Статья «Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе»
Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе
Составил: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК» Панов Е.И.
Игра имеет важное значение в процессе воспитания и обучения, становления личности ребенка.
В течение 16 лет своей педагогической деятельности я постоянно применяю игровые технологии в УВП.
В процессе активной игры дети познают окружающие предметы, приспосабливая их к своим потребностям, вследствие чего у них развивается воображение, творческие возможности. Именно игра дает ребенку через себя понимать другого и, наоборот, через другого – понимать себя.
Ю. З. Гильбух уроки, с игровыми элементами характеризует только с положительной стороны: высокая мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода, высокая развивающая и воспитательная результативность.
При использовании игр в учебном процессе надо учитывать структуру организации игры, которая включает четыре этапа:
1. Учитель знакомит с темой, дает характеристику и правила игры.
2. Ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению.
3. Проведение самой игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
4. Обсуждение игры.
1-я категория игр – игры на знакомство. Например, «Снежный ком» – участники встают или садятся в круг, первый участник называет свое имя, второй – говорит имя предыдущего участника и свое и так далее. Сложнее всего последнему участнику – ему необходимо назвать имена всех.
2-я категория – игры на сплочение. Например, «Атомы и молекулы»
Все участники стоят в кругу, пока звучит музыка, они просто танцуют. Музыка останавливается, ведущий произносит фразу: атомы собираются в молекулы по 3 (2, 4, 5, 7 и т.д.). В этот момент участники должны собраться в группы, взявшись за руки. Тот, кого не взяли в группу – выбывает из игры.
3-я категория – игры с залом. Данные игры чаще являются так называемыми «повторялочками». Ведущий говорит слова, показывает движения, участники должны их повторять.
Такие игры можно использовать в качестве динамической паузы на уроке.
Например, «Сидели два медведя».
Сидели два медведя (показываем два пальца на одной руке)
На тоненьком суку (два указательных пальца вместе)
Один читал газету (показываем как читаем газету)
Другой месил муку (показываем как перемешиваем муку)
Раз ку-ку (отведенный большой палец левой руки заводим за голову)
Два ку-ку (отведенный большой палец правой руки заводим за голову)
Оба шлепнулись в муку (показываем как падаем вперед)
Нос в муке (показываем пальце на нос)
Хвост в муке (показываем пальцем на копчик)
Ухо в кислом молоке (берем себя за ухо).
Далее можно предложить ускорить темп игры.
4-я категория игр – интеллектуальные игры.
Например:
1) Своя игра
2) Поле чудес
3) Что, где, когда?
4) Quiz
5) Квест
Основываясь на собственном опыте проведения подобных игр, я стал пользоваться следующими правилами:
1. Делить класс / группу учащихся на большее количество команд по 4-5 человек. В этом случае меньше вероятность, что некоторые ребята будут просто отсиживаться и не принимать участие в обсуждении.
2. Задавать вопросы одновременно всем командам. Когда у каждой команды была возможность выбора заданий, участники часто жаловались, что вопросы для команд-соперников легче, чем для них.
В качестве примера подобных игр, приведу созданные мной:
Интеллектуальная игра по органической химии «Загадки химии углерода»
Образовательный квест «Звезда по имени Солнце»
Игра «Кто скрывается под маской?»
Интеллектуальная игра по биологии «Крестики-нолики»
QR-квест по химии «Пытливые умы»
Кроссенс-викторина «Угадай, кто я?»
Интеллектуальная игра «Очевидное – невероятное»
Викторина по ОБЖ «Звезда», посвященная 75-летию Великой Победы
Викторина «Где логика?» по биологии
Quiz по химии «Ускоряем реакцию»
Игра-кругосветка «Природу вместе сохраним»
Интерактивная игра «Юные спасатели»
Список использованных источников
Жданова, Л. У. Игра в воспитании и обучении / Л. У. Жданова. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Т. 0. – Москва : Буки-Веди, 2014. – С. 109-111. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4987/ (дата обращения: 22.09.2020).
Кияйкина Наталья Федоровна
Панов Егор Игоревич
Щукина Вера Александровна
Панов Егор Игоревич
Горбачёва Марина Юрьевна
Панов Егор Игоревич
Гагаринова Ирина Викторовна
Панов Егор Игоревич
Ахметшина Наталья Юрьевна
Панов Егор Игоревич
Колышкина Елена Владимировна
Панов Егор Игоревич