Доклад «Использование логоритмики на уроках обучения грамоте»
Методическая разработка
«Использование логоритмики на уроках обучения грамоте»
Автор: Кривошеева Екатерина Николаевна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №14» г.Улан-Удэ Республика Бурятия
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..........................................3
Цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты логоритмики…………………..............5
Практическое применение логоритмических упражнений на уроках
обучения грамоте………………………………………………………………………………...........................8
Заключение…………………………………………………………………………......................................10
Список литературы……………………………………………………………….....................................11
Приложения……………………………………………………………………..........................................12
Пространство и время наполнены материей,
подчиненной законам вечного ритма.
Э. Жак-Далькроз
Введение
За последнее десятилетие в нашу жизнь стремительно вошли высокие технологии. Конечно, это технические достижения существенно облегчают нам жизнь. Но наряду с этим возникает целый ряд проблем, таких как дефицит живого общения, гиподинамия, проблемы со здоровьем и др. Особенно чутко на всё реагирует детский организм. Увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.
Одной из распространенных причин затруднений учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко осложняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушения устной и письменной речи у школьников — одна из самых актуальных проблем, т.к. чтение и письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего обучения учащихся. Важно своевременно выявлять и создавать условия для преодоления речевых нарушений, чтобы у детей не возникли различные комплексы, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои природные способности.
Согласно требованиям ФГОС НОО, в начальной школе должны быть заложены основы функциональной грамотности ребенка, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно — это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно - ценностное развитие. Поэтому в своей педагогической деятельности я стала искать способы, средства и эффективные методы для решения данной проблемы.
Изучив соответствующую литературу, я стала использовать на уроках обучения грамоте элементы логоритмики в сочетании с музыкальным материалом, где базовой особенностью является ритм. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений, интонационно-выразительной стороной речи через такие качества речи, как тембр, сила голоса, его высота, ритм, пауза, логическое ударение, дикция. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Погружение в четкость слогов и слов закрепляет правильное произношение звуков, благоприятно воздействует на эмоционально-волевую сферу. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
При большой наполняемости классов трудно обеспечить успешное решение учебных задач, не ограничивая естественную для младших школьников подвижность. Отсутствие такой возможности ущемляет развитие эмоциональной сферы, подавляет психику ребёнка, тем самым тормозя развитие творческих способностей.
Выполнение логоритмических упражнений позволяет детям на уроке активно двигаться, выплеснуть эмоции в нужном русле. Восприятие ритма происходит на уровне собственного чувства, превращаясь в двигательный опыт.
Цель данной методической разработки – обобщить и представить опыт применения логоритмики на уроках обучения грамоте.
Новизна работы — систематическое применение музыкально-логоритмических упражнений на уроках обучения грамоте.
Практическая значимость — создание условий для преодоления нарушений устной речи через систему музыкально-логоритмических упражнений на уроках, что будет способствовать формированию правильного дыхания, развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
В методической разработке представлен комплекс упражнений по использованию музыкальных методов и приёмов логоритмики на уроках обучения грамоте.
Цели, задачи, принципы и ожидаемые результаты логоритмики
С первых дней на уроках по обучению грамоте я обратила внимание, что в классе есть дети с речевыми и темповыми нарушениями, с общей моторной неловкостью, слабо развитым артикуляционным аппаратом. Также есть дети, у которых при выполнении физминуток наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса, нарушено чувство ритма. Поэтому я решила использовать в своей работе логоритмические упражнения. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). Таким образом, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
В основе логоритмики лежит теория и методика В.А. Волковой. Автор определяет логоритмику как форму активной терапии основанной на связи музыки, движения и слова.
Разрабатывая свои методические рекомендации, я опиралась на логоритмические игры-распевки, разработанные Т.С.Овчинниковой, Н.В.Нищевой, С.С. Железновым и Е.С. Железновой. Поскольку являюсь также и учителем музыки, я включила в методический материал не только отрывки фонограмм, но и произведения в собственном исполнении на музыкальном инструменте (фортепиано). Данный материал частично представлен в приложении.
Цель логоритмических упражнений — создать условия для преодоления речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Задачи логоритмических упражнений:
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- развивать речевое дыхание;
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Принципы логоритмики:
- принцип тесной связи речевого материала с музыкой и движением;
- принцип систематичности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип постепенного повышения требований;
- принцип повторяемости материала.
Средства и приёмы логоритмики:
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- ритмические упражнения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- счетные упражнения;
- пение, упражнения в игре на музыкальных, в том числе самодельных, инструментах;
- игры-распевки;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей;
- игровая деятельность;
- видео - минутки «Пластилинки. Азбука».
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- Боди – перкуссия (Body percussion') — это основные базовые звуки: хлопки, похлопывания, щелчки, топот, голосовые эффекты (свист, цокот и т.п.).
Оборудование: ноутбук, колонки, презентации, проектор, фортепиано, ноты.
Ожидаемые результаты применения логоритмических упражнений
соотносить темп речи, ритм движений и музыки;
сформированность произносительных навыков, подвижности
артикуляционного аппарата.
развитие фонематического восприятия;
сформированность интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания;
сформированность умения ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
сформированность способности вовремя реагировать на смену движений;
Практическое применение логоритмических упражнений
на уроках обучения грамоте
Тема урока |
Этап
|
Цель логоритмических упражнений |
Средства - приёмы |
Содержание |
Звук [а], буква А |
Открытие новых знаний |
Формирование умения различать звуки. Отработка дикции, правильного дыхания. |
Чистоговорка
|
Исполнение с разным интонированием тихо-громко (прил.1) |
Звук [о], буква О
|
Актуализация знаний |
Вырабатывать диафрагмальное дыхание, силу и правильное распределение выдоха, развивать подвижность языка, челюстей, губ. |
Песня |
«Зайчишка» Муз. И сл. М. Лазарева (прил.2) |
Звук [у], буква У |
Мотивационно – целевой этап |
Способствовать развитию ритма, речевого дыхания, развитию артикуляционного аппарата |
Песня
|
«Песня волка» Муз. О. Насонова Сл. К. Жаворонковой (прил.2) |
Звук [и], буква И |
Физминутка |
Формировать речевой слух, развивать умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму. |
Чистоговорка |
Придумай конец и жесты фразам (прил.1). |
Звук [ы], буква Ы |
Развитие речевого аппарата |
Формировать умения правильного произношения звука в заданном темпе, развивать подвижность языка. |
Скороговорка
|
Исполнение с разным темпом (прил.1) |
Звук [э], буква Э. |
Открытие новых знаний |
Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова. |
Пластилиновая азбука |
Видео-минутка (прил.1)
|
«Узелки на память» |
Развитие речевого аппарата |
Формировать способность различать в потоке отдельные звуки речи. Отрабатывать диафрагмальное дыхание, силу и правильное распределение выдоха. |
Пение |
Музыкальная голосилка (прил.2) |
Звуки [м] и [м´], буква М м. |
Физминутка
|
Развивать умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывает благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. |
Боди- перкуссия (хлопок, шлепок, топот, щелчок) |
Исполнение ритмичных движений. Звукоподражание (прил.2) |
Звуки [с] и [с´], буква С с. |
Мотивационно – целевой |
Способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Способствовать развитию ритма, речевого дыхания. |
Попевка |
«Лиса» Муз. О Насанова, сл. Н. Гридчиной (прил.2) |
Заключение
В результате систематического использования логоритмических упражнений у ребят в моем классе прослеживается положительный результат:
- развивается речевое дыхание.
- развивается правильное произношение звуков,
- формируется чувство ритма,
- эмоционально окрашивается речь,
- совершенствуется выразительность исполнения, умение перевоплощаться и двигаться в соответствии с выбранным образом
- повышается интерес к учебному предмету
- формируются коммуникативные компетенции
- первоклассники успешно адаптируются к школе.
Таким образом, создаются условия для преодоления нарушений устной речи, что позволяет ребёнку легче вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, ясно и четко выражать свои мысли.
В настоящее время я применяю элементы логоритмики и на других уроках в качестве физминуток, но в дальнейшем планирую разработать подобные рекомендации и по другим предметам. Материал постоянно пополняется, обновляется с учетом индивидуальных особенностей детей.
Список литературы
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб. : Детство-Пресс, 2001. – 48 с.
2. Волкова В.А. ЛогоритмикаМоскава «Просвещение» 1985 г
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии : Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
4. Железновы - методика раннего музыкального развития. Режим доступа: https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_rannego_muzykalnogo_razvitiya_zheleznovyh/id/930/
5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие ЛИНКА-ПРЕСС. – Москва, 2000.
6. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки СПб.: КАРО, 2009 – 64 с.: илл.
7. Пластилиновая азбука. Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLC3uW0vlsemWbrQhMQjTVy-4Cmg_19r2k
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.
9. ФГОС. Электронный ресурс: https://fgos.ru/
10. ЭОР. Электронный ресурс: http://eor-np.ru
Приложение 1
Логоритмические упражнения, направленные на развитие речевого аппарата (дыхания, голоса, артикуляции):
Тема: Звук [а], буква А. Чистоговорка. Исполнение с разным интонированием (тихо, громко, вполголоса).
Ам-ам-ам — каши тебе дам.
Аша—аша—аша — вкусненькая каша.
Аша—аша—аша — любит кашу Маша.
Ам-ам-ам-ам-ам — кушай кашу по утрам
Тема: Звук [и], буква И. Чистоговорка. Придумай конец и жесты к фразам.
Ги-ги-ги — мама жарит пироги. (Соединить пальцы вместе)
Си-си-си — тарелку принеси. (Соединяют ладошки)
Ри-ри-ри — молоко бери. (Жест стакана)
Ли-ли-ли — ешь быстрей, гулять пошли! (Марш)
Ди-ди-ди — быстро выходи! (Топнуть правой ножкой)
Ши-ши-ши — вышли малыши. (спокойный шаг)
Тема: Звуки [м] и [м´], буква М м.
Боди перкуссия (хлопок, шлепок, топот, щелчок).
Щелчки руками – Чики чики
Хлопки по груди – Токо токо
Хлопки по животу – Тэкэ тэкэ
Хлопки по ногам – Така така
Стук ногами Тум тум
Хлопок в ладошки – Па
Сначала я предлагаю сопоставить движение и звуки
Приложение 2
Упражнения, направленные на формирование музыкально - двигательного ритма
Тема: Звук [о], буква О. Песня «Зайчишка» Муз. И сл. М. Лазарева
В данном упражнении дети сочетают пение с движением.
1. Исходное положение, стоя у парты.
1 –я фраза хлопки ладонями по груди
2 – я фраза руки на поясе, подскоки на месте
3 – я фраза покачивания головой + хлопок
Тема: Звуки [р] и [р´], буква Р, р. Исполнить скороговорку с разной интонацией и движением.
1. Ехал Грека через реку, (изобразить руками движения езды)
Видит грека - в речке рак. (немного наклониться вперед, правой рукой показать движение волны)
Сунул грека руку в реку. (опустить левую руку вниз)
Рак его за руку - цап! (правой рукой изобразить укус).
«Узелки на память»
Музыкальная голосилка
(исполнение гласных звуков)
Тема: Звук [э] буква Э э. Пластилиновая азбука. Видео–минутка.
https://www.youtube.com/watch?v=qKzifPUhXN4
После просмотра видео-минутки назвать все слова, в которых встретился звук [э], дать устную характеристику звуку, самостоятельно выполнить звуковую схему любого слова. На выполнение задания отводится 2 минуты.