия с мультимедийной поддержкой.
Достоинствами данной информационной технологии при организации учебного процесса является повышение наглядности доносимого материала. Компьютерная анимация в 3D формате позволяет увидеть работу узла или агрегата со всех сторон и виртуально разобрать его на детали. Она может демонстрироваться в начале, в конце или в середине занятия.
Слайд-шоу. Демонстрация слайд-шоу в течение всего занятия представляется малоэффективной. Презентация не должна содержать большое количество слайдов (желательно не более 10-15), так как слишком длинная презентация приводит к утомлению учащихся, а соответственно - понижает эффективность восприятия информации.
3. Авторский обучающий тренажер
По мере развития и удешевления тренажерные технологии начинают проникать в образование. В любом тренажере есть механическая часть, имитирующая управление объектом, которая собственно и обеспечивает иллюзию управления, путем координации действий с визуальными, звуковыми и прочими эффектами. В современных тренажерах и в программах подготовки и обучения, основанных на них, закладываются принципы развития практических навыков с одновременной теоретической подготовкой. Это является неоспоримым достоинством тренажеров. Кроме того, наличие тренажеров развивает интерес учащихся в учебном процессе.
Идея создания тренажера для систем освещения и сигнализации мне пришла давно, но для реализации идеи необходимы финансовые средства, свободное время и заинтересованность учащихся, ради которых и создаются эти проекты.
В основу тренажера взята часть рулевого управления: рулевое колесо, рулевая колонка; и комбинированные переключатели с автомобиля японского производства TOYOTA CARINA. Именно с этой части, закрепленной на столе преподавателя струбцинами, и происходит общее управление тренажером.
Другая часть выполнена в виде стенда, на котором изображен автомобиль с видами сзади и спереди. Основой стенда является пластик с банерной самоклеющейся пленкой, на которой и изображены виды автомобиля. Мною были изготовлены и приклеены макеты фар и фонарей с установленными с обратной стороны стенда лампочками.
Данный тренажер используется в нескольких направлениях.
1.Тренажер необходим для выработки навыков и приемов управления приборами освещения и сигнализации. Часть управления является элементом с настоящего автомобиля, поэтому учащийся приучается к натуральному образцу.
2.Часть тренажёра является стендом, на котором показано размещение видимых элементов систем освещения и сигнализации и принцип расположения их на автомобиле.
3.На обратной стороне стенда наглядная принципиальная схема работы систем. В схему установлены натуральные образцы с автомобилей (соединительные провода, предохранители, реле, лампочки). Такая схема является поучительной т.к. учащийся визуально воспринимает принцип работы систем. На лабораторно-практических занятиях используя эту схему, создаются различные проблемные ситуации, решения на которые учащийся должен найти самостоятельно. Проблема создаётся искусственно: вместо целого предохранителя устанавливается перегоревший; целая лампочка заменяется на перегоревшую; меняются местами провода на реле; светодиодная лампочка разворачивается (имеет определенную полярность). При поиске неисправности учащийся осваивает специальные рабочие приборы: тестер, автомобильный пробник (контролька).
Я самостоятельно разработал конструктивные особенности тренажера. В создании тренажера активное участие принимали отдельные учащиеся. На данный тренажер прилагается рецензия ведущего конструктора ОАО «Аскольд» г.Арсеньева, Кукишева Владимира Максимовича (рецензия прилагается).
Таким образом, с точки зрения модернизации образования, данные элементы образовательных технологий выступают важным компонентом системы продуктивного обучения при начально-профессиональной подготовке. Их внедрение позволяет уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создает условия для смены видов работы и повышения качества подготовки специалистов.
Результаты внедрения данных инноваций на занятиях по специальным дисциплинам:
учащийся становится активным участником учебного процесса,
обеспечивается большая наглядность и интерес учащихся;
процесс обучения становится более разнообразным, интенсивным.
повышается познавательная активность и мотивация усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, тренажером.
применение компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного учащегося. Для учащегося важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок.
Повышение качества обучения с применением тренажера;
На основании опыта работы, можно сделать вывод, что использование элементов инновационных технологий сказывается на коэффициенте знаний учащихся и на оценках по защите письменных квалификационных работ.
Список использованной литературы.
Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд., перер. и доп. М.: Центр тестирования, 2005.
Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб.пособие.-М.-Домодедово:ВИПК МВД России,1999.-174 с.
Васильева Т.В. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей. (По материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года).
Гуленко ИЛ. Проблемы внедрения метода проектов в школе // Образование в современной школе. 2004. №12
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро,2009.-367с.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.: [в учебно-методическом пособии нового поколения представлены около 500 технологий обучения, воспитания и педагогические технологии на основе применения соврем. информац. средств]/ Г.К. Селевко: - М.: НИИ школьных технологий,2006. - 816с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).
Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 1971.
Cкаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1989.
Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко //Образование в современной школе.- 2008.-№1.-С.15-22.