Выступление «Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад «Радуга»
«Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники»
(из опыта работы воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна
« Детский сад « Радуга»
Марковой Светланы Павловны )
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
Их он усвоит на лету.
К.Д. Ушинский
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
В моей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим ряд факторов, влияющих на процесс становления речи.
Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В.Эльконина- является наглядность. Рассматривание предметов, картин ,помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Приняв за основу мнение психологов и педагогов, изучив психолго-педагогическую литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа
Определила для себя цель и задачи педагогической деятельности по использованию мнемотехники.
Цель: использовать в педагогическом процессе приёмы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Задачи:
Обогащать словарь детей.
Учить строить высказывания разных типов: описательные, повествовательные рассказы , рассуждение.
Учить пересказывать художественные произведения.
Учить заучивать стихи, потешки с помощью мнемотехники.
Развивать внимание, зрительную, слуховую память.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любой педагогический процесс, использование мнемотехники строится по принципу от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа .Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, в соответствии с психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
В своей работе с детьми, использую мнемотаблицы и в качестве дидактического материала.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Пересказ с опорой на символы (образы)
Примером использования мнемотехники является использование таблиц, построенных на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.
Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы дествий.
Использую мнемотехнику в разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.
Приёмы мнемотехники начинаю использовать в педагогическом процессе начиная с младшего дошкольного возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс мнемоквадраты, с цветным изображением, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек. Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказа сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают, находят предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приём художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки.
При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Далее совместно с детьми составляем рассказ. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.
Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам.
В среднем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приём: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Ввожу более подробную характеристику предметов. Применяю мнемодорожки: ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.
Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемодорожек со схематическим изображением предметов. Игрушки и мнемодорожки подбираю так, чтобы было нетрудно детям наметить простую сюжетную линию.
Продолжая работу, предлагаю детям с помощью мнемоквадратов или мнемодорожек показать куклам мультфильм и рассказать последовательно интересную историю.
При пересказе литературных произведений учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц. Ввожу новый приём – диалог. С помощью мнемодорожек дети рассказывают каждый свою часть литературного произведения, затем соединяют её в чёткой последовательности, не меняя части местами.
Применяю мнемотаблицы и при заучивании стихотворений, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.
Особенно сложными для детей являются рассказы – описания по пейзажной картине. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В качестве подготовительного упражнения по формированию навыка составления рассказа по пейзажной картине и поддержания устойчивого внимания детей применяю игру «Оживи картинку». Игра является как бы переходом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагаю картину с ограниченным количеством пейзажных объектов. Например, болото, кочки, туча, камыши и мелкие изображения живых предметов – «оживлялок». Например: уточка, стрекоза, лягушонок, которые оказываются в данной композиции.
Опираясь на педагогический опыт работы педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Для систематизирования знаний о сезонных изменениях составила коллажи, мнемодорожки и мнемотаблицы по блокам: « Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
В утренний отрезок времени дети, работая с календарём природы, составляют описательный рассказ о сезонных изменениях в природе по мнемотаблицам, коллажам.
Подчеркну, что мнемотехникой не ограничивается вся работа по развитию связной речи детей. Это, прежде всего, начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование приёмов мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить.
Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно- печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
В результате у воспитанников:
наметилась положительная динамика развития связной речи.
Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, описательные и повествовательные рассказы по ним, повысилась познавательная активность детей.
Список использованной литературы:
1. Большёва Т.В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991
3. Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996
4. Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб, 2000 г
6. Смольникова Н.Г. , Смирнова Е.А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
8. Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993