12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трыкина Серафима Алексеевна17
преподаватель английского языка, учитель английского языка, классный руководитель, председатель методического объединения общеобразовательных дисциплин. работаю в организации с 2007 года Образование: - среднее профессиональное Педагогический колледж №2
Россия, Санкт-Петербург, Колпино
2

Статья «Новые методики оценки качества результатов образовательного процесса»



Тема моего доклада: 

 

Новые методики оценки качества результатов образовательного процесса.

В последнее время появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества.

Программа модернизации российского образования ориентирована на достижение нового качества образования. В педагогической литературе и практике распространено понятие «качество знаний».

 

 

Часто под «качеством знаний» понимают долю четверок и пятерок, полученных обучающимися по какому-либо предмету. При этом все понимают, что четверки и пятерки бывают разные и всерьез воспринимать отметки как выражение качества знаний нельзя.

Качество образования выражается в способности решать проблемы, имеющие социальную и личностную значимость. Иначе говоря, качество образования определяется соответствием его результатов социальным ожиданиям и запросам личности.

Всякая деятельность представляет собой процесс принятия и реализации решений.

В современных условиях возникает проблема принятия самостоятельного решения, за последствия которого отвечает сам человек, принимающий решение.

В программе модернизации образования делается попытка сформировать ориентации на достижение метапредметных результатов – на развитие у обучающихся способности решать определенные группы проблем в различных сферах жизнедеятельности (а не только в познавательной области и тем более не только в учебной деятельности).

 

 

Первая цель профессионального образования заключается в том, чтобы научить обучающихся организовывать свою деятельность – определять её цели, средства реализации, принимать решения, сотрудничать с другими людьми. Одним из аспектов этой цели является формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков.

Вторая цель профессионального образования состоит в том, чтобы научить обучающихся объяснять явления действительности.

Третья цель – научить обучающихся ориентироваться в мире ценностей, решать оценочные задачи, связанные с определением своей мировоззренческой, нравственной, гражданской позиции.

Четвертая цель образования – сформировать у обучающихся функциональные умения, необходимые для эффективного выполнения тех социальных ролей, которые типичны для современного человека.

Пятая цель заключается в формировании у обучающихся ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных сфер и видов деятельности. К ним относят коммуникативные, измерительные навыки, навыки обработки информации, навыки сотрудничества, самообучения и ряд других.

Следующая цель профессионального образования заключается в подготовке к трудовой деятельности. Подготовка к профессии в сегодняшних условиях включает формирование умения ориентироваться  на рынке труда. Она включает развитие способности принимать решение в ситуации риска. Понятно, что названная цель не может быть реализована в рамках отдельных учебных предметов. Она носит междисциплинарный характер.

Наконец, ещё она из целей заключается в создании так называемой «знаниевой» базы решения проблем – усвоении фактов, сведений, правил, научных понятий, закономерностей, принципов, теорий.

Общие цели профессионального образования станут реально действующими, если они будут конкретизированы на уровне отдельных ступеней профессионального образования, учебных предметов.

 

 

Смысл образования в том и состоит, чтобы включить учащихся в реальную жизнь и научить их «учиться не по учебникам».

Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо перейти от авторитарности и принуждения, присущих традиционным формам и методам оценки. Также, совмещать деятельность с обучаемыми по повышению качества результатов обучения, когда критерии оценивания того или иного задания разрабатываются вместе с обучающимися до начала работы над заданием. Ведь процесс обучения лучше всего идёт, когда обучающийся вовлечён в работу и получает от неё удовольствие. При таком условии каждый ученик знает, что от него ждет преподаватель, и, скорее всего, будет стремиться оправдать эти ожидания.

Переход на самоконтроль и самооценку требует наличия у обучающихся определенных умений контрольно-оценочной деятельности. Такими умениями учащиеся могут изначально не обладать.

 

 

В связи с этим необходимо предусмотреть целенаправленную работу по формированию у обучающихся приемов и способов самоконтроля и самооценки, таких как:

·               Отказаться от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания и перейти к оценке уровня владения компетентностями.

·               Ориентироваться не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели студенческой успешности, на сравнение сегодняшних достижений обучающегося с его собственными вчерашними достижениями.

·               Сменить практику разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, перейти на накопительную систему отметок.

 

 

В каждом образовательном учреждении целесообразно разработать целостную систему оценивания, соответствующую типу учреждения, реализуемым образовательным программам. Также учитывать современные тенденции развития практики оценивания достижений обучающихся как:

1.            Приоритет письменной формы оценки знаний над устной.

2.            Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке.

3.            Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении.

4.            Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства.

5.            Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-бальной шкалы в качестве основы.

Создаваемая система оценки должна иметь банк оценочных материалов, по крайней мере, для ступеней внутреннего контроля: входной контроль, по закреплению материала, четверти/полугодия, на рубеже курсов, при завершении образовательного учреждения. Для каждой ступени следует подготовить материалы, позволяющие оценить уровень сформированности ключевых компетенций, характерных для конкретного уровня контроля.

Для того, чтобы образование могло стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, необходимо: разработать материалы для оценивания общеобразовательного и профильного уровня подготовки с использованием многоуровневой балльной оценки, а также предусмотреть критерии «перевода» полученных результатов в привычные «тройки», «четверки», «пятерки».

В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки обучающихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Обучающийся, в зависимости от своих возможностей, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи обучения на этапе проверки и оценки достижений обучающегося при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.

 

 

Рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (ориентировочно, 100-балльная система) и характеризующая успеваемость и знания обучающихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (урок, четверть, полугодие, год).

 

 

Цель рейтинговой системы в образовательном процессе состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся. Поэтому в основе рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся, система поощрения хорошо успевающих обучающихся.

Конечная цель рейтинговой технологии — становление обучающегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью.

 

 

Рейтинговая система оценки знаний позволит решить следующие задачи:

1.  определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

2.  получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

3.  дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и т. п.);

4.  отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;

5.  повысить объективность оценки знаний.

 

 

Отметим функции рейтинговой технологии:

- креативная (формирование творческого потенциала обучающихся);

- стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);

- диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);

- коррекционная (корректировка влияний нововведений на развитие личности обучающихся).

- рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений).

 

 

При разработке оценочной шкалы можно применять следующие виды рейтинга:

- стартовый - это определение начального уровня знаний;

- дисциплинарный – включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;

- текущий – включает оценку работы обучающегося на уроках;

- творческий - это самостоятельная работа во внеурочное время.

 

Например, студенты, набравшие 80 – 100% от максимальной суммы баллов за год могут быть освобождены от итоговой рейтинговой работы. Обучающиеся, зная об этом, будут больше прилагать усилий, стараться, таким образом, будет повышаться мотивация обучающихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышаться качество знаний.

Каждый вид работы должен оцениваться соответствующим количеством баллов. Оценка работы обучающегося за определенный период обучения (урок, четверть, полугодие, год) осуществляется в соответствии с разработанной системой оценок по каждому модулю. Обязательные виды работ (например, изучение теоретического материала, выполнение практических работ, решение задач и т. п.) должны оцениваться большим количеством баллов, чем необязательные (написание рефератов, докладов, участие в конференциях и олимпиадах и т. п.). Дополнительные виды работ позволяют накопить дополнительные баллы и повысить рейтинг обучающегося. Контроль считается пройденным, если обучающийся получает не менее 50% от максимального балла.

    Обработка результата рейтинговой системы оценивания обеспечивает как количественный, так и качественный показатели индивидуальной учебной деятельности обучающегося, позволяет присвоить персональный рейтинг каждому обучающемуся по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

 

 

Подытожим и приведем преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологией контроля):

- стимулирование систематической самостоятельной работы;

- повышение роли состязательности в учебе;

- четкая дифференциация обучающихся в соответствии с их успехами;

- количественная характеристика качества учебной работы;

- фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

- учёт качества и сроков выполнения заданий;

- повышение учебной мотивации.

 

 

Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:

- в росте социальной активности обучающихся;

- в ориентации на успех;

- в повышении адекватности самооценки;

- в укреплении командного духа;

- в осознанности жизненного выбора.

 

 

Нам важно помнить, что каждый ребенок в образовательном процессе движется по своей образовательной траектории, а нашим студентам - что напряжения и усилия могут стать удовольствием!

Благодарю за внимание!

Литература

 

1.     Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), Вита-Пресс, 2012 г., 168 стр.

2.     Мылова И.Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие. – СПБ.:  СПБ АППО, 2012

3.     Эффективное управление школой в современных условиях: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 272 с.

Список электронных ресурсов

1.     http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm

2.     Вебинар «Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений» https://infourok.ru/webinar/82.html

 

 Автор: Трыкина С.А.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.