Статья «Виды учебных фильмов и методика их использования в учебно-воспитательном процессе»

3
0
Материал опубликован 5 July 2017 в группе

Виды учебных фильмов и методика их использования в учебно-воспитательном процессе.

Виды учебных фильмов и методика их использования

Как известно, учебные фильмы бывают разных типов в зави­симости от их метража; условно их можно разделить на две группы: целостные и фрагментарные.

Целостные учебные филь­мы бывают полнометражными (4 части и более) или коротко­метражными (2—3 части). Они полностью раскрывают тот или иной вопрос.

В отличие от целостных фильмов фрагментарные ленты (про­должительностью от 3—5 до 10 мин) раскрывают отдельные частные положения той или иной темы.

Разновидностями учебного фильма являются:

кино- или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы;

- кинокольцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, содержащий информацию о циклическом процессе, например рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания, или допускающий многократное повторение одних и тех же кадров и текста, например, при изучении иностранных языков; для демонстрации фильм склеивают в кольцо и показывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса;

кино- или видеокурскинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса;

– кино (видео) хрестоматия;

- ситуационный фильм.

Учебные фильмы бывают звуковые и немые, черно-белые и цветные. Они создаются в основном по такому учебному материалу, по которому использование других средств обучения и воспитания не дает нужного эффекта.

Современный учебный фильм берет на вооружение все жан­ры других видов кино (художественного, документального, на­учно-популярного), соединяя их со своими собственными зада­чами, приемами, методами.

Разнообразие типов и форм учебного кино гораздо шире того, о чем нами говорилось выше, тем более что и на занятии учебный фильм применяется с разными педагогическими це­лями.

Жанровое разнообразие учебных фильмов определяется вза­имодействием нескольких факторов: дидактическим назначени­ем, своеобразием материала учебной дисциплины и ее частной методики, соответствием фильма уровню подготовки студентов и, наконец, спецификой кинематографического решения фильма. Самые органичные для учебного фильма методы — рассказ с комментариями, научный анализ, исследование, опыт и поиск верного решения поставленной задачи.

Познавательные возможности учебного кино исключительно велики, так как оно позволяет: демонстрировать изучаемые явления в движении, развитии, выявлять процессы, недоступные непосредственному наблюдению; анализировать явления во времени и пространстве с помощью условных приемов киноязыка; ярко и правдиво отражать взаимосвязь теории и практик на конкретных взятых из практики примерах.

Важнейшее свойство учебного кино — его способность мгновенно переключать внимание зрителя с одного объекта наблюдения на другой.

Наконец, использование учебного кино углубляет качество приобретаемых знаний, так как представления в результате просмотра фильма приобретают характер последовательно выстраивающегося ряда наглядных образов и складываются в систему.

Практика применения кинофильмов в учебной работе пока­зала, что в одну и ту же единицу времени с помощью экранных средств можно передать значительно больше знаний, чем во время обычных занятий.
 

Общие вопросы методики работы с учебными фильмами

Если учитель решил использовать на занятии кино-, видео- или телефильм, то в соответствии с этим и строится план проведения занятия. Его подготовка и организация во многом решат успех того, как оно будет проведено и какие даст резуль­таты. Необходимая затрата времени при правильной подготов­ке и организации занятия окупается качеством и глубиной изу­чения материала, прочным усвоением и значительной экономией учебного времени в целом.

Процесс подготовки к занятию с использованием кино скла­дывается из следующих моментов:

выбор фильма;

просмотр намеченного фильма;

оценка выбранного материала с точки зрения соответствия требованиям программы, учебнику, уровню знаний учеников;

определение структуры занятия и выбор методов, форм и

приемов работы;

подготовка вступительного слова, объяснений в процессе просмотра и заключительного слова преподавателя, а также во­просов к аудитории, как предварительных, так и по ходу фильма;

составление единого плана-конспекта занятия (сценарный план), куда включается весь материал, который дается в непосредственной связи с используемым фильмом.

Первое и наиболее существенное в подготовке — правиль­ный выбор фильма. Выбранный фильм надо предварительно просмотреть, а незнакомые учебные фильмы - не менее двух раз. Просмотр позволяет установить, как его лучше использовать, и определить длительность демонстра­ции всего фильма и его частей. Все это помогает разработать методику наиболее целесообразного использо­вания фильма при разрешении соответствующих учебных и вос­питательных задач.

После такого изучения фильма учитель определяет, с какой целью следует его показать:

для изложения нового ма­териала или для углубления и закрепления уже изученного;

вы­бирает время для использования фильма (в начале, в середине или в конце занятия);

решает, непрерывно или с перерывами показывать фильм;

уточняет, в какие моменты демонстрации картины надо помочь пояснениями;

намечает, какие вопросы задать по содержанию фильма, и т. д.

Занятия с применением кино необходимо строить так, чтобы демонстрируемый фильм подчинялся целевой установке данной темы, помогая в более доступной для восприя­тия и интересной форме донести материал до аудитории.

Но учебные фильмы не должны мыслиться как какое-то уни­версальное средство наглядности, которое может заменить дру­гие формы работы. Их не следует применять в том случае, ког­да иллюстративную задачу проще, более конкретно разрешат другие наглядные пособия: схемы, диапозитивы, репродукции, диафильмы, карты и т. п. В то же время творческое сочетание различных средств обучения с демонстрацией фильмов усили­вает эффективность всего занятия в целом.

Работа с кинофильмами методически делится на три этапа:

установление связи изучаемой темы с содержанием фильма;

работа с фильмом в процессе его демонстрации;

работа с фильмом после демонстрации.

Чтобы материал был правильно понят и хорошо усвоен, надо подготовить учащихся к восприятию фильма. Вот почему просмотру может предшествовать вступи­тельное слово педагога (не более 5—7 мин), где рекомендуется:

обратить внимание учащихся на главные моменты изучае­мой темы и на то, какое отражение они получили в фильме;

дать предварительные пояснения к наиболее трудным мо­ментам фильма;

поставить учащихся в известность об отдельных фактических погрешностях в фильме (если они есть);

вызвать интерес к просмотру.

Использование видеозаписи в качестве эпиграфа, задающего эмоциональный тон уроку. В данном случае учебная видеозапись служит для мотивации обучения. Материал для такой записи можно подбирать из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов и использовать для подготовки сюжета эпиграфа.

Следующий этап — комментарии во время просмотра. От то­го, насколько доходчиво объясняет учитель происходя­щее на экране и как связывает увиденное с учебной темой, за­висит качество усвоения материала фильма и, более того, успех всего занятия. Оно должно быть син­хронно экранным кадрам (если используется фильм в немом варианте).

После демонстрации картины учитель должен про­комментировать просмотренный материал, напомнить наиболее сложные моменты фильма, повторить их содержание и тем самым закрепить полученные знания.

После демонстрации фильма или отдельных его фрагментов учитель подводит итоги, отвечает на вопросы (если они возникнут), анализирует сущность кинематографического мате­риала.

Методы и приемы использования учебного фильма могут быть разнообразны. Как при изучении нового материа­ла, так и при повторении ранее пройденного можно всегда най­ти рациональную форму применения кино. И в этом отношении предлагать только какие-то определенные методические приемы было бы неправильно. Учебный фильм может быть использован в любой момент и на любом занятии по-разному, в зависимости от решения конкретных задач и мастерства преподавателя.

 Самое широкое распространение получил наглядно-иллюст­ративный метод. Его сущность заключается в том, что учитель, излагая учебный материал, сопровож­дает беседу показом фильма или фрагментов из него. Этот ме­тод может применяться как при объяснении нового материала, так и при закреплении и повторении ранее изученного. Если фильм используется в качестве введения к новому материалу или сопровождает объяснение, то лучше всего демонстрировать его фрагментами, продолжающимися 5—10 мин. При повторе­нии и закреплении ранее изученного материала кинофильм обычно демонстрируют целиком.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации