Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления»
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
через использование технологии развития критического мышления
Шарандина Валентина Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 53»
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Для того чтобы справится с любой задачей, ученик должен овладеть универсальными учебными действиями.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Одной из таких технологий и является технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, позволяют формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия (слайд 2).
С 1997 г. технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России (слайд 3).
В западной педагогике одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д., Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и другие (слайд 3).
Идея изменений современной образовательной парадигмы заключается в том, что, имея стандартные учебники и программы, необходимо воспитать детей, способных к успешной социализации в обществе, и как приоритетное направление – сформировать коммуникативные навыки, навыки работы с большим объемом информации (слайд 4).
Новизна опыта
Начиная с 2011 года, мною проводится адаптирование технологии развития критического мышления через чтение и письмо к обучению учащихся в основной и средней школе.
Трудоемкость использования РКМЧП заключается в том, что представленная технология предусматривает глубокую дифференцированную работу с каждым из учеников, учет его психологических особенностей и умственных способностей, ориентированность на побуждение внутренних мотивов познавательной деятельности.
Вследствие указанной трудоемкости можно выделить следующую особенность: реализация данной технологии представляется возможной во всех классах, где учитель использует либо отдельные приемы, либо технологию в целом, в зависимости от уровня обучаемости учащихся.
Технология опыта
Урок, построенный по технологии критического мышления, содержит три фазы (слайд 5). На каждой стадии урока используются определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность (слайд 6).
На фазе вызова это рассказ-предположение по ключевым словам, по заголовку, графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе работы, выслушивается, записывается, обсуждается (слайд 7).
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме в непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний «старого» к «новому» (слайд 8). Этому способствуют методы активного чтения (чтение с остановками, ИНСЕРТ), поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, методика «Шесть шляп».
На стадии рефлексии можно использовать как устные, так и письменные приемы: синквейн, составление словаря по тексту произведения, написание сочинений и т.д. Такие задания позволяют детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное (слайд 9).
На всех стадиях работы используются как индивидуальные, так и групповые методы работы, различные технологические методы и приемы (слайд 10), поощряется работа каждого ребенка.
Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях:
2011 г. - выступление по теме: «Методика организации научно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности» на региональной Интернет-конференции «Актуальные проблемы школьного исторического и обществоведческого образования» (слайд 11, приложение 1);
2011 г. – выступление по теме: «Организация учебно-исследовательской работы обучающихся ОУ» на городской педагогической конференции «Школа будущего» в секции «Создание системы работы с талантливыми и одаренными детьми» (приложение 2);
2012 г. - мастер-класс для учителей города «Метод «Шесть шляп мышления» в рамках ПДС «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Развитие универсальных учебных действий в урочной деятельности» (приложение 3);
2013 г. – выступление по теме: Использование информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет на уроках истории» на региональной научно-практической Интернет-конференции «Инновационные процессы в образовании: от теории к практике» (приложение 4);
2013 г. - проведение открытого внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию школьников по теме: «Что значит быть патриотом сегодня?» (с использованием технологии РКМЧП) в рамках городского модуля «Духовно-нравственное воспитание» (приложение 5, слайд 12);
2013 г. - проведение открытого урока истории по теме: «Древние государства» (с использованием технологии РКМЧП) в рамках областного методического (научного) семинара «Проектирование контрольно-оценочной деятельности на уроках истории» (приложение 6);
2014 г. - проведение открытого урока обществознания по теме: «Семья как социальный институт» (с использованием технологии РКМЧП) в рамках областного методического (научного) семинара «Использование электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС» (приложение 7).
Результативность реализации методической системы
Применение приемов технологии РКМЧП обеспечивает осознанное понимание текста. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию; коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать автора.
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию (в сравнении за 2 года) показал возрастание среднего тестового балла выпускников на 3,2%; а % участников, не преодолевших минимальный балл, снизился на 22,3% (приложение 8).
Учащиеся 9-11 классов постоянно участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде школьников (по истории, обществознанию, праву, избирательному праву, экономике), становятся победителями и призерами школьного и муниципального этапов (приложения 9, 10, слайд 13).
Благодаря применению РКМЧП активизировалась внеурочная деятельность учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах и викторинах; создают учебные и социальные проекты.
Ежегодно мои ученики принимают участие в школьной и городской научно-практической конференции учащихся «Знание – Поиск – Творчество – Труд», где становятся победителями и призерами (приложения 11, 12, 13).
В 2012 г. учащиеся приняли участие в городском конкурсе экскурсоводов «Курган: вчера, сегодня, завтра», разработав проект велосипедной экскурсии по городу под названием «Земля пленительного счастья (декабристы в Кургане)» (приложения 14, 15).
Начиная с 2007 г. мои ученики участвовали в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество», где становились победителями и призерами (приложения 16-21, слайды 14, 15).
Дети активно принимают участие и во Всероссийских конкурсах. Так, в 2012 году в игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры, приняло участие 23 моих ученика, из них – 3 заняли первое место в России (приложение 22, 23). Учащаяся 10 класса стала лауреатом Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ «Лаборатория историка: источник и метод» (приложение 24).
Адресная направленность опыта
Методика применения РКМЧП может быть использована не только учителями предметов гуманитарного цикла, но и преподавателями естественнонаучных дисциплин. Применение данной технология позволяет удовлетворить запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания.
Используемая технология может найти широкое применение в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяют при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении. Представленный опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.
Перспективность распространения, тиражируемость опыта
Технология предполагает открытую систему, поэтому продолжаю разработку отдельных приемов. В перспективе планирую доработать и усовершенствовать методический опыт, рассчитанный на педагогическое сообщество.
Логическое продолжение мой педагогический опыт находит в руководстве школьного МО учителей гуманитарных дисциплин, которое работает над реализацией методической темы: «Развитие способностей как фактор жизненной успешности».
Использованная литература
Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - № 3.
Заир-Бек С.Н. Основы педагогического проектирования - СПб, 1995.
Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления - М., 2001.
Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие / сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл - М., 1997.
Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.
Интернет-ресурсы
http://collegy.ucoz.ru – Коллеги – педагогический журнал
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей
http://konf-sot-2011.ucoz.ru – Конференция «Современные образовательные технологии»
http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования