Статья «Использование методов проекта на уроках информатики»
Тема: использование методов проекта на уроках информатики
Аннотация. В статье представлено краткое описание нестандартного
метода организации учебно-воспитательного процесса при изучении информатики
- применение метода проектов. Дается обоснование его исключительной эффективности как средства формирования ключевых компетенции
Постановка проблемы. По мере информатизации нашего общества, в
мере его вхождения в мировую сообщество нарастает потребность в воспитании детей, способных жить в современном обществе, которые умеют общаться и взаимодействовать, и имеют целостное представление о мире и его информационную единство. Современное общество заинтересован в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к жизни, постоянно меняются. Современная школа должна создать условия для формирования такого лица. И эта задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов. Современное поколение молодых людей имеет возможность использовать широкий спектр средств коммуникации, обработки и хранения информации: персональные компьютеры, подключенные к Интернет, кабельное и спутниковое телевидение, мобильная связь, Web-технологии, дистанционное и виртуальное обучение, доступ через сеть Интернет в крупнейших библиотек мира, электронную почту, непосредственное общение со всем миром в реальном времени.
Стремительное развитие компьютерной техники и ее разнообразного программного обеспечения - это одна из характерных примет современного периода развития общества.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
Ø гибко адаптироваться в переменных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
Ø самостоятельно критически мыслить;
Ø грамотно работать с информацией;
Ø быть комуникабельными;
Ø самостоятельно работать над развитием личной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Информатика - это предмет, который не стоит на месте, а развивается.
Содержание учебного курса «Информатика» направлен на овладение учащимися методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков рационального и мотивированного использования компьютеров в своей учебные, а позже и профессиональной деятельности.
Технологии, основной частью которых является компьютер проникают практически во все сферы человеческой деятельности. То, что еще недавно было фантастикой, сейчас стало реальностью. Компьютер стал непременным атрибутом рабочего места работников банков, налоговых инспекций, библиотек, врачей.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы применения метода проектов в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников раскрыты в трудах М.Ю.Бухаркинои, В.В. Гузеева, М.В. Моисеевой А.П. Орешко, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И. Д. Чечель и др. Анализ исследований показывает, что метод проектов эффективно используется в преподавании таких отдельных учебных дисциплин, как иностранный язык, украинский язык, трудовое обучение, математика, физика, информатика (программирование) и способствует интенсификации индивидуализации образовательного процесса, активизации и формированию умений, навиков познавательно-исследовательской деятельности учеников. При этом недостаточно привлекаются знания из других смежных областей. В целом констатируем, что проблема применения в учебном процессе общеобразовательной школы данного метода, оценка его педагогической значимости не рассматривается комплексно, системно. Также и была обнаружена необходимость четче определение сути содержания и структуры учебных проектов, дидактических условий их применения в учебном процессе, оценки педагогической ценности этого метода.
Таким образом возникает педагогическая проблема: с одной стороны, в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) в разные сферы человеческой деятельности современного общества, предъявляет особые требования к информационной культуры личности, способной самостоятельно решать поставленные перед собой задачи; с другой стороны недостаточно разработаны технологии и методы обучения, учитывающие процесс информатизации общества, и формированию умений оперировать информацией (знаниями), самостоятельно ее приобретать, превращать и применять на практике. Решения данного противоречия мы видим в использовании метода проектов при изучении информатики с привлечением знаний из предметных областей, изучаемых школьниками.
Поэтому целью статьи является разработка технологии использования метода проектов во время изучения информатики в старшей школе.
Изложение основного материала. При преподавании предмета информатика проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение позволяет обучать самостоятельном мышлению и деятельности, системном подхода в самоорганизации, дает возможность обучать групповые взаимодействия.
Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов не является новым для украинских школ. Он является одним из измерений культуры прошлого века.
Первым применил понятие «метод проектов», а также научно описал его и попытался классифицировать американский профессор В.Килпатрик. Им было провозглашено основная задача школы «воспитание свободных граждан», которое должно состоять из «системы целевых проектов». В частности он выделил четыре типа школьных проектов:
1) Воплощения идеи или плана в наружную форму.
2) Преодоление интеллектуальной преграды.
3) Получение новых знаний и опыта.
4) Получение эстетического наслаждения.
В ХIХ веке в США для обучения сельскохозяйственных рабочих стали использовать проект на определенную тему (например, «Как стричь овец ножницами»), в ходе которых ученики получали не только теоретические знания, но и приобретали практических умений.
Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматические педагогике для организации целенаправленного деятельности детей с учетом их личных интересов.
В 60-70 годах в США развернулась критика этого метода, поскольку его масштабное применение привело к снижению уровня теоретических знаний учеников общеобразовательных школ. Но, несмотря на это, уже более 80 лет по проектной технологией работают педагоги многих западноевропейских стран и США. В 1987 возникло новое направление в образовании - продуктивное обучение, основанный на методе проектов.
Метод проектов, на который возлагались большие надежды в модернизации украинской образования, взволновал Украинский педагогический сообщество в начале прошлого века. Идеи школы будущего Джона Дьюи, реализованы Вильямом Килпатриком, были реконструированные советскими педагогами-новаторами в виде трудового метода обучения. «Сейчас не так важно, что будут ученики изучать в школе, важно, чтобы школа дала умение им самостоятельно учиться и работать, и тогда они смогут в течение жизни, в зависимости от необходимости, овладевать те или иные знания», - писала Н. Крупская в 1922 г..
Метод проектов распространился в педагогике и практике украинской школы в 20-х годах, во времена масштабного реформирования школьного образования. Дальнейшее развитие этого метода в отечественных школах связано с именами отечественных педагогов (В. Шульгин, А.Ф. Петровича, Л. Миловидова, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьева и др.). Сторонники метода проектов объявили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни. В 20-е годы в советской школе активно используется метод проектов.
В 1931 году, метод проекта в Украине было осуждено и запрещено, закрыты и отбросить. В 30-е годы школа была полностью переведена на традиционное обучение и был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. С тех пор у нас не делали каких-либо серьезных попыток возродить метод проектов. Приобретенный за это время отечественный опыт проектной формы организации образовательного среды не стал предметом изучения и обобщения на научно-теоретическом уровне и не получил распространения на практике.
Я предлагаю рассмотреть методику использования учебных проектов на предмете информатика для изучения одной темы или крупного тематического блока содержания по следующим определяющих моментах:
• Выбор или разработка учебного проекта;
• Информационно-техническое обеспечение учебного проекта;
• Терраса учебного проекта в учебном процессе;
• Адаптация учебного проекта;
• Разработка учебного проекта;
• Задача учебного проекта;
• Этапы работы методом проектов.
В первом семестре изучения курса информатики в 11 классе предлагается изучение раздела «основы алгоритмизации и программирования».
Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как школа готовит человека прежде всего к активной деятельности в различных сферах экономики, культуры и политической жизни общества.
Современные информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в переменных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
- самостоятельно критически мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- самостоятельно работать над развитием личной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для этого необходимы прежде всего возможности привлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого ученика, применение на практике полученных знаний и четкого осознания где, каким образом и для которых целей эти знания могут быть применены . Это возможность работать вместе, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные комуникативные умения, возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования личной независимой, но аргументированного мнения по той или иной проблемы, возможности ее всестороннего исследования. Реализация данной цели требует современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений.
Содержание учебного курса "Информатика" направлен на овладение учащимися методами и средствами информационных технологий . Но во время учебы возникает целый ряд проблем, которые связаны с низкой мотивацией учебной деятельности, неравномерности общей подготовки учеников.
Как заинтересовать? Что сделать?
Достичь этого можно только четкой организацией учебного процесса, созданием атмосферы доброжелательности на уроках, предоставлением каждому ученику возможности проявить свое «Я», почувствовать собственную значимость. Изучая современные педагогические теории по организации учебного процесса, в частности личностного ориентированного обучения, я заинтересовался методом проектов.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализации личности, развитие ее возможностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя.
Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы строить свои уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развивать ситуацию успеха, творчества, уважать интересы каждого. Индивидуальные и групповые проекты развивают способности учеников: поисковые, творческие ...
Моя работа в процессе обучения информатики направлена на конкретную ЦЕЛЬ - сформировать у учащихся знания и умения по каждой теме школьного курса информатики. Благодаря использованию метода проектов этой цели можно добиться на более высоком уровне. В процессе работы над проектом ученики имеют устойчивую мотивацию к учебной деятельности, происходит процесс закрепления полученных навыков работы над конкретной темой.
Я использую метод проектов как творческую, индивидуальную или групповую деятельность учащихся в течении одного урока, или изучения Конкретно темы. Такая работа формирует навыки самообразованием учащихся и состоит из нескольких этапов:
- Подготовительный, который связан с формирование проблемы, обоснование ее социальной и практической значимости, а также выдвижение гипотез относительно ее решения;
- Исследовательский этап - планирование работы, определение методов исследования, распределение обязанностей между разработчиками проекта;
- Реализация проекта;
- Защита проекта - обсуждение проекта и процесса его выполнения.
При выборе темы, я не навязываю ученикам тематические будущей работы. Ведь выбор темы это одна из составляющих первого этапа разработки проекта. При этом ученики имеют сами определить название и подобрать материал, который позволит проиллюстрировать возможности той приложения на основе которой будет создан проект. Разнообразие тематик проектов, демонстрируют личные интересы и приоритеты учеников.
Во время работы над проектом ученики используют:
- ресурсы Интернета, с помощью которых ученики также приобретают навыков правильно формировать запросы для поиска данных, обрабатывать полученную информацию;
- вспомогательная литература: статьи из журналов и газет, научно-техническая литература, лекционные и практические материалы уроков.
Выбрав тему, определяем вместе с учениками идею и вместе обсуждаем ее. Предварительно продумываем возможные варианты проблем, которые важно исследовать. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с моей подачи. На данном этапе использую «мозговой штурм» с последующим коллективным обсуждением. После формирования групп (если это групповые проекты), распределения обязанностей (учитывая способности), обсуждаем возможные методы исследования, поиска информации, способы оформления конечных результатов (презентация, защита, творческие работы и т. Д.).
Рассмотрим реализацию данной интерактивной технологии, метода проектов, на уроках информатики на примерах изучения конкретных тем.
Тема: Текстовый редактор.
Проект: Я хочу рассказать ...
При изучении данной темы рассматриваю следующие вопросы:
- Системы обработки текстов, их классификация, назначение и основные функции. Загрузка текстового процессора. Система указаний текстового процессора. Считывания текста с внешних носителей и его сохранения на внешних носителях;
- Редактирование текста. Использование буфера обмена. Работа с фрагментами текста - выделение, копирование, удаление, вставка, перемещение, поиск и замена фрагментов текста
- Форматирование текста. Работа со шрифтами.
Шаблоны документов и работа с ними
- Использование таблиц в текстах. Создание таблиц, редактирование и форматирование
- Работа с графическими объектами в среде текстового процессора. Автофигуры
- Работа со встроенными объектами в среде текстового процессора. Введение формул, построение диаграмм, создание структурных схем. Структура документа. Печать документа.
- Итоговое занятие по теме "Текстовый процессор".
Тип проекта: информационный.
Ожидаемый результат: созданный и оформленный средствами программы документ.
Цель: ученики должны использовать навыки ввода, редактирования и форматирования текста, работы с таблицами, графическими объектами и самостоятельно создать документ, по выбранной теме.
Ход проекта:
На первом уроке во время мотивации изучения данной темы, общей характеристики темы, ученикам объявляется, что результатом изучения данной темы Станне создания и защиту индивидуальных проектов. В качестве проектов могут быть развертки, брошюры, пресс-релизы, газеты, рекламные плакаты и тд., С любой темы, которая выбрана самими учащимися, согласно их интересов. А потому, на следующих уроках процесс приобретения новых умений и навыков происходит с большим интересом и активностью, так как ученики понимают, что все это необходимо применить к реализации своего собственного проекта. В процессе изучения данной темы, я контролирую, координирую промежуточные этапы работы над проектом (выбор темы, подбор материала, таблиц и т.д.).
Важным этапом при работе с проектом является выбор темы, поскольку ученик должен выбрать тему, которая интересна НЕ только ему лично, но и учесть интересы других и возможность заинтересовать учеников при защите своей работы. Кроме того, ученики должны учесть специфику программы и подобрать материал, который соответствует определенным требованиям, с которыми ученики знакомятся в начале изучения темы.
Другим важным этапом создания проекта является его реализация на компьютере. Они приобретают опыта работы с программой, который подкреплений интересом и желанием создать лучший продукт.
Во время защиты ученики рассказывают о причинах актуальности выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность описывают те проблемы, которые возникли во время создания проекта и пути их устранения и представляют собственный проект. После этого происходит обсуждение данного проекта, ученики высказывают свои замечания и рекомендации, выставляется оценка. Таким образом ученики приобретают не только определенных умений и навыков, но и имеют возможность самостоятельно создать достаточно качественный продукт.
Вот результаты, которые мы видим в ходе выполнения проектов.
Для ученика.
1.Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство);
Умение представить информацию в доступном, эстетическом виде;
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
• Умение работать в группе, в команде;
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения;
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. повышается уровень информационной культуры, включая работу с разной техникой (принтер, сканер, микрофон и так далее)
4. Ученик основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
Для учителя.
1. Учитель должен возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться в внекласной работе, на уроках.
2. повышается уровень учителя как энтузиасты, специалиста, консультанта,
руководителя, координатора, эксперта
3. Учитель перестает быть «наглазником», а становится педагогом широкого
профиля.
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную деятельность.
Применение метода проектов способствует формированию у старшеклассников следующих компетенций:
- Коммуникативная (навыки и желание работать совместно,
взаимодействовать нести взаимную ответственность, сотрудничать)
- Информационно-коммуникационных (с помощью приобретения опыта поиска нужной информации, в частности через интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов)
- личных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).
Выводы. Современное общество требует от педагогов поиска,
внедрение новых методов обучения, тех методов, которые значительно лучше готовить учеников к жизни в постиндустриального (информационном)
обществе. Метод проектов НЕ только учебная технология, но и воспитывающая, способствующая формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей.