Использование метафорических ассоциативных карт в работе с проблемными подростками
Использование метафорических ассоциативных карт
в работе с проблемными подростками.
В настоящее время в нашей стране наблюдается рост негативных тенденций в детской и подростковой среде. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей группы «социального риска» в образовательном учреждении представляет собой многогранную и комплексную работу всей воспитательной системы школы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемным поведением требует постоянного анализа подростковой субкультуры и поиска новых и эффективных методов и приемов воздействия на несовершеннолетних.
В поведении проблемных подростков довольно часто отмечаются критичность к замечаниям педагогов, грубость, нарушения дисциплины, пропуски учебных занятий. Такие дети имеют высокую степень тревожности, агрессивности, у них отмечается низкая мотивация к учебной деятельности. К личностным особенностям данной категории несовершеннолетних относятся заниженная самооценка личности, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях или отсутствие мотивационных установок к этому.
Ребенок, не получающий достаточного количества взаимопонимания, любви и тепла, испытывает постоянное чувство боли, беззащитности, унижения. При осуществлении первичной коррекционной работы такие дети проявляют безучастие, отказ от диагностирования или явный негативизм. Многие просто не желают идти на открытый, доверительный контакт с педагогом-психологом, что осложняет качественную диагностику и дальнейшую коррекцию поведения.
Поиски «рычагов» воздействия на несовершеннолетних привели к использованию в работе с проблемными подростками метафорических ассоциативных карт.
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе психолога.
Изначально метафорические ассоциативные карты являются проективной методикой: важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.
Как самостоятельный жанр МАК появились в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.
В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них. Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН». Второй – израильский Институт «Норд» под руководством доктора психологии Офры Аялон. И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской. Большое разнообразие ассоциативных карт в России выпускает Санкт-Петербургское издательство «Речь» и издательство MACards.
Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога.
МАК представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.
В своей работе с проблемными подростками и несовершеннолетними «группы риска» я использую метафорические ассоциативные карты А. Тепляковой «Я – подросток». Данная колода предназначена для работы с подростками и представляет собой 70 сюжетных картинок, которые описывают различные моменты из жизни ребят. В ней проиллюстрированы события, происходящие с ребятами 10 лет и старше, ведь границы подросткового возраста сейчас крайне размыты.
Опираясь на картинки из колоды, подростку проще поделиться сокровенным, тем, что волнует, ведь рассказ не о нем, а о вымышленном персонаже. В любой момент ребенок может сделать шаг назад и сказать «ой, ну это не я» и остаться в безопасности.
Как правило, для подростков встреча с МАК является интересной, она облегчает для них выражение собственных эмоций и подталкивает к активной работе.
Педагог-психолог в процессе работы может обеспечить безопасную обстановку, способствующую искреннему доверительному общению с подростком, его раскрытию, самовыражению и рефлексии. Также к числу их достоинств можно отнести:
- создание общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни подростка;
- возможность решения проблем на символическом уровне;
- возможность привлечения неосознаваемых ресурсов психики;
- развитие творческих способностей;
- гибкие правила использования;
- возможность адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации и разрабатывать новые авторские техники;
- привлекательность МАК для подростков: яркие цветные картинки нравятся подросткам и вызывают приятные эмоции.
В работе с метафорическими ассоциативными картами следует придерживаться определенных универсальных принципов, выделенных Н.В. Дмитриевой, Н.В. Буравцовой:
1. Имажинативность и метафоричность. Возникающая при работе с картой метафора позволяет достаточно быстро и безболезненно проникнуть в бессознательный мир подростка.
2. Символизм. Каждый подросток видит в символе определенный, значимый только для него смысл, возникающий в результате интеграции сознательного (мысли, представления, идеи, воспоминания и пр.) и бессознательного материала.
3. Универсальность. МАК могут использоваться с подростками, имеющими различные проблемы: тревожность, конфликтность, зависимость и созависимость, низкая самооценка, ксенофобия, социофобия, проблемы детско-родительских отношений, девиации поведения.
4. Точность и однозначность, подразумевающее правильное, корректное и точное формулирование вопросов.
5. Доступность обращения к подростку. Обращенная к подростку речь должна быть ему ясна, понятна и должна совпадать с его речевой практикой.
6. Алгоритмизированность. Последовательность предъявления карт и сопровождающих их вопросов, которые строятся с учетом необходимости использования нижеследующего алгоритма психогенеза проблемы: диагностируется первая группа симптомов на основании начальных жалоб, предъявленных подростком, его родственниками или на основании непо- средственного наблюдения за его поведением; выявляются симптомы и синдромы, сочетающиеся с уже установленными; анализ карт и ответов на вопросы в контексте оценки этиологических факторов, типа реагирования на проблему (эндогенного, экзогенного, психогенного) и уровня расстройства или психического нарушения.
7. Адекватность и проверяемость. Реализация этих принципов требует уточнения конгруэнтности обсуждаемых понятий и исключения неэкологичной интерпретации ответов.
8. Безоценочность. Не бывает правильного и неправильного способа вытаскивать карты, также как не существует «правильной» и «неправильной» интерпретации карт. Педагог-психолог не имеет права навязывать подростку собственное мнение и свою интерпретацию о наличии того или иного симптома.
9. Ассоциативность актуализирует проблему посредством возникающих ассоциаций, помогающих заново пережить некоторые главы истории своей жизни.
10. Комплексность воздействия и др.
При работе с МАК «Подросток» используются следующие стратегии работы:
- Произвольный, открытый выбор карточек – подросток сам перелистывает колоду и выбирает изображения. Такой вариант является более безопасным для ребенка и менее тревожным.
- Закрытый выбор, выбор вслепую – ребенок вытягивает карту из колоды наугад, не видя изображений. Такой вариант с одной стороны сложнее, требует более глубокой работы, а с другой дает больший простор для бессознательного и привносит элемент игры.
В процессе работы с картами происходит сочетание следующих направлений деятельности в работе с девиациями:
Диагностика - выявление причин, способствовавших отклонению в поведении.
Коррекция – возможность изменений жизненных установок личности подростка, осознания им пагубности поведения и поиск возможных выходов из сложившихся ситуаций.
Консультирование и совместный анализ.
В процессе работы с подростком могут быть использованы следующие упражнения:
Упражнение «Мой идеальный мир»
Цель: выход на ресурсы, пояснение потребностей подростка.
Несовершеннолетнему предлагается самостоятельно выбрать несколько карт, которые могли бы отразить события его идеального дня. Картинки выкладываются в хронологическом порядке. Вопросы для работы:
- Как бы ты провел свой идеальный день?
- Кто был бы рядом с тобой в этот день? В том или ином событии?
- Как часто ты можешь позволить себе такой день? Что тебе мешает?
Упражнение «Люди, которые меня окружают»
Цель: прояснение особенностей коммуникаций.
Подросток сам перелистывает колоду, выбирает несколько картинок, рассказывающих о том, какие люди его окружают.
Вопросы для работы:
- Кто из этих персонажей мог бы быть твоим другом? Как ты строишь с ним отношения?
- С кем из выбранных персонажей у тебя мог бы возникнуть конфликт? Как бы он развивался? Кто вышел бы победителем?
Упражнение «Я разный».
Цель: исследование ролевых моделей в жизни подростка.
Просим несовершеннолетнего выбрать «вслепую» или самостоятельно персонажей, 4 из которых ему нравятся и 3 из которых вызывают негативные чувства. Вопросы для работы:
- Что за люди на этой картинке? (Можно попросить рассказать небольшую историю о каждом, составить его психологический портрет).
- Бывает ли, что в каких-то ситуациях ты ведешь себя так же как они?
- Что это за ситуации? О каких твоих навыках и сильных/слабых сторонах говорит это поведение.
Упражнение «Сложная ситуация»
Цель: исследование трудностей, конфликтов в жизни подростка.
Просим ребенка самостоятельно вытащить картинку, которая кажется сложной, трудно преодолимой. Предлагаем поисследовать ее, проанализировать.
Вопросы для работы:
- Что изображено на этой картинке? Какая ситуация?
- Что думают и чувствуют персонажи этой истории?
- Что происходило с ними час назад? Что будет происходить через час?
- Какой совет ты можешь дать героям истории?
В любом разборе ситуации по картинкам подростку необходимо предлагать вместе искать ресурсы для выхода из той или иной ситуации. Это помогает развивать у проблемных подростков поиск конструктивных вариантов выхода из проблемных ситуаций.
Помимо предложенных упражнений эту колоду можно использовать в любой модификации упражнений с МАК. Алгоритмы упражнений на основе метафорических для коррекции девиантного поведения подростков разработаны Н.В. Буравцевой в книге «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками». Это такие упражнения как «Два полюса агрессивности», «Управление гневом» и др.
Практический психолог Н. Львова так же предлагает достаточно большой спектр упражнений («Город эмоций», «Без маски» и др.), направленных на проработку эмоциональных проблем проблемных подростков. Ушакова Т.О. в приложение к колоде «Роботы» разработала замечательное методическое руководство по их применению с примерами упражнений, направленных на проработку различных проблем девиантных подростков, в частности, связанных с самооценкой и детско- родительскими отношениями.
На основе данных алгоритмов педагог-психолог, имеющий опыт практической работы с МАК может создавать собственные техники и использовать их в своей работе, учитывая индивидуальные особенности подростков и их потребности.
Таким образом, метафорические ассоциативные карты представляют собой инструмент, успешно применяемый в работе с девиантными подростками. Они могут использоваться в рамках проективной диагностики, консультативной и коррекционной практики, могут быть включены в содержание как индивидуальной, так и групповой формы работы. Включение МАК в работу с подростками позволяет создать комфортную обстановку, а также предложить безопасные упражнения для исследования проблемы подростка, даже такой, которая связана с травматичными событиями, так как карты позволяют выявить причины девиантного поведения подростков, зачастую неосознаваемые ими и таящиеся в сфере бессознательного.