Статья на тему «Развитие речи детей 4-5 лет средствами театрализации»

1
0
Материал опубликован 11 March 2020

Автономная некоммерческая образовательная организация «Областная Гимназия им. Е.М. Примакова»

 

Развитие речи детей 4-5- лет средствами театрализации
 

t1583957950aa.png

воспитатель

Костина Вероника Евгеньевна

 

г. Москва 2019 г

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно - единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение - одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в театрализованную деятельность, которая является мощным средством речевого развития дошкольников. Многочисленные исследования психологов доказывают, что театрализованная деятельность оказывает достаточно сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. А почему? По-моему, все просто. Дети заучивают текст роли – развивается память; вживаются в образ – развивается воображение; запоминают последовательность событий в сказке – тренируется логическое мышление; проговаривают тексты своих героев – развивается диалогическая и монологическая речь, пополняется и активизируется словарь, развиваются коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, ответственность каждого за успех общего дела. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Я уверена, что театр – это старший брат игры. Именно, поэтому театрализованная деятельность и дает воспитателю огромное количество возможностей, способов и приемов для развития наших деток и решать массу стоящих перед нами задач: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постоянное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. Приступая к процессу развития речи детей 4-5 лет средствами театрализованной деятельности осуществлялось в 2 этапа:

1.Подготовительный.

2.Основной.

На подготовительном этапе наряду со специальными занятиями для развития речи детей пятого года жизни мы широко использовали речевые игры, упражнения, ситуации, которые проводили с группой детей, отдельными подгруппами и индивидуально. Были подобраны специальные игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связанность речи. Проводили игры, в которых решались задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные формы в словоизменении (родительном падеже, множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.) и способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий однокоренных слов). Каждое занятие мы начинали с упражнений на мышечное и эмоциональное расслабление (релаксацию) и постановку речевого дыхания. Работу над выразительностью речи проводили при чтении небольших стихов, имитационном чтении рассказов, в собственно инсценировках. Еще мне помогло на этом этапе посещение семинара Ольги Леонидовны Соболевой. Она нам рассказала о раскрепощении и развитии детской речи. Для этого в течении нескольких минут дети в свободной форме называют слова на определенную тему. Например: зима, Новый год, день рождения, зимние виды спорта, весна. Сначала у нас не получалось, но сейчас намного лучше. Эта форма работы решает одну из важнейших сторон работы по развитию речи: развитие детского словаря. На данном этапе речевой материал усваивается путем решения мыслительных задач. Говоря о содержании словарной работы, необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (употребление значений слов, семантическая точность употребления синонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для решения этой задачи нужно постоянно производить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Формирование грамматического строя речи. Для данного этапа были подобраны следующие игры : «Приглашение в Страну полных ответов», «Приезд в Город красивой речи», «Придумай загадку», «Сложи и скажи», «Посмотри, подробнее расскажи», «Живая игрушка», «Маша - растеряша», «Я скажу, ты продолжай», «Что увидишь, расскажи», «Перепутанные картинки», «Зазвонил телефон», «Звуковое письмо».

Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. В дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи, а затем и монологическую. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

При обучении детей монологической речи необходимо прежде всего формировать элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями и структурными частями высказывания.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.

Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Мы с детьми сделали из бумаги при помощи оригами шапочки -колпачки на пальчики. Они очень долго и активно играли с ними, составляли диалоги друг с другом, рассказывали свои истории от имени героя, составляли монологическую речь.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 4-5 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Так мы на День Матери инсценировали сказку «Теремок», на 8 Марта – «Кто сказал мяу». И родители, и дети были очень довольны выступлением. Работая с детьми над инсценировками, мы не преследовали цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях напряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждать говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, стараемся больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подводим детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по - разному используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становились активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы. Родители привлекались и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителей мы помещали список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получали рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. А еще в группе реализуется проект с участием родителей «Мы идем в театр». Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Для более полного использования потенциала театрализованных игр была специально создана развивающая среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности очень велика. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания.

Таким образом, использование средств театральной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет вполне оправдывает себя. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. С помощью средств театрализованной деятельности можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот эффективный способ.

«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» Чарльз Диккенс. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.