Самоанализ педагогической деятельности «Использование ИКТ при подготовке конкурентоспособных специалистов по профессиям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Оператор станков с ЧПУ»

0
0
Материал опубликован 26 March 2020

Пояснительная записка к презентации

Использование элементов инновационных образовательных технологий при подготовке конкурентоспособных специалистов по профессиям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Оператор станков с ЧПУ»

 

Выполнил: преподаватель специальных дисциплин по профессиям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Оператор станков с ЧПУ» А.В. Балацкий

Одним из основных направлений развития современного образования является модернизация обучения, внедрение новых форм и методов, использование в работе преподавателями новых технологий. В настоящее время система обучения должна быть построена таким образом чтобы:

формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

развивать междисциплинарные умения и навыки;

формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

приоритетно развивать познавательный интерес учащихся;

был реализован принцип связи обучения с жизнью.

Результатом данной работы в области начальной профессиональной подготовки является повышение качества знаний учащихся, формирование не просто выпускника с базовым уровнем знаний, а развитой личности, умеющей ставить перед собой цели и задачи, решать их, используя для этого полученные знания, основанные на применении новейших форм и методов в обучении. В итоге этих изменений в сфере начального профессионального образования должна быть достигнута цель – повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Одним из перспективных направлений модернизации обучения выступает внедрение таких элементов технологий как проектная деятельность учащихся, информационные технологии и использование тренажёров, что позволяет вывести учебно-профессиональную деятельность на новый качественный уровень. На уроках специальных дисциплин мною применяется:

1. Проектное обучение.

проектное обучение - важнейший фактор развития образования.

Проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта, как результата реализации этой деятельности.

Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. Основой проектной деятельности является: развитие познавательных навыков; умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение видеть, формулировать и решать проблему.

Одним из основных несомненных достоинств проектирования, при организации учебно-профессиональной деятельности, является связь теории с практикой: с одной стороны используя в процессе создания проекта информацию, знания и собственный опыт учащиеся конструируют свою деятельность практически, с другой стороны осознавая и осмысливая свою практическую деятельность, учащиеся вовлекаются в активный мыслительный процесс.

Проект - это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта, ведущим субъектом которого становится учащийся.

Этапы проектирования:

Выбор темы исследования, формирование его цели и задач.

Сбор предварительных данных об объекте изучения, приемах и методах работы.

Установление последовательности работы, составление плана, проектирование эксперимента.

4. Отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения поставленной цели.

Выполнение и регистрация хода работы.

Анализ результатов работы и формулировка выводов.

Уточнение плана и написание отчета (реферата).

Литературное оформление работы.

Важно заметить, что моя работа в качестве преподавателя - руководителя проектов очень важна и полезна. Руководство деятельностью учащихся позволяет совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят. Кроме того, и для самого педагога важно включение в исследовательскую деятельность, открытие для себя нового, как в содержании преподаваемого материала, так и в методике его преподавания.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как учащимся, так и педагогам), невозможный при других формах обучения. Использование мультимедийных презентаций может обес­печить наглядность, которая способствует комплексному вос­приятию и лучшему запоминанию материала.

К разновидностям задания можно отнести два типа проектов – краткосрочный и долговременный.

Краткосрочный проект - определяет небольшой промежуток времени между получением задания и сроком его выполнения. Возможно решение потемных задач после изучения определенной темы или постановка проблемы перед изучением темы отдельным учащимся.

Долговременным проектом - является написание письменной квалификационной работы в двух вариантах:

написание работы по требованию стандарта;

изложение материала в виде презентации (слайд-шоу).

Второй пункт является необязательным, но по опыту работы можно сказать, что защита работы, сопровождаемая наглядностью, предварительно подготовленных плакатов и сопровождаемого текста, помогает учащемуся увереннее и лучше излагать свой материал.

Обязательно, в конце работы, указать источники своей работы, а в частности литературный и электронный источники.

2. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе.

2.1 Компьютерное тестирование.

Важной для реализации возможностей современных образовательных технологий является проблема совершенствования форм и методов педагогической диагностики, от качества которой зависит эффективность управления педагогическим процессом и качеством образования в целом. Наиболее распространенным методом педагогической диагностики на основе информационных технологий является компьютерное тестирование - способ проведение тестирования, в ходе которого вопросы и задания предъявляются на мониторе компьютера. Данная технология обладает следующими достоинствами:

преподаватель освобождается от рутинной, трудоемкой работы;

обеспечивается объективность оценки;

достигается быстрота обратной связи по результатам тестирования;

обеспечивается возможность регулярно пополнять и модифицировать систему тестовых заданий.

На занятиях применяю многоуровневую тестовую систему, которая позволяет индивидуально подходить к определенным группам учащихся. Более сильной по знанию группе учащихся, предлагается тест 1 уровня, более слабым группам, тесты 2 и 3 уровня соответственно. Эта система может использоваться как на компьютере, так и в раздаточном материале.

Также при проведении повторительно-обобщающего урока я использую компьютерные тесты по заданной тематике. Процесс тести­рования организуется при помощи соответст­вующих гиперссылок и анимации. (При отсутствии необходимой для просмотра программы, установить ее с прилагаемого диска)

 

2.2 Занятия с мультимедийной поддержкой.

Достоинствами данной информационной технологии при организации учебного процесса является повышение наглядности доносимого материала. Компьютерная анимация в 3D формате позволяет увидеть работу узла или агрегата со всех сторон и виртуально разобрать его на детали. Она может демонстрироваться в начале, в конце или в середине занятия.

Слайд-шоу. Демонстрация слайд-шоу в течение всего занятия представляется малоэффективной. Пре­зентация не должна содержать большое количество слайдов (желательно не более 10-15), так как слишком длинная презентация приводит к утомлению учащихся, а соответственно - по­нижает эффективность восприятия информации.

3. Авторский обучающий тренажер

По мере развития и удешевления тренажерные технологии начинают проникать в образование. В любом тренажере есть механическая часть, имитирующая управление объектом, которая собственно и обеспечивает иллюзию управления, путем координации действий с визуальными, звуковыми и прочими эффектами. В современных тренажерах и в программах подготовки и обучения, основанных на них, закладываются принципы развития практических навыков с одновременной теоретической подготовкой. Это является неоспоримым достоинством тренажеров. Кроме того, наличие тренажеров развивает интерес учащихся в учебном процессе.

Идея создания тренажера для систем освещения и сигнализации мне пришла давно, но для реализации идеи необходимы финансовые средства, свободное время и заинтересованность учащихся, ради которых и создаются эти проекты.

В основу тренажера взята часть рулевого управления: рулевое колесо, рулевая колонка; и комбинированные переключатели с автомобиля японского производства TOYOTA CARINA. Именно с этой части, закрепленной на столе преподавателя струбцинами, и происходит общее управление тренажером.

Другая часть выполнена в виде стенда, на котором изображен автомобиль с видами сзади и спереди. Основой стенда является пластик с банерной самоклеющейся пленкой, на которой и изображены виды автомобиля. Мною были изготовлены и приклеены макеты фар и фонарей с установленными с обратной стороны стенда лампочками.

Данный тренажер используется в нескольких направлениях.

1.Тренажер необходим для выработки навыков и приемов управления приборами освещения и сигнализации. Часть управления является элементом с настоящего автомобиля, поэтому учащийся приучается к натуральному образцу.

2.Часть тренажёра является стендом, на котором показано размещение видимых элементов систем освещения и сигнализации и принцип расположения их на автомобиле.

3.На обратной стороне стенда наглядная принципиальная схема работы систем. В схему установлены натуральные образцы с автомобилей (соединительные провода, предохранители, реле, лампочки). Такая схема является поучительной т.к. учащийся визуально воспринимает принцип работы систем. На лабораторно-практических занятиях используя эту схему, создаются различные проблемные ситуации, решения на которые учащийся должен найти самостоятельно. Проблема создаётся искусственно: вместо целого предохранителя устанавливается перегоревший; целая лампочка заменяется на перегоревшую; меняются местами провода на реле; светодиодная лампочка разворачивается (имеет определенную полярность). При поиске неисправности учащийся осваивает специальные рабочие приборы: тестер, автомобильный пробник (контролька).

Я самостоятельно разработал конструктивные особенности тренажера. В создании тренажера активное участие принимали отдельные учащиеся. На данный тренажер прилагается рецензия ведущего конструктора ОАО «Аскольд» г.Арсеньева, Кукишева Владимира Максимовича (рецензия прилагается).

Таким образом, с точки зрения модернизации образования, данные элементы образовательных технологий выступают важным компонентом системы продуктивного обучения при начально-профессиональной подготовке. Их внедрение позволяет уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создает условия для смены видов работы и повышения качества подготовки специалистов.

Результаты внедрения данных инноваций на занятиях по специальным дисциплинам:

учащийся становится активным участником учебного процесса,

обеспечивается большая наглядность и интерес учащихся;

процесс обучения становится более разнообразным, интенсивным.

повышается познавательная активность и мотивация усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, тренажером.

применение компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного учащегося. Для  учащегося важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок.

Повышение качества обучения с применением тренажера;

На основании опыта работы, можно сделать вывод, что использование элементов инновационных технологий сказывается на коэффициенте знаний учащихся и на оценках по защите письменных квалификационных работ.

 

Список использованной литературы.

 

Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд., перер. и доп. М.: Центр тестирования, 2005.

Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб.пособие.-М.-Домодедово:ВИПК МВД России,1999.-174 с.

Васильева Т.В. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей. (По материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года).

Гуленко ИЛ. Проблемы внедрения метода проектов в школе // Образование в современной школе. 2004. №12

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро,2009.-367с.

5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.

Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.: [в учебно-методическом пособии  нового поколения представлены около 500 технологий обучения, воспитания и педагогические технологии на основе применения соврем. информац. средств]/ Г.К. Селевко:  - М.: НИИ школьных технологий,2006. -  816с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).

Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 1971.

Cкаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1989.

Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко //Образование в современной школе.- 2008.-№1.-С.15-22.

Предварительный просмотр презентации

Использование информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) при подготовке конкурентоспособных специалистов по профессиям «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и «Оператор станков с ЧПУ» КГБ ПОУ «ПИК» Преподаватель спец.дисциплин А.В. Балацкий

В настоящее время система обучения должна быть построена таким образом чтобы: В настоящее время система обучения должна быть построена таким образом чтобы: формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивать междисциплинарные умения и навыки; формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; приоритетно развивать познавательный интерес учащихся; был реализован принцип связи обучения с жизнью.

Одним из перспективных направлений модернизации обучения выступает внедрение таких технологий как проектная деятельность учащихся, информационные технологии и использование тренажёров, что позволяет вывести учебно-профессиональную деятельность на новый качественный уровень. 1. Проектное обучение. К разновидностям задания можно отнести два типа проектов – краткосрочный и долговременный.

Краткосрочный проект определяет небольшой промежуток времени между получением задания и сроком его выполнения

Долговременный проект написание письменной квалификационной работы в двух вариантах: написание работы по требованию стандарта (word); изложение материала в виде презентации (слайд-шоу).

2. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе. 2.1 Компьютерное тестирование. многоуровневая тестовая система

Тестирование по программе Macromedia Flash 5

Компьютерная анимация позволяет увидеть работу представленных механизмов или агрегатов

3. Авторский обучающий тренажер

1.Тренажер необходим для выработки навыков и приемов управления приборами освещения и сигнализации. 1.Тренажер необходим для выработки навыков и приемов управления приборами освещения и сигнализации. 2.Часть тренажёра является стендом, на котором показано размещение видимых элементов систем освещения и сигнализации и принцип расположения их на автомобиле. 3.На обратной стороне стенда наглядная принципиальная схема работы систем, которая может использоваться для создания проблемных ситуаций.

Видимые элементы систем освещения и сигнализации Рулевое колесо с комбинированными переключателями

Принципиальная схема систем освещения и сигнализации

Многоуровневые задания как для автомехаников, так и для станочников

Обучение станочников провожу на тренажерах и непосредственно на станке

Большой ролью для дальнейшего качества обучения является самообразование преподавателя

Без практических навыков невозможно в полной мере обучать будущих специалистов, поэтому я периодически прохожу практику на производстве, а так же на профессиональном уровне занимаюсь ремонтом электрооборудования на автомобилях.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.