Статья на тему «Развитие связной речи дошкольников средствами LЕGO-технологии»
«Развитие связной речи дошкольников средствами
LЕGO-технологии».
В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
В современном мире все чаще можно встретить речевые нарушения у людей, которые препятствуют развитию когнитивных функций, социализации. Поэтому актуальным является формирование правильной, четкой, выразительной речи с самого раннего возраста.
Связная речь играет огромную роль в развитии ребенка. Для эффективного взаимодействия нужно уметь наиболее полно и точно выражать свои идеи, мысли, аргументы. Невозможно выразить свои эмоции, переживания, мнение без правильного оформления предложений. Самопознание, саморазвитие ребенка строятся именно на овладении речью.
Известно, что речь формируется в процессе общения людей между собой. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отмечают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Что же, собственно, это такое - LEGO технологии?
Предмет основан на конструкторах хорошо известной фирмы - это дает основание предполагать, что уроки с использованием LEGO пользуются огромной популярностью у детей.
Предмет изучает технологию - науку, которая отвечает на вопрос, как сделать, а точнее, как сделать лучше.
Ребенок гораздо лучше поймет и усвоит материал, имея реальную возможность не только на теоретическое изучение, но и "пощупав" руками. В ходе использования LEGO-технологии реализуется компетентностный подход, предполагающий не усвоение отдельных знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Использование LEGO-конструкторов в образовательном пространстве ДОО позволяет обеспечить образовательный процесс современным игровым оборудованием близким и понятным детям, развивающим у детей самостоятельность, стремление к самопознанию, развитию творческого мышления и воображения, стимулирующее речевую активность при взаимодействии друг с другом, с педагогом при осуществлении совместной деятельности.
Виды LEGO-технологии используемые в ДОО:
- традиционная – это LEGO-конструирование;
- инновационная – это обучающий комплекс наборов LEGO с уникальными учебными материалами или программным обеспечением (базовый набор «Построй свою историю» и программное обеспечение StoryVisualizer, дополнительным набором Lego Education 45101 «Построй свою историю. Сказки», базовый набор Комплект LEGO «Построй свою историю. Городская жизнь», Комплект LEGO «Построй свою историю. Космос», набор заданий «Развитие речи», набор LEGO Education «Планета STEAM»,
« Моя первая история» DUPLO).
Наборы «LEGO» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «LEGO» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Использование данных конструкторов более всего соответствует принципу индивидуализации. Ребенок придумывает и рассказывает истории интересные для него, обсуждает события из жизни, личного опыта. При этом задача взрослых – научить выделять самое главное, последовательно описывать основные действия.
Для решения одной из сложнейших задач педагога сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием для детей, стал конструктор LEGO «Построй свою историю» специально разработанный для развития языковых навыков. Он является практическим средством, способствующей совместной работе воспитанников при создании и пересказе истории с использованием кирпичиков LEGO. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д.
Особая ценность технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения. У них есть масса возможностей рассказать свои истории. Дети могут возвращаться к разным моментам своих историй, чтобы лучше понять их. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.
Остановимся на алгоритме, предполагающим работу с набором «Построй свою историю». Она строится на модели четырех вопросов:
- О ком это? Этот вопрос побуждает детей подумать о персонажах рассказа.
- Где это происходит? Этот вопрос побуждает придумать подходящее место действия.
- Когда это будет происходить? Этот вопрос побуждает подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе.
- Что произошло? Этот вопрос побуждает сосредоточиться на описании сюжета – событий, их которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности.
Все занятия, которые можно провести с набором, можно разделить
на 4 категории:
1. Первые шаги;
2. Повседневное повествование;
3. Построение и рассказывание историй;
4.Пересказ и анализ рассказов.
Для работы с набором разработаны комплексы игровых заданий для детей 5–7 лет. Цель игровых заданий – мотивация речевой деятельности детей.
Игровой комплекс «Придумаем историю вместе».
Задачи: формировать у детей навыки составления повествовательного рассказа в сотворчестве с взрослым; развивать воображение, конструктивные умения и мелкую моторику; воспитывать усидчивость.
Взрослый предлагает ребенку вместе сочинить историю на тему, придуманную им или самим ребенком. Взрослый начинает сочинять историю и выставляет на плате героя сюжета. Ребенок продолжает, моделируя развитие сюжета из деталей конструктора LEGO. Затем взрослый вводит в сюжет новый объект или персонаж, продолжая конструировать. Далее ведущая роль рассказчика снова переходит к ребенку и т. д. Взрослый заканчивает рассказ, предлагая ребенку придумать название.
Вариант игрового задания. Игровое задание может выполняться подгруппой детей из 3–4 человек. Каждый из детей вслед за взрослым продолжает рассказ, добавляя по 1–2 предложения. В такой же очередности сюжет творческого рассказа моделируется (конструируется) на плате из деталей конструктора LEGO. Взрослый заканчивает рассказ, предлагая детям придумать варианты названия. Выбирается лучшее название.
Игровой комплекс «Заверши рассказ».
Задачи: формировать умение придумывать концовку рассказа по заданной теме; развивать внимание, воображение, творческие способности в конструктивной деятельности; воспитывать усидчивость.
Взрослый определяет тему и название рассказа. Выставляет перед ребенком сюжет, сконструированный из деталей конструктора LEGO в соответствии с выбранной темой, и предлагает послушать историю, озвучивая ее название. Свой рассказ взрослый оставляет незавершенным и предлагает ребенку завершить рассказ, достроив сюжет из деталей конструктора.
Игровой комплекс «Придумаем продолжение истории».
Задачи: формировать умение придумывать продолжение рассказа по заданной теме; развивать воображение, творческие способности в конструктивной деятельности, мелкую моторику; воспитывать усидчивость.
Взрослый определяет тему и название рассказа. Выставляет перед ребенком сюжет, сконструированный из деталей конструктора LEGO в соответствии с выбранной темой, и предлагает послушать историю, озвучивая ее название. Завершив рассказ, взрослый предлагает придумать дальнейшее развитие сюжета, сконструировать и рассказать.
Вариант игрового задания. Игровое задание может выполняться подгруппой детей из 2–3 человек. Каждый придумывает свой вариант развития сюжета, конструирует его и рассказывает.
Игровой комплекс «Придумай свою историю».
Задачи: формировать умение составлять творческий рассказ по условию; развивать воображение, творческие способности в конструктивной деятельности, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Взрослый раздает детям платы и наборы LEGO. Предлагает сочинить интересные истории с учетом определенных условий. Варианты условий:
сочинить веселую или грустную историю (предварительно дети вытягивают
картинку с изображением веселого или грустного смайлика);
2) сочинить историю, которая произошла в определенную пору года (предварительно дети вытягивают картинку с изображением поры года),
3) сочинить историю про конкретного героя (предварительно дети вытягивают героя истории – девочку, мальчика, рыцаря и др.),
4) сочинить историю, которая произошла в определенном месте – в лесу, возле дома, на дороге и др. (предварительно дети вытягивают картинку с изображением предполагаемого места события).
Дети сочиняют, передают сюжет в постройке из деталей LEGO, рассказывают свою историю и придумывают название.
Игровой комплекс: составление рассказа по серии сюжетов (4 сюжета).
Задачи: формировать умение конструировать из деталей конструктора LEGO по теме, создавать сюжетные композиции, составлять из них сюжетную линию, сочинять повествовательный рассказ по серии сюжетов, умение сотрудничать с партнером в процессе конструктивной деятельности; развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость.
1. К конструированию привлекаются 4 ребенка. При наличии большего количества детей, они делятся на 4 команды. Каждому ребенку (команде) раздается плата с одинаковым набором деталей конструктора LEGO. Дополнительно второму, третьему и четвертому ребенку (команде) выдается дополнительное количество деталей в зависимости от предполагаемого развития сюжета. Взрослый предлагает построить сюжетную композицию под определенным названием.
2. Вся серия сюжетов выставляется в определенной последовательности. Организуется самостоятельное рассматривание.
3. Организуется выполнение грамматического задания: взрослый начинает предложение, а вызванный ребенок заканчивает его.
4. Взрослый предлагает составить коллективный рассказ: поочередно каждый ребенок (представитель одной команды) составляет часть повествовательного рассказа по своему сюжету. Затем каждый из детей (представитель команды) дает название коллективному рассказу.
5. Остальные дети оценивают рассказ в целом, выбирают понравившееся название, отмечают оригинальность сюжета, повторяют понравившиеся слова и выражения. Педагог должен помогать, указывая на то, что дети не заметили: соответствие названия содержанию, интересный переход от одного сюжета к другому, использование сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных).
Примерные варианты составленного рассказа:
Яблонька
Во дворе росла яблонька. Весной Таня ее поливала. Под ласковыми лучами солнышка веточки яблони тянулись вверх. Скоро на дереве распустились белоснежные цветы. Летом вместо цветов на ветках появились плоды – яблоки. В конце лета яблоки созрели. Таня пошла в сад и собрала спелые яблоки. Хороший урожай вырастила Таня!
Света К., 5,6 лет
Маленький котенок
Жил-был маленький котенок. Звали его Васька. Однажды Васька один пошел гулять. Шел-шел и пришел к реке. Залез на мостик и увидел рыбку в реке. Захотел ее поймать, потянулся за рыбкой и свалился в воду. А плавать котенок не умел и стал тонуть и мяукать. Котенка услышал пес Полкан. Он прыгнул в реку, вытащил котенка и отнес его к маме кошке.
Сергей С., 5,5 лет
Игровой комплекс: составление рассказа по заданному началу и концу (серия из 3–5 сюжетов).
Задачи: формировать умение сочинять начало и концовку рассказа на основе сюжетных композиций из деталей конструктора LEGO, умение сотрудничать с партнером в процессе конструктивной деятельности; развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость.
1. К конструированию привлекаются 2 ребенка. При наличии большего количества детей, они делятся на 2 команды. Каждому ребенку (команде) раздается плата с определенным набором деталей конструктора LEGO. Для второго ребенка (команды) взрослый должен предусмотреть наличие дополнительных деталей для постройки конца предполагаемого рассказа.
2. Взрослый выставляет перед детьми первый сюжет и предлагает рассказать о том, какие персонажи участвуют в рассказе, какое событие происходит. Детям задается вопрос: «Как бы вы начали этот рассказ?» Можно задать несколько вопросов по сюжету. После этого предлагается кому-нибудь из детей составить рассказ по первому сюжету. Взрослый спрашивает: «А у этого рассказа может быть продолжение?»
3. Взрослый выставляет построенный вторым ребенком сюжет концовки рассказа. Предлагает детям рассмотреть и составить рассказ по сюжету. После звучит вопрос: «Как вы думаете, что могло произойти с героями?» Надо составить повествовательный рассказ с опорой на начало и конец. Можно предложить детям сконструировать сюжет, отражающий события, которые произошли с героями, а затем составить рассказ.
4. Ребенок составляет рассказ, придумывает название.
Игровой комплекс: составление рассказа по заданному началу.
Задачи: формировать умение сочинять повествовательный рассказ по заданному началу, конструировать сюжетные композиции, отражающие продолжение и концовку рассказа; развивать внимание, комбинаторные навыки и мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость.
Ребенку выдается плата и определенный набор деталей конструктора LEGO. Предлагается сконструировать сюжет из предложенных деталей.
1. Ребенок составляет повествовательный рассказ по сюжету.
2. Взрослый предлагает построить из деталей конструктора LEGO продолжение сюжета.
3. Ребенок составляет продолжение рассказа.
4. Взрослый предлагает детям придумать название рассказа, выбирается самое удачное название.
Игровой комплекс: составление рассказа по заданному концу.
Задачи: формировать умение сочинять повествовательный рассказ по заданному концу, конструировать сюжетные композиции, отражающие начало и продолжение рассказа; развивать внимание, комбинаторные навыки и мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость.
Ребенку выдается плата и определенный набор деталей конструктора LEGO. Предлагается сконструировать сюжет из предложенных деталей.
1. Ребенок составляет повествовательный рассказ по сюжету.
2. Взрослый задает вопрос: «Как вы думаете, что могло произойти с героями сюжета ранее?» Предлагает составить рассказ с учетом того, что дети знают, чем закончились события.
3. Выслушиваются ответы детей.
4. Выбирается лучший рассказ, придумывается название.
5. Детям предлагается сконструировать недостающие сюжеты в соответствии с содержанием рассказа.
При организации работы по развитию связной речи у детей с использованием конструкторов важно установить правило - все игровые действия с фигурками конструктора Лего необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом.
Вся работа выстраивается в игровой форме и дети, создавая
постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить дом, а построить дом для куклы. Выполняют дети постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей. Игровой проблемной ситуацией является выбор конструктивной задачи: «В наш город скоро приедут туристы, а гостиницы в городе пока не построили» - строим гостиницу и персонал, «В кукольном театре нет осьминогов. Скоро спектакль. Что делать?» - строим фигурки осьминогов.
Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят обладать сами. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.
LEGO-технологии можно использовать как в регламентированной, так и нерегламентированной деятельности детей, применяя их как часть занятия, либо как занятие. Также можно использовать в условиях семейного воспитания детей.
Список источников и литературы.
1. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи. - Ярославль. 2013. - 183 с.
2. Ёлкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. - 76с.
3. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
4. Быкова, Н.В. Использование LEGO-технологий для активизации речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Быкова // Филологическое образование в период детства. - 2015. - Т. 22. - С. 17-19. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25722029 (Дата обращения: 10.11.2020).
5. Ключникова, М.В. Развитие речи дошкольников средствами образовательного конструктора LEGO «Построй свою историю» [Электронный ресурс] / М. В. Ключникова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы : сб. науч.- метод. ст. / под ред. Н.Н. Зыковой - Йошкар-Ола, 2014. - С. 22-25. - URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (Дата обращения: 10.11.2020).
6. Lego Education "Построй свою историю": из опыта апробации. [Электронный ресурс]. - URL: http://iso-mz.blogspot.ru/2014/02/lego-education.html (Дата обращения: 10.11.2020).