Статья на тему «Сказки-символы» в развитии связной речи дошкольников»
«Сказки-символы» в развитии связной речи дошкольников.
Черняк Ольга Владимировна – учитель-логопед.
Работая в детском саду учителем-логопедом для меня стала актуальной проблема поиска эффективных инновационных методов и форм речевого развития дошкольника, в связи с увеличением количества детей с нарушением речи в настоящее время в комбинированных группах. Речь, как положительный показатель готовности детей к школьному обучению, имеет множество аспектов. О полноценном развитии речи детей необходимо позаботиться ещё в дошкольном возрасте, чтобы избежать дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе при общении с собеседниками (ровесниками или взрослыми).
Ведь в нашей современной жизни живое речевое общение всё чаще заменяется виртуальным, а отсюда теряется культура родного языка, умение слушать, чувствовать настроение собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, что обедняет и речевое и личностное развитие детей.
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Для того чтобы ребенку быть эмоционально выразительным в речевом общении ему необходима уверенность, а уверенным он может быть только тогда, когда хорошо развита экспрессивная речь (наглядность и создание плана высказывания). Поэтому необходимо:
Учить преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
Развивать связную речь.
Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное логическое мышление.
Расширять объем словарного запаса.
Формировать навык составления рассказа и пересказа услышанного в определённой последовательности.
Облегчить процесс заучивания стихов и реализации сюжетов в театрализованной деятельности.
Развивать чувства эмоциональности и выразительности.
Как говорил великий педагог и писатель К.Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Одним из направлений моей работы стало развитие связной речи дошкольников через разработанную систему «Закодированный язык слов». В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
За основу в своей работе, взяла методику по развитию связной речи Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой, в которой для составления рассказов предлагаются сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, картинно-графические планы рассказов для детей старшего возраста.
В пособии даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования. Используя в работе с детьми с ТНР наглядный материал по выше указанной методике, появилась необходимость дополнить и расширить систему образных символов (времена года, прилагательные и глаголы уточнили, предлоги расширили), из которых разработали дидактический материал для пересказывания сказок. Сказку подбираю в соответствии лексической теме перспективного плана ДОУ.
Систему «Закодированный язык слов» активно начали использовать для ознакомления детей с художественными произведениями, а точнее со сказками. Это было обусловлено многими факторами. Прежде всего у дошкольников старшего возраста наблюдаются затруднения в запоминании, экспрессивная речь недостаточно развита, что ведет к трудностям в развитии интонационно-выразительной стороны речи, 70% детей не знают и не умеют пересказывать и рассказывать сказки. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка, особенно на его личностном развитии.
Система рассчитана на реализацию в старших и подготовительных группах комбинированной направленности. Реализуют в своей деятельности систему воспитатели групп комбинированной направленности, учитель-логопед, родители.
Начали работу в средней группе как бы подготовку для дальнейшей работы в старшей группе с дошкольниками. Сначала попробовали использовать закодированный язык слов для обозначения помещений детского сада. Дети к нам пришли домашние и для более успешной адаптации в детском саду, используя три картинки закодировали название того или иного помещения. Расшифровав названия, ребятишкам было легче запомнить названия всех помещений детского сада. После этого мы провели игру «Путешествие по детскому саду», в процессе которой ребятам было не сложно догадаться где прачечная, где столовая, а где кабинет заведующего и тд. Детям занимательная игра понравилась, и мы проводили подобные игры несколько раз в год, меняя маршрут следования. К концу года дети легко ориентировались в здании детского сада и знали названия всех его помещений. Также организуя режимные моменты в группе, попробовали использовать закодированные схемы. Такие схемы как: поведение за столом, мытье рук, собирание на прогулку, наведение порядка в групповой комнате, работа в природном уголке, подготовка к занятию также заинтересовали детей, и они стали сами соблюдать алгоритм действий, и замечать за сверстниками нарушения и пытаться их исправить. Дошкольники чувствуют себя взрослыми ведь они умеют «читать», используя закодированный язык. С помощью таких схем воспитателем легче и интереснее организовать режимные моменты. Во второй половине года задачу для детей усложнили и закодировали название лексических тем недели. Так же использовали несколько картинок для кодировки одной темы недели. Придя в понедельник в детский сад, перед детьми на доске появлялась неизвестная картинка, не как обычно был выставлен материал по изучаемой теме недели. Было у детей масса вопросов, но объяснив задание, как это можно расшифровать, дети поняли смысл увиденного и уже с нетерпением ждали такую табличку на следующей недели. Придя утром в детский сад начинали сразу расшифровывать, что же мы будем узнавать на этой недели и даже поэтому вопросу мнения у детей не сходились, разгорались споры. В процессе такой работы у детей развиваются основные психические процессы – память, внимание, образное логическое мышление, а также объем словарного запаса увеличился. В старшей группе активно стали использовать систему «Закодированный язык слов» в пересказывании и разучивание сказок. Подобрали и закодировали сказки по каждой лексической теме недели. Предварительно воспитатели знакомят ребят с произведением, обсуждают, отвечают на вопросы. А на своих занятиях по развитию связной речи, я использую схемы для пересказа. Дети активно включаются в работу, могут четко последовательно рассказать любую сказку или ее отрывок. Пересказывать может один ребенок, два ребенка по очереди, так и подгруппа детей, используя одну схему. Также воспитатели индивидуально или подгруппами отрабатывают материал в группе. Используя такую форму работы несколько месяцев, у детей появилось желание пересказывать сказки, придумывать разные концовки знакомым сказкам, высказывания стали более четкими, последовательными, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Овладение приемами работы со схемами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Система «Закодированный язык слов» помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Эту систему «Закодированный язык слов» используем в группе с детьми с ЗПР. По нашим закодированным схемам дети учатся рассказывать простые сказки как «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Репка» и тд….
Таким образом система символов
«Закодированный язык слов», обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации для наших дошкольников.