Статья «Виды учебных фильмов и методика их использования в учебно-воспитательном процессе»
Виды учебных фильмов и методика их использования в учебно-воспитательном процессе.
Виды учебных фильмов и методика их использования
Как известно, учебные фильмы бывают разных типов в зависимости от их метража; условно их можно разделить на две группы: целостные и фрагментарные.
Целостные учебные фильмы бывают полнометражными (4 части и более) или короткометражными (2—3 части). Они полностью раскрывают тот или иной вопрос.
В отличие от целостных фильмов фрагментарные ленты (продолжительностью от 3—5 до 10 мин) раскрывают отдельные частные положения той или иной темы.
Разновидностями учебного фильма являются:
- кино- или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы;
- кинокольцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, содержащий информацию о циклическом процессе, например рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания, или допускающий многократное повторение одних и тех же кадров и текста, например, при изучении иностранных языков; для демонстрации фильм склеивают в кольцо и показывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса;
- кино- или видеокурс - кинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса;
– кино (видео) хрестоматия;
- ситуационный фильм.
Учебные фильмы бывают звуковые и немые, черно-белые и цветные. Они создаются в основном по такому учебному материалу, по которому использование других средств обучения и воспитания не дает нужного эффекта.
Современный учебный фильм берет на вооружение все жанры других видов кино (художественного, документального, научно-популярного), соединяя их со своими собственными задачами, приемами, методами.
Разнообразие типов и форм учебного кино гораздо шире того, о чем нами говорилось выше, тем более что и на занятии учебный фильм применяется с разными педагогическими целями.
Жанровое разнообразие учебных фильмов определяется взаимодействием нескольких факторов: дидактическим назначением, своеобразием материала учебной дисциплины и ее частной методики, соответствием фильма уровню подготовки студентов и, наконец, спецификой кинематографического решения фильма. Самые органичные для учебного фильма методы — рассказ с комментариями, научный анализ, исследование, опыт и поиск верного решения поставленной задачи.
Познавательные возможности учебного кино исключительно велики, так как оно позволяет: демонстрировать изучаемые явления в движении, развитии, выявлять процессы, недоступные непосредственному наблюдению; анализировать явления во времени и пространстве с помощью условных приемов киноязыка; ярко и правдиво отражать взаимосвязь теории и практик на конкретных взятых из практики примерах.
Важнейшее свойство учебного кино — его способность мгновенно переключать внимание зрителя с одного объекта наблюдения на другой.
Наконец, использование учебного кино углубляет качество приобретаемых знаний, так как представления в результате просмотра фильма приобретают характер последовательно выстраивающегося ряда наглядных образов и складываются в систему.
Практика применения кинофильмов в учебной работе показала, что в одну и ту же единицу времени с помощью экранных средств можно передать значительно больше знаний, чем во время обычных занятий.
Общие вопросы методики работы с учебными фильмами
Если учитель решил использовать на занятии кино-, видео- или телефильм, то в соответствии с этим и строится план проведения занятия. Его подготовка и организация во многом решат успех того, как оно будет проведено и какие даст результаты. Необходимая затрата времени при правильной подготовке и организации занятия окупается качеством и глубиной изучения материала, прочным усвоением и значительной экономией учебного времени в целом.
Процесс подготовки к занятию с использованием кино складывается из следующих моментов:
выбор фильма;
просмотр намеченного фильма;
оценка выбранного материала с точки зрения соответствия требованиям программы, учебнику, уровню знаний учеников;
определение структуры занятия и выбор методов, форм и
приемов работы;
подготовка вступительного слова, объяснений в процессе просмотра и заключительного слова преподавателя, а также вопросов к аудитории, как предварительных, так и по ходу фильма;
составление единого плана-конспекта занятия (сценарный план), куда включается весь материал, который дается в непосредственной связи с используемым фильмом.
Первое и наиболее существенное в подготовке — правильный выбор фильма. Выбранный фильм надо предварительно просмотреть, а незнакомые учебные фильмы - не менее двух раз. Просмотр позволяет установить, как его лучше использовать, и определить длительность демонстрации всего фильма и его частей. Все это помогает разработать методику наиболее целесообразного использования фильма при разрешении соответствующих учебных и воспитательных задач.
После такого изучения фильма учитель определяет, с какой целью следует его показать:
для изложения нового материала или для углубления и закрепления уже изученного;
выбирает время для использования фильма (в начале, в середине или в конце занятия);
решает, непрерывно или с перерывами показывать фильм;
уточняет, в какие моменты демонстрации картины надо помочь пояснениями;
намечает, какие вопросы задать по содержанию фильма, и т. д.
Занятия с применением кино необходимо строить так, чтобы демонстрируемый фильм подчинялся целевой установке данной темы, помогая в более доступной для восприятия и интересной форме донести материал до аудитории.
Но учебные фильмы не должны мыслиться как какое-то универсальное средство наглядности, которое может заменить другие формы работы. Их не следует применять в том случае, когда иллюстративную задачу проще, более конкретно разрешат другие наглядные пособия: схемы, диапозитивы, репродукции, диафильмы, карты и т. п. В то же время творческое сочетание различных средств обучения с демонстрацией фильмов усиливает эффективность всего занятия в целом.
Работа с кинофильмами методически делится на три этапа:
установление связи изучаемой темы с содержанием фильма;
работа с фильмом в процессе его демонстрации;
работа с фильмом после демонстрации.
Чтобы материал был правильно понят и хорошо усвоен, надо подготовить учащихся к восприятию фильма. Вот почему просмотру может предшествовать вступительное слово педагога (не более 5—7 мин), где рекомендуется:
обратить внимание учащихся на главные моменты изучаемой темы и на то, какое отражение они получили в фильме;
дать предварительные пояснения к наиболее трудным моментам фильма;
поставить учащихся в известность об отдельных фактических погрешностях в фильме (если они есть);
вызвать интерес к просмотру.
Использование видеозаписи в качестве эпиграфа, задающего эмоциональный тон уроку. В данном случае учебная видеозапись служит для мотивации обучения. Материал для такой записи можно подбирать из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов и использовать для подготовки сюжета эпиграфа.
Следующий этап — комментарии во время просмотра. От того, насколько доходчиво объясняет учитель происходящее на экране и как связывает увиденное с учебной темой, зависит качество усвоения материала фильма и, более того, успех всего занятия. Оно должно быть синхронно экранным кадрам (если используется фильм в немом варианте).
После демонстрации картины учитель должен прокомментировать просмотренный материал, напомнить наиболее сложные моменты фильма, повторить их содержание и тем самым закрепить полученные знания.
После демонстрации фильма или отдельных его фрагментов учитель подводит итоги, отвечает на вопросы (если они возникнут), анализирует сущность кинематографического материала.
Методы и приемы использования учебного фильма могут быть разнообразны. Как при изучении нового материала, так и при повторении ранее пройденного можно всегда найти рациональную форму применения кино. И в этом отношении предлагать только какие-то определенные методические приемы было бы неправильно. Учебный фильм может быть использован в любой момент и на любом занятии по-разному, в зависимости от решения конкретных задач и мастерства преподавателя.
Самое широкое распространение получил наглядно-иллюстративный метод. Его сущность заключается в том, что учитель, излагая учебный материал, сопровождает беседу показом фильма или фрагментов из него. Этот метод может применяться как при объяснении нового материала, так и при закреплении и повторении ранее изученного. Если фильм используется в качестве введения к новому материалу или сопровождает объяснение, то лучше всего демонстрировать его фрагментами, продолжающимися 5—10 мин. При повторении и закреплении ранее изученного материала кинофильм обычно демонстрируют целиком.