Статья на тему «Использование метода проектов на уроках истории»

1
0
Материал опубликован 20 February 2023 в группе

Использование метода проектов на уроках истории

В последние десятилетия человек и мир вокруг него очень изменились. Современный ребенок практически перестал интересоваться информацией в готовом виде, он стремится найти ответы на вопросы сам, изучить мнения разных специалистов, проверить на собственном опыте, самостоятельно найти пути решения и сделать выводы, таким образом, совершив небольшое открытие. 

Новые стандарты в образовании также говорят нам о том, что пора перестать воспитывать пассивную личность. Ученик должен учиться анализировать, сопоставлять, сравнивать, сталкиваться с трудно решаемой ситуацией. В этом случае у него будет формироваться свое мнение, умение думать, творить. Для формирования данных процессов как нельзя лучше подходит метод проектов. Он был разработан еще в начале XX века такими учеными как: Д.Дьюи, Э. Парикхерст, У. Килпатрик, Е.Коллинс.

Метод проектов – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе проектной деятельности учащемуся предоставлена свобода в решении задачи, возможность сотрудничать с группой детей, и более гибко распределено учебное время.

Я считаю, что такой учебный предмет, как история, дает огромные возможности, как для учителя (преподавателя), так и для учащихся (студентов), использовать проектную деятельность во время изучения самых разных тем. В связи с этим, хотела бы поделиться опытом использования метода проектов на примере изучения темы «Русская культура XVIII века». Данное занятие было проведено мною для студентов группы первого курса возрастной категории 16-17 лет.

В самом начале занятия я разыграла следующую ситуацию. Грядут новогодние каникулы, и мои друзья пригласили меня посетить один из старинных русских городов, в котором находится музей культуры XVIII века. Музей состоит из четырех залов и, к сожалению, из-за большого числа посетителей, сходить я могу только в один зал на выбор: культура петровского времени; образование середины – 2-й половины XVIII в.; наука середины – 2-й половины XVIII в.; искусство середины – 2-й половины XVIII в. Так хочется побывать везде, но нужно сделать выбор. Поэтому я предложила студентам сделать обзор данных залов, собрав информацию о них, оформить ее на мини-плакате и представить мне и учебной группе.

Для решения данной задачи студенты были разделены на четыре подгруппы. В распоряжении у ребят находились тексты с информацией о той или иной теме (зале), инструкционные карты по работе с текстом, (Пример в приложении 1), мини-плакаты, иллюстрации для оформления плакатов, листок с «Ромашкой Блума» (Приложение 2) для формулировки возникших вопросов на этапе защиты работ.

На первом этапе студенты работали индивидуально, изучая тексты, выделяя основную мысль. На втором этапе работа велась в группе, так как оформляя информацию на плакате им было необходимо договориться о расположении отдельных элементов и частей, цвета и формы заголовка и надписей. На этапе защиты работы студентам было дано право решить кто будет представлять плакат. Кто-то презентовал ее в паре, кто-то всей группой, а кто-то выбрал для презентации всего одного человека. По ходу защиты имели место дополнения, уточнения, а также ребята, из других подгрупп, задавали вопросы на понимание, уточнения, простые вопросы, используя при их формулировке прием «Ромашка Блума». После того как были заслушаны все подгруппы, я провела небольшую оценку проделанной работе, отметив плюсы и минусы, заострив внимание на некоторых моментах в речи ребят, в умении держаться у доски и публично представлять информацию. И конечно, выбрала зал, который собираюсь посетить, это зал культуры петровского времени.

Анализируя проделанную работу и, оценивая метод проектов, применяемый мною в своем учебном предмете, хотела бы отметить ряд преимуществ.

Во-первых, в ходе данной работы студенты заняли не пассивную позицию, как слушатели, а активную наиболее полно включась в учебную деятельность. Этот факт уже вызвал интерес у большей части группы.

Во-вторых, у ребят была свобода в оформлении информации на плакате. Одна группа изложила ее в виде блог-схемы, вторая в виде кластера, кто-то хаотично наклеил картинки, подписал их и отдельно выписал тезисы. В этой связи проявилась творческая инициатива студентов, их художественные способности.

В-третьих, чтобы защитить свою работу учащиеся продемонстрировали формирование навыков грамотной речи, выражали свою мысль, подводили итоги. Коммуникативные умения формировались и проявлялись и во время подготовки плаката. 

В-четвертых, учащиеся формировали навыки правильно задавать вопросы с одной стороны, а с другой грамотно на них отвечать, высказывая, где это необходимо, свою точку зрения.

Подводя итог могу сказать, что метод проектов отлично вписывается в предметы гуманитарного цикла, и дает большие возможности для формирования целого ряда личностных и учебных навыков и умений. Формирует в обучающихся самое основное, на мой взгляд умение – самообразование, которое безусловно может стать залогом становления успешной личности.






























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкционная карта по работе с текстом


Задание. Оформите основные положения достижения Русской культуры петровских времен.на мини-плакате.

А) прочитайте текст на с. 278-281 «Новшества в культуре петровских времен»

Б) выделите карандашом основную мысль (даты, открытия)

В) оформите достижения культуры этого периода на мини –плакате

Подготовьте устный рассказ о достижениях культуры петровских времен, используя следующие фразы-клише.

Поработав в группе, мы хотим представить основные достижения культуры петровского времени.

В начале 18 века появились учебные заведения, такие как _____________________________________________________________________________

В 1708 – 1710 гг. была упрощена _________________.

В 1702 г. вышла первая газета ___________________________________.

Произошли изменения и в науке. В 1714 г. открыта_________________________________.

В 1719 г. _____________________________________________________________________.

В 1725 г. _____________________________________________________________________.

Известным общественным мыслителем был _____________________, он говорил о _________________________________________________________________________.

Известными архитекторами были _______________________________________________.

В это время строятся ___________________________________________________________.

Знаменитым мастероми-живописцами были _______________________________________, интересна  картина ____________________________________________________________.

В литературе главным героем выступает __________________________________________.

Пример такого героя описан в произведении ______________________________________.

Таким образом, можно сказать, что (сделайте общий вывод по теме)___________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Простые

Кто? Что?

Когда?

Где?

Как?

Сколько?

Кем?

Уточняющие

Правильно ли я понял…?

Ты действительно думаешь, что…?

Какова главная идея…?

Что это означает…?

Как вы можете объяснить…?

Можно ли сказать другими словами…?

Практические

Где вы в обычной жизни можете наблюдать…?

Как можно применить…?

Что можно сделать из…?

Как можно решить проблему…, используя знания о…?

Как применить для решения проблемы…?

Объясняющие

«Почему?...»

Творческие

«Что будет, если…?

Что можно предположить?

Оценочные

Как вы относитесь?

Вы согласны?

























Список использованных источников

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл.ред. В.Г. Панов.- Москва: Большая Рос.энцикл., 1993-1999.-27 см.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (Минпросвещение России от 18.07.2022 № 568)

Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2017. – 360 с. 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.