Статья на тему «Использование метода проектов на уроках истории»
Использование метода проектов на уроках истории
В последние десятилетия человек и мир вокруг него очень изменились. Современный ребенок практически перестал интересоваться информацией в готовом виде, он стремится найти ответы на вопросы сам, изучить мнения разных специалистов, проверить на собственном опыте, самостоятельно найти пути решения и сделать выводы, таким образом, совершив небольшое открытие.
Новые стандарты в образовании также говорят нам о том, что пора перестать воспитывать пассивную личность. Ученик должен учиться анализировать, сопоставлять, сравнивать, сталкиваться с трудно решаемой ситуацией. В этом случае у него будет формироваться свое мнение, умение думать, творить. Для формирования данных процессов как нельзя лучше подходит метод проектов. Он был разработан еще в начале XX века такими учеными как: Д.Дьюи, Э. Парикхерст, У. Килпатрик, Е.Коллинс.
Метод проектов – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе проектной деятельности учащемуся предоставлена свобода в решении задачи, возможность сотрудничать с группой детей, и более гибко распределено учебное время.
Я считаю, что такой учебный предмет, как история, дает огромные возможности, как для учителя (преподавателя), так и для учащихся (студентов), использовать проектную деятельность во время изучения самых разных тем. В связи с этим, хотела бы поделиться опытом использования метода проектов на примере изучения темы «Русская культура XVIII века». Данное занятие было проведено мною для студентов группы первого курса возрастной категории 16-17 лет.
В самом начале занятия я разыграла следующую ситуацию. Грядут новогодние каникулы, и мои друзья пригласили меня посетить один из старинных русских городов, в котором находится музей культуры XVIII века. Музей состоит из четырех залов и, к сожалению, из-за большого числа посетителей, сходить я могу только в один зал на выбор: культура петровского времени; образование середины – 2-й половины XVIII в.; наука середины – 2-й половины XVIII в.; искусство середины – 2-й половины XVIII в. Так хочется побывать везде, но нужно сделать выбор. Поэтому я предложила студентам сделать обзор данных залов, собрав информацию о них, оформить ее на мини-плакате и представить мне и учебной группе.
Для решения данной задачи студенты были разделены на четыре подгруппы. В распоряжении у ребят находились тексты с информацией о той или иной теме (зале), инструкционные карты по работе с текстом, (Пример в приложении 1), мини-плакаты, иллюстрации для оформления плакатов, листок с «Ромашкой Блума» (Приложение 2) для формулировки возникших вопросов на этапе защиты работ.
На первом этапе студенты работали индивидуально, изучая тексты, выделяя основную мысль. На втором этапе работа велась в группе, так как оформляя информацию на плакате им было необходимо договориться о расположении отдельных элементов и частей, цвета и формы заголовка и надписей. На этапе защиты работы студентам было дано право решить кто будет представлять плакат. Кто-то презентовал ее в паре, кто-то всей группой, а кто-то выбрал для презентации всего одного человека. По ходу защиты имели место дополнения, уточнения, а также ребята, из других подгрупп, задавали вопросы на понимание, уточнения, простые вопросы, используя при их формулировке прием «Ромашка Блума». После того как были заслушаны все подгруппы, я провела небольшую оценку проделанной работе, отметив плюсы и минусы, заострив внимание на некоторых моментах в речи ребят, в умении держаться у доски и публично представлять информацию. И конечно, выбрала зал, который собираюсь посетить, это зал культуры петровского времени.
Анализируя проделанную работу и, оценивая метод проектов, применяемый мною в своем учебном предмете, хотела бы отметить ряд преимуществ.
Во-первых, в ходе данной работы студенты заняли не пассивную позицию, как слушатели, а активную наиболее полно включась в учебную деятельность. Этот факт уже вызвал интерес у большей части группы.
Во-вторых, у ребят была свобода в оформлении информации на плакате. Одна группа изложила ее в виде блог-схемы, вторая в виде кластера, кто-то хаотично наклеил картинки, подписал их и отдельно выписал тезисы. В этой связи проявилась творческая инициатива студентов, их художественные способности.
В-третьих, чтобы защитить свою работу учащиеся продемонстрировали формирование навыков грамотной речи, выражали свою мысль, подводили итоги. Коммуникативные умения формировались и проявлялись и во время подготовки плаката.
В-четвертых, учащиеся формировали навыки правильно задавать вопросы с одной стороны, а с другой грамотно на них отвечать, высказывая, где это необходимо, свою точку зрения.
Подводя итог могу сказать, что метод проектов отлично вписывается в предметы гуманитарного цикла, и дает большие возможности для формирования целого ряда личностных и учебных навыков и умений. Формирует в обучающихся самое основное, на мой взгляд умение – самообразование, которое безусловно может стать залогом становления успешной личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструкционная карта по работе с текстом
Задание. Оформите основные положения достижения Русской культуры петровских времен.на мини-плакате.
А) прочитайте текст на с. 278-281 «Новшества в культуре петровских времен»
Б) выделите карандашом основную мысль (даты, открытия)
В) оформите достижения культуры этого периода на мини –плакате
Подготовьте устный рассказ о достижениях культуры петровских времен, используя следующие фразы-клише.
Поработав в группе, мы хотим представить основные достижения культуры петровского времени.
В начале 18 века появились учебные заведения, такие как _____________________________________________________________________________
В 1708 – 1710 гг. была упрощена _________________.
В 1702 г. вышла первая газета ___________________________________.
Произошли изменения и в науке. В 1714 г. открыта_________________________________.
В 1719 г. _____________________________________________________________________.
В 1725 г. _____________________________________________________________________.
Известным общественным мыслителем был _____________________, он говорил о _________________________________________________________________________.
Известными архитекторами были _______________________________________________.
В это время строятся ___________________________________________________________.
Знаменитым мастероми-живописцами были _______________________________________, интересна картина ____________________________________________________________.
В литературе главным героем выступает __________________________________________.
Пример такого героя описан в произведении ______________________________________.
Таким образом, можно сказать, что (сделайте общий вывод по теме)___________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
_____________________________________________________________________________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Простые | Кто? Что? Когда? Где? Как? Сколько? Кем? |
Уточняющие | Правильно ли я понял…? Ты действительно думаешь, что…? Какова главная идея…? Что это означает…? Как вы можете объяснить…? Можно ли сказать другими словами…? |
Практические | Где вы в обычной жизни можете наблюдать…? Как можно применить…? Что можно сделать из…? Как можно решить проблему…, используя знания о…? Как применить для решения проблемы…? |
Объясняющие | «Почему?...» |
Творческие | «Что будет, если…? Что можно предположить? |
Оценочные | Как вы относитесь? Вы согласны? |
Список использованных источников
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл.ред. В.Г. Панов.- Москва: Большая Рос.энцикл., 1993-1999.-27 см.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (Минпросвещение России от 18.07.2022 № 568)
Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2017. – 360 с.