12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полякова Елена Федоровна397
Россия, Московская обл., Павловский Посад
4

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт.

Задачи:

- развитие навыков профилактики синдрома хронической усталости и профессионального выгорания;

· способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;

- формирование благоприятного психологического климата;

- поиск ресурсов.

Количество человек: 8–10.

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Инструментарий: универсальные колоды метафорических ассоциативных карт: «ОН», «Cope», «Сага»; набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» Г. Кац, Е. Мухаматулиной); набор позитивных карт-картинок (можно составить из разных колод).

Ход тренинга.

Приветствие.

Шеринг.

Разработка правил работы в группе.

Примерный перечень правил:

конфиденциальность;

взаимное уважение;

равное время;

слушать каждого внимательно, говорить по одному;

искренность;

говорить о себе, от своего имени.

Упражнение - ледокол " Карта настроения ".

Цель: представиться и настроиться на тему группы.

Каждый участник выбирает одну (или несколько) карт, отражающих их настроение на данный момент, затем представляет карту группе. Если участники группы не знакомы между собой, то можно предложить им назвать свое имя и что-то рассказать о себе. Время: 5-7 минут.

Мини-лекция.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Вместе с учебной нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Упражнение «Я -такое дерево».

Используются карты «Дерево как образ человека».

Цель: способствовать самопознанию педагогов.

Инструкция педагогам: Рассмотрите карты с изображением деревьев. Выберите дерево, про которое вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор. Ответьте на вопрос: «А каким деревом вы хотели бы быть?»

Упражнение "Препятствия и возможности".

Цель: проработка личностных проблем, поиск ресурса.

1. Участники берут по 5-7 карт из закрытой колоды, рассматривают их, друг другу не показывают.

2. Один участник кладет свою карту на стол и рассказывает о проблеме, изображенной на карте.

3. Кто-нибудь из группы берет свою карту и предлагает возможное решение, которое содержится в его карте.

4. Участник, который озвучивал проблему, должен решить: достаточно этого, либо нужно сделать что-то еще. Если не хватает, тогда кто-то еще предлагает варианты решения.

5. Следующий участник предлагает свою проблему.

6. Игра идет до того момента, пока на руках у участников есть карты.

7. Затем можно предложить участникам поменять карты местами, та карта, которая была проблемой - становится решением, карта "решение" становится "проблемой".

8. В конце игры участники обсуждают смысл игровых проблем, ищут их связь с собственной жизнью.

6. Упражнение «Портрет педагога»

Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.

Работа в группах.

Инструкция: « Метафорически изобразите с помощью карт портрет эмоционально выгоревшего педагога. Расскажите о получившимся образе».

Инструкция: «Метафорически изобразите с помощью карт портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите о портрете, который у вас получился».

Инструкция: «В группах разработайте и запишите рекомендации, которые помогут предупредить или преодолеть эмоциональное выгорание»

Рефлексия, обсуждение. Ведущий делает акцент на том, что участники сами разработали рекомендации, нашли пути решения проблемы.

Упражнение "Молодец!"

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов, повышение самооценки педагогов.

Упражнение «Вскрываю карты или 9 фактов обо мне» (авторская техника Н. Вершининой)

Цель: выявления точек напряжения и ресурсных состояний.

Инструкция. «Я предлагаю каждому из Вас вслепую достать из колоды карты, которые будут продолжением фраз:

1. Факт моей биографии, который сделал меня лучше….

2. Самое весѐлое (нелепое) событие моей профессиональной жизни….

3. Факт моей биографии, за который мне до сих пор стыдно….

4. Самый дорогой подарок моей жизни….

5. Экстремальное событие моей жизни….

6. Момент моей биографии, когда я испытал «ощущение полѐта»…

7. Мой талант, моя уникальность состоит в том….

8. Событие моей профессиональной жизни, которое причинило мне боль….

9. Самый красивый поступок, который я совершил….

Рефлексия. Время: 15 минут.

Упражнение «Мозговой штурм».

Цель: выявление возможных «точек напряжения» вызывающих развитие синдрома эмоционального выгорания, поиск ресурсов, решений, сбор идей.

Психолог: Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это — естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы?

Инструкция: из колоды карт вслепую выбираете карту и предлагаете идею по коррекции

СЭВ, которая родилась из ассоциации с картой.

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

Время: 10 минут.

Упражнение "Удовольствие".

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.

Притча о колодце.

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

12. Шеринг.

Список использованной литературы.

Г. Б. Кац, Е. А. Мухаматулина. Метафорические карты. Руководство для психолога, «Генезис», 2013.

Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии, «Новосибирск: НИКП», 2015.

Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: "Ось-89", 2009.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.

Использованные ресурсы:

https://skladchik.com/threads/Рабочие-расклады-для-МАК.

http://www.b17.ru/media/8060/Метафорические карты. Техника "Препятствия и возможности". Автор О. Гаркавец

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.