Статья «Условия успешной работы с проблемными детьми»

2
0
Материал опубликован 19 October 2017

Ученику принадлежит центральное место в учебном процессе. Обучение должно сформироваться в образовании личности ученика.

Стоит ребенку однажды оступиться и попасть в список "проблемных" детей, часто за ним по жизни тянется дурная репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Сейчас проблема общения с "проблемными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Это потому, что численность "проблемных" детей неуклонно растет. Раньше "проблемными" детьми становились в основном подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "проблемный ребенок".

"Проблемные" дети - сложившееся понятие педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Причинами, в результате которых дети попадают в такое состояние, являются негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, невротизация в семье (запечатление неуравновешенных разрушительных эмоций), недостаток либо отсутствие положительного эмоционального опыта: ласки, приятия, признания, дружелюбия - тех переживаний, которые закладывают в раннем детстве здоровое, трезвое восприятие жизни и самого себя.

Перед таким ребенком везде и всюду возникает стена, запрет или отказ. Поэтому, возникают вопросы: "Что мы знаем о "проблемных" детях? Почему они становятся "проблемными" для нас?" . У таких детей неистребимо сильна жажда правды: они знают о необходимости правды в жизни, ценят ее высоко и следуют ей на свой лад, - это вообще характерно для детей. А вот совесть у "проблемных" детей ослаблена, искажена, и тем больше, чем больше зла, жестокости претерпел ребенок. Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие в его жизни трудности, взрослым важно прежде всего правильно выстроить отношения с ним. Взрослые привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать на них, а они постоянно воздействуют на нас, заставляя думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход. Нередко эти встречные влияния приобретают конфликтный характер, и вопрос решается так: "кто-кого". Приходится признать, что часто родители, педагоги и воспитатели, желая выиграть эту битву, удаляют детей от себя, исключают или отталкивают. Оттолкнув же, вздыхают с облегчением, чувствуя себя "победителями", но, безусловно, проигрывают детям и подросткам в духовно-нравственном и психологическом отношении.

"Проблемные" дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении "проблемных" детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

В конце 80-х годов активно обсуждалось явление детской депривации. Сам термин не является для нас новым, в русском переводе он звучит как "отчуждение", однако как специальный термин он все-таки не вошел в широкий педагогический обиход. В учебнике "Основы коррекционной педагогики" (М.,1999) депривация определяется как "психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов". На практике депривация проявляется как эмоциональная неуравновешенность, повышенная реактивность либо по типу взрывного агрессивного характера, либо - пассивного (плаксивость, затаенная обида), часто - в сочетании двух типов протекания (по отношению к слабым - реакция гнева, а к сильным - уязвленность, обида). Психологически эта ситуация переживается как отчуждение от самого себя, от творческих сил души, как неприкаянность собственного существования, что в конечном счете может привести к формированию болезненного и болезнетворного уклада души, условно назовем его "эгоистическая индивидуальность".

Процесс индивидуализации является базовым для психологического развития. В нем ребенок учится присваивать социальный опыт и обнаруживать себя в предметных действиях и в вещественных результатах. Ребенку все нужно попробовать самому, в во всем обнаружить границу, отделяющую его от мира. И так выясняя и бесконечно пробуя разнообразные границы внутреннего и внешнего мира, ребенок обретает свое психологическое "Я", закладывается основа сознания - индивидуальность, которая только в подростковом возрасте начнет радикально перестраиваться под напором накопленных и осознанных культурных ценностей, целей и смыслов человеческого существования.

Благодаря правильно построенному педагогическому общению, меняются в своем внешнем и внутреннем облике в лучшую сторону, начинают более серьезно относиться к учебе в общеобразовательной школе, раскрывают свои таланты и способности в кружках и творческих студиях. Эти дети охотно приходят на занятия, находят себе хороших друзей, с большим удовольствием отправляются с педагогами на экскурсии. Сердца "проблемных" детей, отогретые любовью и терпением психологов, педагогов и социальных работников.

Проблемы характера детей, агрессивное поведение закладывается в большинстве случаев семейными особенностями воспитания. Школа не может кардинальным образом изменить ситуацию, но наша задача не усугублять положение и не провоцировать агрессивное поведение учеников. Это возможно только в том случае, если мы будем учитывать реальные возможности и особенности подростка. Поэтому, обучая таких детей, надо помнить, что обычно они имеют бедность ценностных ориентацией, банальность желаний, отсутствие стойких увлечений, духовных запросов и невысокие интеллектуальные возможности.


 

Как бы мы не старались и как бы нам не хотелось, всё это будет проявляться, давать о себе знать, особенно во время урока. Бороться с данными потребностями бесполезно, поэтому необходимо ориентироваться на них, а также использовать в учебных целях!

Нужно создавать необычные ситуации и неожиданные для учеников формы и приемы. Это должна быть не боязнь получить «1», а интеллектуальное напряжение. Например, выбор правильного ответа из нескольких вариантов с аргументацией, выбор правильного ответа из нескольких правильных ответов (интеллектуальная провокация), самостоятельное придумывание заданий для одноклассников и последующая их проверка.

Потребность в признании и авторитете удовлетворяется созданием проблемных ситуаций, ответственность за выход из которых лежала бы на самих учениках. Особенно полезны групповые и микрогрупповые формы выполнения разных упражнений и проставление одной отметки за работу группы в целом. Деление на группы должно производиться по уровню подготовленности ребят, при этом задания могут быть различными для разных команд . Если сложный подросток вместо постоянного: «Не вертись! Не хами! Не списывай! Не мешай!» будет слышать «Решай задачу. №…Прочитай упражнение. Подумай над этим вопросом…», то учитель не будет выступать в его глазах провокатором и тем, кто ущемляет его личные права. Подростку не к чему будет придраться, следовательно, увеличиться концентрация внимания на учебном процессе.

В первую очередь необходимо учить учиться, необходимо организовывать обучение в интересах развития личности ученика в целом. Если держать высокий темп урока, то не будет времени нарушать дисциплину. Нужно также связывать сообщаемую информацию с интересами современных учащихся и ориентировать их на будущую профессию.

У многих детей пропадает интерес к учебе, это связано с тем, что взрослые не отвечают на познавательные вопросы детей. В данном случае необходимо научить детей искать самим эти ответы. И обязательно использовать мотивирующее введение в урок и помогать через любую информацию познавать себя, свои возможности и способности.

Новизна способствует развитию интереса к уроку.

Учебная работа сопровождающаяся положительными эмоциями, взаимной поддержкой и доверием , уверенностью в себе, необходима для выполнения любой поставленной цели.

Некоторые рекомендации для развития познавательной деятельности у учащихся:

1.Если трудности включения в работу – плохая дисциплина, низкая нормативность поведения, часто дети ощущают общую потерю смысла деятельности на уроках, то в этих случаях нужно делать перерывы, использовать двигательные упражнения в музыкальном сопровождении для разрядки , переключать на другие виды деятельности при утомлении.

2.Если у детей нет привычных навыков организации работы и совместной деятельности, то нужно не забывать о введение привычных для детей норм . Это могут быть совместные действия по типу: встали, собрались, вместе пошли, проверили работы, помогли другому и т.п.

3.Если у учащихся нет интереса к новой теме, то нужно использовать больше наглядных пособий (картинки, аудио или видео материалы , мультимедийную доску).Также нужно поощрять тех учеников, кто проявляет интерес, акцентировать внимание на удачах и успехах, правильной организации деятельности.

4.Если у учащихся появились сложности с пониманием задания и бедность словарного запаса, то нужно предлагать детям пересказывать своими словами задания, объяснять его другим, описывать ситуации, организовывать обсуждения, при котором дети должны понять друг друга и изучать новые слова.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.