Использование метода проектов в патриотическом воспитании обучающихся старшего школьного возраста
Использование метода проектов в патриотическом воспитании обучающихся старшего школьного возраста
Пенькова Яна Алексеевна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества», г. Среднеуральск
Аннотация. В современном обществе, к сожалению, все чаще наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связи между поколениями. В связи с этим возрастает роль патриотического воспитания учащихся. В статье рассматривается реализация патриотического воспитания через внедрение в образовательный процесс метода проектной деятельности.
Ключевые слова: патриотизм; формирование ценностных ориентаций; дополнительное образование; апробация метода проектов.
«Как нет человека без самолюбия,
- так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К. Д. Ушинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это залог стабильного развития нашей страны в будущем. Патриотизм призван дать некий новый импульс, толчок духовному оздоровлению народа, поколению, которое возведет Россию на первое место во всем мире, поможет приумножить национальные, культурные богатства, сделать жизнь своего народа проще, качественнее, и, конечно, дать уверенность в завтрашнем дне. Хочется добавить, что патриотизм – это еще и неотрывная привязанность к месту своего рождения, к своим предкам, к традициям, которые складывались десятилетиями.
Важно также, чтобы у подрастающего поколения, слово «патриотизм» ассоциировалось не со словом «война», а с понимаем того, что патриот – это человек, который сможет достойной представить свою страну и отстоять ее интересы.
В современном обществе, к сожалению, все чаще наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связи между поколениями. В связи с этим и возрастает роль патриотического воспитания учащихся.
Исходя из всего этого, целью патриотического воспитания, на мой взгляд, является воспитание уверенного, искреннего патриота, любящего, уважающего свою Родину, готового служить Отечеству трудом и защищать его интересы.
Задач и принципов патриотического воспитания множество, однако, педагог должен исходить из того, с какой возрастной категорией детей он работает, какие цели и задачи перед собой ставит, какие результаты должны быть достигнуты.
Педагог – это своего рода человек, управляющий сознанием учащихся, очень многое зависит именно от его деятельности, подачи материала, поэтому прежде всего, важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности, чувства уважения и толерантности по отношению к другим.
Формирование ценностных ориентаций учащихся, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом.
Во многом формирование патриотических чувств у учащихся зависит от развития эмоциональной и творческой сферы, что в свою очередь можно реализовать через внеурочную деятельность или дополнительное образование.
Проанализировав свою педагогическую деятельность за несколько лет, я определила, что одним из продуктивных путей патриотического воспитания в дополнительном образовании является апробация метода проектов. Так как возрастная категория моих учащихся преимущественно – старшеклассники, я долго размышляла как заинтересовать их, дать понять, что быть патриотом – это интересная и увлекательная творческая деятельность - то, от чего можно получать удовольствие, и одновременно приносить родному городу пользу, становясь достойным гражданином своей страны.
Мотивом для создания и работы над проектом любого типа и вида может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы, волонтерская деятельность и многое другое.
Один из самых первых и значимых проектов в нашей творческой мастерской является документальный фильм, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны города Среднеуральск. Памятный фильм был снят к 70 годовщине Великой Победы. Учитывая, что ветеранов, к сожалению, с каждым годом становится все меньше, материал является уникальной хроникой, наследием и историей о наших земляках - героях, подаривших мирное небо над головой.
Над созданием проекта работали учащиеся, возрастная категория которых 14-16 лет. В основе сюжета – история 3 ветеранов, поведавших о жизни в военные годы. Услышать множество фактов о событиях того времени из уст настоящих бойцов – большая удача и честь. В фильме также представлены фотографии из семейного архива героев, награды и их достижения (Рис. 1, 2, 3).
«Дума ДДТ» - инициативная группа детского самоуправления, действующая на базе образовательного учреждения «Дом детского творчества». Цель Думы – представление, защита интересов и прав обучающихся. В тесном взаимодействии с администрацией учреждения, инициативная группа оказывает всестороннюю помощь в организации мероприятий. Участники Думы и председатель избираются методом голосования сроком на 2 года. Предвыборная кампания стартует за две недели до избрания. В этот период претенденты заполняют анкеты установленного образца, презентуют себя и проводят дебаты.
В Доме детского творчества активно развивается волонтерская деятельность. Одним из самых серьезных и ответственных проектов стала роспись выписной комнаты городского родильного дома. Подобный опыт – хорошая возможность понять и оценить свою значимость как гражданина, настоящего патриота своей страны, запечатлеть частичку себя в истории родного края (Рис. 4).
Ежегодно Театральная студия нашего образовательного учреждения принимает участие в городском фестивале театральных коллективов. Два больших проекта учащиеся представили в виде патриотических постановок, сценарии которых были разработаны объединением самостоятельно и являются авторскими. Проекты дали возможность более полно и достоверно рассказать о событиях того времени. Атмосфера и эмоциональная стороны позволили обучающимся «прожить» историю своих героев, ощутить, насколько силен и отважен был человек Советской России в тяжелые времена Великой Отечественной войны (Рис. 5, 6, 7).
Уже несколько лет Дом детского творчества участвует в городской акции «Помним и гордимся», посвященной празднованию Дня Победы в годы Великой Отечественной войны. Мероприятие проходит в несколько этапов, целью которого является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Последние этапы – создание газеты и вручение подарков ветеранам ВОВ, осуществляют в своем большинстве обучающиеся творческого объединения «Основы журналистики». Ребята собирают по крупинкам информацию в период всей акции, после чего создают спецвыпуск газеты «Третий остров». Пишут тексты, фотографируют, верстают материал обучающиеся самостоятельно, выполняя инструкции педагога рекомендательного характера.
Патриотическое воспитание в дополнительном образовании - многогранная, систематическая, скоординированная и направленная деятельность, которая может осуществляться с помощью различных методов и подходов в обучении.
Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что наиболее интересным и продуктивным методом патриотического воспитания среди обучающихся старшей возрастной категории являются различные виды проектов. Данный метод позволяет увлечь, заинтересовать - побуждает вести активную деятельность, желание обучаться и посещать занятия. А самое главное, работа над проектом воспитывает такие качества, как ответственность, исполнительность, умение работать в команде, помогает чувствовать себя полезным и нужным, частью чего-то большего, пусть не в масштабах всей страны, но во благо своей маленькой родине в лице города Среднеуральск.
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/;
Морозова, Н.Н. Формирование патриотического отношения к малой родине. – М.: Спб, 2009. – 37-64 с.
Рис. 1. Туганских Алексей Николаевич,
ветеран Великой Отечественной войны
Рис. 2. Семенов Иван Петрович,
ветеран Великой Отечественной войны
Рис. 3. Бабин Геннадий Иванович,
ветеран Великой Отечественной войны
Рис. 4. Роспись стен родильного дома в г. Среднеуральск
Рис. 5. Патриотическая постановка, театральная студия МБУ ДО «ДДТ»
Рис. 6. Городской фестиваль «Театральная весна – 2018»
Рис. 7. Театральная постановка «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова.