Статья «Использование квалиметрических моделей для оценки деятельности учителя, учащихся и качества учебно-воспитательного процесса»

1
0
Материал опубликован 7 July

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИХСЯ И КАЧЕСТВА

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается создание и использование квалиметрических моделей для оценки деятельности педагога и учащихся с целью повышения качества образования. Представлены алгоритм разработки квалиметрической модели оценки качества учебно-воспитательного процесса и ориентировочная квалиметрическая модель деятельности учащихся

 

Ключевые слова: квалиметрия; квалиметрическая модель; оценка; качество учебно-воспитательного процесса

 

В условиях внедрения новых образовательных стандартов, перехода на новые образовательные программы главной задачей является повышение качества образования и управление им становится одной из главных задач школы. Существуют различные модели управления. Одна из них – это управление на диагностической основе. Поэтому на наш взгляд самая удобная и показательная квалиметрическая модель оценки деятельности учителя и учащегося.

Квалиметрия - наука о методах количественного оценивания качества продукции (лат. quales — качество + др.-греч. μετρέω — мерить), которая раскрывает возможность измерения любых качественных явлений на основе использования факторно-критериальных моделей. Она предоставляет комплексную оценку качества по совокупности показателей с применением соответствующей математической модели.

Квалиметрия - это не искусственно созданная наука. Еще во второй половине прошлого века производство в мире достигло такого уровня, когда критерием эффективности стала не столько количество произведенных товаров, сколько их качество. Поэтому конкуренция на рынке товаров требовала новых подходов, качество стало не просто объектом изучения, но и объектом планирования и управления в государственном масштабе. А это, в свою очередь, требовало ее измерения и оценки, потому что для того, чтобы управлять любым процессом, необходимо, прежде всего, научиться измерять его параметры. То есть, чтобы повысить качество, необходимо научиться ее количественно определять, а следовательно, разрабатывать объективные методики его оценки. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландским ученым Дж. Ван Етингеру и Дж. Ситтигу. По их мнению, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель будет группировать свойства в порядке их важности.

Таким образом, квалиметрия - наука о способах измерения показателей качества; она позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам и исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого объекта.

Преимуществом оценочной квалиметрической технологии является то, что ее использование дает возможность измерить результаты, которые фиксируют достижение цели на определенный момент времени. Осуществляется это благодаря соблюдению основных принципов квалиметрии:

совокупности определенных свойств исследуемого объекта;

иерархичности структуры свойств;

наличие стандарта качества;

специфических единиц измерения;

использование различных диагностических методов оценивания;

приоритетности факторов;

комплексной оценки качества.

Количественное оценивание в квалиметрии - это функция отношение значения показателя качества к эталону качества. Методология и инструментарий квалиметрии позволяют формализовать качественные характеристики соответствующих явлений и процессов с помощью их деления на простые, определить нормативный или стандартный ход через систему критериев - показателей развития.

Исследование универсального квалиметрического подхода позволило его использовать для разработки модели комплексного оценивания качества образования.

При сравнении результатов необходимо учитывать не столько полученные количественные показатели, сколько их динамику (рост или снижение) за определенное время. Ведь именно этот показатель будет характеризовать качество образования. Квалиметрический подход к измерению параметров личности способен стать тем действенным инструментом, с помощью которого появится возможность согласовать интересы всех участников педагогического процесса и оценить вклад каждого из них.

При использовании квалиметрического подхода реализуется один из главных принципов квалиметрии: учет взаимосвязи между сложными и простыми свойствами объекта путем создания стандарта, соответствующего модели идеального состояния объекта (качество) через декомпозицию свойств объекта происходит путем выделения основных параметров его развития, факторов и критериев проявления факторов. Таким образом, создается инструментарий для оценки состояния объекта - квалиметрический стандарт, который позволяет количественно отразить степень достижения объектом управления определенного состояния развития.

Для использования квалиметрической модели оценки качества учебно-воспитательного процесса необходимо рассмотреть алгоритм её разработки. Прежде всего это определение направлений деятельности, подлежащих квалиметрической оценке: организация учебно-воспитательного процесса, осуществление учебно-воспитательного процесса, результативность учебно-воспитательного процесса. Следующий этап - формирование групп по количеству направлений. Задачей для каждой группы является определение показателей, по которым можно проводить оценку по одному из направлений. Для более полного набора показателей следует учитывать мнение большего участников исследований. Поэтому следующий этап – это последовательный обмен листами с указанными показателями, дополнение их перечня. Обобщение по каждой группе показателей (составляющие деятельности) по определенному направлению (примерно 5-6 показателей) и определению весомости направлений деятельности.

Каждый эксперт (член группы) заносит в соответствующей колонки (номер столбца соответствует номеру эксперта) количество баллов, соответствующих значимости направления: при этом наиболее весомому направлению выставляется количество баллов, максимальное количество которых соответствует количеству направлений, а наименее весомый - 1. Баллы по другим направлениям выставляются в сторону уменьшения в порядке убывания их значимости. Так, если направлений 3, максимальное количество баллов - 3 присваивается наиболее весомому направлению. Следует помнить, что нельзя двум различным направлениям выставлять одинаковое количество баллов. В Приложении 1 представлены примеры выставления баллов, а также вычисления коэффициентов весомости.

Для того, чтобы рассчитать коэффициенты весомости необходимо подвести сумму каждой строки; вычислить общую сумму (сумму столбца Σ); рассчитать значимость как отношение суммы строки к общей сумме; округлить коэффициенты весомости до сотых и скорректировать таким образом, чтобы в сумме они составляли единицу. Далее нужно определить весомости по показателям (составляющими деятельности) в рамках каждого направления. В Приложении 2 представлен пример соответствующей формы. После этого на основе базовой квалиметрической модели разработать полученный вариант путем замены составляющих направлений, а также весомостей направлений и их составляющих.

Оценка по квалиметрической модели осуществляется следующим образом: необходимо добавить столбец «Степень проявления составляющих» и по каждому показателю выставить оценку:

1 - если деятельность осуществляется на оптимальном уровне;

0,75 - если деятельность осуществляется на достаточном уровне;

0,5 - если деятельность осуществляется на среднем уровне;

0,25 - если деятельность осуществляется на низком уровне;

0 - если деятельность по этому показателю не производилась.

 

По каждому направлению рассчитывается оценка. Вычисления оценки по каждому направлению происходит автоматически с помощью формул в MS Excel:

вычисляется произведение значимость составляющих × степень проявления составляющих;

находится сумма произведений в пределах каждого направления (Σ (весомость составляющих × степень проявления))

находится произведение суммы по каждому направлению и значимости направления (весомость направления × Σ (весомость составляющих × степень проявления составляющих)).

Например, для данных, представленных в Приложении 1 оценка составляет:

организация учебного процесса - 0,23; осуществления учебного процесса - 0,24; результативность учебного процесса - 0,25. Оценка качества учебно-воспитательного процесса составляет - 0,72. Построение диаграмм осуществляется автоматически. (Приложение 3)

Повторное оценивания происходит в следующей четверти (полугодии). Критерии оценки: > 0,75 - уровень деятельности учителя оптимальный; 0,65-0,75 - уровень деятельности учителя достаточный; 0,55-0,65 - уровень деятельности учителя средней; <0,55 - уровень деятельности учителя низок.

С целью повышения качества учебно-воспитательного процесса необходимо после каждого оценивания планировать соответствующие меры или давать рекомендации учителям, а затем, после следующего оценивания, судить об их эффективности.

Процесс создания квалиметрической модели деятельности учащихся также состоит из определения составляющих, по которым можно проводить оценку. (Приложение 4). Оценка по составленной модели осуществляется следующим образом: в столбик «Степень проявления составляющих» по каждому показателю выставляется оценка:

1 - если деятельность осуществляется на «5» баллов;

0,75 - если деятельность осуществляется на «4» балла;

0,5 - если деятельность осуществляется на «3» балла;

0,25 - если деятельность осуществляется на «2» балла;

0 - если деятельность по этому показателю не производилась.

Критерии оценки

> 0,75 - деятельность осуществляется на высоком уровне;

0,65-0,75 - деятельность осуществляется на достаточном уровне;

0,55-0,65 - деятельность осуществляется на среднем уровне;

<0,55 - деятельность осуществляется на низком уровне.

Создание квалиметрических моделей – это не способ показать уровень, а необходимость сравнения динамики за определенный промежуток времени.

Таким образом, использование квалиметрических моделей в педагогической практике дает объективную оценку в сравнении с личностной, позволяет извлекать максимум информации из количественных оценок и качественно оценивать состояние исследуемых объектов, кардинально совершенствовать управление учебно-воспитательным процессом, качественно решать задачи образования с учетом внедрения новых образовательных стандартов.

Приложение 1. Таблица 1

Направления деятельности

Направления

Весомость

1

2

3

4

5

Организация учебного процесса

8/30=0,27

1

2

1

1

3

8

Осуществление учебного процесса

12/30=0,40

2

3

3

2

2

12

Результативность учебного процесса

10/30=0,33

3

1

2

3

1

10

 

1,00

6

6

6

6

6

30

 

Приложение 2. Таблица 2

Организация учебного процесса

Составляющие направлений деятельности

Весомость

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

t1751904978aa.gif

 

Приложение 4. Таблица 3

Ориентировочная квалиметрическая модель деятельности учащихся

№ №

Направления

Весомость

Составляющие

Весомость составляющих

Степень проявления составляющих

І

Организация учебной деятельности

0,31

Готовность к уроку

0,23

 

 

 

 

 

Степень выполнения домашнего задания

0,25

 

 

 

 

 

Самодисциплина

0,17

 

 

 

 

 

Самоорганизация деятельности

0,16

 

 

 

 

 

Мотивация

0,19

 

 

 

Всего

 

 

1,00

 

 

ІІ

Осуществление учебной деятельности

0,32

Выполнение учебных требований

0,21

 

 

 

 

 

Активность на уроке

0,23

 

 

 

 

 

Степень самостоятельной деятельности

0,21

 

 

 

 

 

Уровень взаимодействия с учителем и другими учащимися

0,18

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

0,17

 

 

 

Всего

 

 

1,00

 

 

ІІІ

Результативность учебной деятельности

0,37

Уровень учебных достижений

0,23

 

 

 

 

 

Уровень сформированности общепредметных и ключевых компетентностей

0,25

 

 

 

 

 

Уровень сформированности учебных навыков

0,19

 

 

 

 

 

Уровень сформированности коммуникативных навыков

0,15

 

 

 

 

 

Системность знаний

0,18

 

 

 

Всего

 

 

1,00

 

 

 

 

Список литературы:

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192 с

Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М., 1990. - 144 с.

Гличев А.В. и др. Квалиметрия (ее содержание, задачи и методы). "Стандарты и качество", 1970, N 11

Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т. Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64).

Пинакис М.А. Эффективность педагогической деятельности как предмет анализа учителя: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1995

Романов, Д.А. Научно-методологические основы математизации педагогической науки и практики // Гуманизация образования. - 2009. - № 3.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.